Крупный федеральный ретейлер «Лента» приобрел сеть магазинов «Улыбка радуги», работающую в формате дрогери. Об этом представители компании объявили в понедельник, 2 декабря. Сумма сделки не раскрывается. Ранее эксперты оценивали примерную стоимость актива в 35 миллиардов рублей. Разбираем, как изменится рынок, чего ждать покупателям, а также что будет с брендом «Улыбка радуги».
Что продали
Крупная мультиформатная розничная сеть (входит в топ-5 продуктовых ретейлеров) — «Лента» объявила о приобретении 100% голосующих акций АО «Торговый дом „Эра“» — компании, владеющей федеральной сетью магазинов непродовольственных товаров «Улыбка радуги». Последняя позиционирует себя в качестве магазинов по уходу за собой и домом, работает в формате дрогери. Этот термин обозначает магазины шаговой доступности небольшой площади, где можно купить всё самое необходимое для красоты, личной гигиены и ухода за домом. Такие магазины делают ставку на широкий ассортимент и демократичные цены. В формате дрогери работают, например, сети «Магнит косметик» и «Подружка».
Сетью «Улыбка радуги» управляет ООО «Дрогери Ритейл», зарегистрировано в 2007 году. Учредитель — АО «Торговый дом „Эра“» (сведений об учредителях в открытом доступе нет), директор — Алексей Баулин. В штате, по данным ФНС за 2023 год, — 3459 человек. По данным «Контур.Фокуса», за 2023 год выручка выросла до 12,5 миллиарда рублей, чистая прибыль понизилась до 147,7 миллиона рублей.
Сеть «Улыбка радуги» основал бизнесмен Андрей Трубицин. Первая точка открылась в Санкт-Петербурге в 2001 году, тогда еще под брендом «Ласка». С 2012 года она контролировалась совладельцами компании «Юлмарт» Дмитрием Костыгиным и Августом Мейером, затем владельцем выступала кипрская Ulybka Investments Ltd. В отчетности за 2022 год владельцем «Улыбки радуги» была указана Наталья Копылкова, которую СМИ называли бывшим топ-менеджером «Севергрупп» — акционера «Ленты».
«Улыбка радуги» считается пионером формата дрогери в России. Одной из первых в своем сегменте она начала выпуск товаров под собственными товарными марками (СТМ), запустила франшизу, вышла в онлайн, активно сотрудничала с крупнейшими маркетплейсами. Сейчас «Улыбка радуги» — это федеральная сеть, крупнейшая на Северо-Западе и в Поволжье, вторая в России.
По данным самой сети, в 270 городах России действуют более 1600 магазинов. Представители «Ленты» уточнили, что на 30 сентября 2024 года под управлением «Улыбки радуги» находилось 1535 магазинов общей торговой площадью 204 тысячи кв. м. и три распределительных центра. Розничная выручка за 9 месяцев 2024 года составила 29,6 миллиарда рублей, это на 17,4% больше, чем за тот же период прошлого года.
В Челябинской области сеть «Улыбка радуги» работает с 2016 года. По данным 2ГИС, в Челябинске и пригороде действует 26 торговых точек. Сеть активно открывает всё новые и новые точки.
О возможной продаже «Улыбки радуги» заговорили еще в 2022 году. По данным экспертов, возможным приобретением этой сети интересовались и «Магнит», и «Лента».
Кто купил
В руководстве «Ленты» назвали покупку логичным шагом на пути трансформации «Ленты» в мультиформатного игрока и выразили уверенность, что это позволит стать одним из лидеров в сегменте дрогери, а также уверенно закрепиться на растущем рынке парфюмерно-косметической продукции. По итогам года размер этого рынка может превысить один триллион рублей.
— Сделка позволяет нам одномоментно закрепить позиции в сегменте косметики и бытовой химии, предоставляющем значительные возможности для усиления нашего присутствия на российском розничном рынке. В результате слияния группа получит более полутора тысячи магазинов с квалифицированным персоналом и лояльной клиентской базой в Центральном, Северо-Западном, Поволжском и Уральском регионах, где позиции «Ленты» также сильны, — объяснил гендиректор группы компаний «Лента» Владимир Сорокин. — Последнее создает возможности для снижения затрат на логистику за счет совместной эксплуатации складской и транспортной инфраструктуры. Мы также видим потенциал синергии по коммерческим условиям на общий ассортимент и кросс-продажам товаров СТМ, которые пользуются особой популярностью у покупателей «Улыбки радуги». Приобретение сети «Улыбка радуги» значительно повысит конкурентоспособность «Ленты» в секторе непродовольственного ретейла, позволив стать еще ближе к нашим покупателям.
Компания «Лента» основана в 1993 году в Санкт-Петербурге. Учредители — международное ПАО «Лента» и кипрская «Лента Глобал Лимитед» (ей принадлежит 0,1% капитала). С 17 февраля 2021 года МКПАО «Лента» считается юрлицом, зарегистрированным в России (Калининград). Основной бенефициар — бизнесмен Алексей Мордашов. По итогам 2022 года «Лента» была четвертой торговой сетью продуктов питания и товаров повседневного спроса (FMCG) по версии Infoline, ее выручку оценивали в 537 миллиардов рублей. Под управлением «Ленты» — 2819 магазинов разных форматов и 14 распределительных центров. Общая торговая площадь — 2,3 миллиона кв. м. За 2023 год компания отчиталась о росте выручки на 14,5% — до 615,5 миллиарда рублей, чистая прибыль не указана.
Топ-менеджер «Ленты» заявил, что компания планирует применить опыт интеграции «Монетки». То есть сохранить ее операционную модель и управленческую автономность.
— Бизнес «Улыбки радуги» продолжит функционировать как отдельный формат с сохранением основных операционных процессов и существующего бренда, — добавил Владимир Сорокин.
ФАС России согласовала сделку. Она будет профинансирована преимущественно за счет имеющихся собственных денежных средств — до 30 июня 2025 года.
А вы чего вы ждете от этих магазинов после сделки?
Прогнозы экспертов
Для игроков рынка сделка не стала особой сенсацией. Разговоры об интересе «Ленты» к «Улыбке радуги» ходили уже года два. Более того, по словам экспертов, сеть дрогери уже была аффилирована с продуктовым ретейлером.
— Косвенно это подтверждается тем, что как минимум несколько месяцев в «Ленте» продаются некоторые СТМ (товары собственных торговых марок. — Прим. ред.) «Улыбки радуги». Например, щетки, зубные пасты и так далее. Это говорит о некой коллаборации, и она была больше, чем просто сотрудничество юрлиц, — отметил независимый консультант поставщиков торговых сетей, учредитель портала «Продукт медиа» Михаил Лачугин. — В целом для «Ленты» это, конечно, усиление позиций на рынке. Именно в сегменте непродовольственных товаров, так называемого дрогери-ретейла (бытовая химия, косметика, парфюмерия). У «Ленты» не было такого профильного игрока, как, например, «Магнит-косметик» у «Магнита». Соответственно, сейчас она его получает и тем самым усиливает позиции.
Эксперт не исключает, что будут точечные работы с ассортиментом — и в самой «Ленте», и в «Улыбке радуги».
— В какой-то степени это позволит сети дрогери более активно развиваться, потому что она сможет пользоваться ресурсом такой компании, как «Лента». Новый владелец сказал, что «Улыбка радуги» продолжит самостоятельную операционную деятельность, продолжит работать под своим брендом. Так что для покупателей по большому счету ничего не изменится, — резюмировал Михаил Лачугин.
В Челябинске продолжается активная трансформация продуктового рынка. Ранее закрылись магазины «Дикси». Резко сократил фирменные точки «Ариант». Два года назад в столицу Южного Урала зашла федеральная сеть «ВкусВилл», а в этом году она открыла первый даркстор. В Челябинске активно развивается уральская сеть «Жизньмарт». Действует несколько «жестких» дискаунтеров: «Доброцен», «Светофор», «Маяк», «Находка», «Чижик». Недавно в город зашел крупный игрок на рынке доставки продуктов, готовой еды и товаров для дома — «Яндекс. Лавка». В декабре новый магазин экономформата планирует открыть «Лента».