Такие данные во вторник, 9 марта, озвучил начальник управления по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции Генпрокуратуры Виктор Балдин в интервью РИА «Новости». В десятку самых коррумпированных наш регион вошел по итогам 2020 года.
— В лидерах по количеству зарегистрированных фактов взяточничества — Москва, — уточнил Балдин. — Далее — Татарстан, Ставропольский край, Московская область, Башкортостан, Краснодарский край, Челябинская и Ростовская области, Дагестан и Пермский край.
Как уточнили в региональной прокуратуре, число коррупционных преступлений в Челябинской области за год выросло на 8,4%.
— Рост достигнут за счет увеличения числа выявленных фактов получения взятки, дачи взятки, присвоения и растраты, коммерческого подкупа, — объяснила 74.RU начальник отдела по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции надзорного ведомства Елена Габитова. — При координирующей роли прокуратуры правоохранительными органами Челябинской области выявлено 812 преступлений коррупционной направленности. В общем количестве факты взяточничества составили 47% или 386 преступлений. Общая сумма взятки по выявленным преступлениям, предусмотренным статьям 290, 291.2 УК РФ составила 22 892 000 рублей.
«Средняя сумма взятки составила 72 737 рублей»
Среди самых громких — дело высокопоставленной чиновницы регионального Минздрава. Арину Устюгову задержали в декабре 2020 года при получении полумиллиона рублей. Вместе с деньгами ей передали и банку красной икры. В уголовное дело о получении взятки вылились и ремонты: например, Молодежного театра и зданий УралГУФКа. Фигурировали в уголовных делах не только чиновники и сотрудники муниципальных предприятий. В списке коррупционеров — силовики, медицинские работники, сотрудники детсадов, школ и вузов, почты.
— Мэрию Челябинска тоже давайте не сбрасывать со счетов. В мэрии Челябинска каждый год кого-то сажают, даже полгода, пожалуй. Как правило, речь идет о событиях полугодовой давности. Тот же случай с Извековым — это 2020 год, — напоминает политолог Александр Подопригора. — Он в 2020-м пришел к власти и через несколько месяцев, [как полагает следствие], уже взял взятку.
— В 2021 году данная работа продолжена, — подтвердила Елена Габитова. — Основной акцент сделан на противодействие преступлениям коррупционной направленности, имеющим широкий общественный резонанс, в том числе совершенным высокопоставленными должностными лицами органов государственной власти и местного самоуправления, а также связанным с освоением бюджетных денежных средств в приоритетных отраслях экономики. По результатам работы за два месяца 2021 года правоохранительными органами Челябинской области выявлено и поставлено на учет 108 преступлений коррупционной направленности, из них по фактам взяточничества — 67 преступлений.
Оппозиционно настроенный политолог Александр Подопригора уверен, что попадание в число лидеров — это тревожный сигнал для региональных чиновников.
— Обращает на себя внимание то, что регион попал на «почетное» седьмое место по всей стране, и то, что в прошлом-то году такого не было, и в позапрошлом — тоже. Это уже, скажем так, заслуга нынешних властей. Потому что надо понимать, что это не область попала в десятку самых коррумпированных, это чиновники попали на седьмое место в стране по уровню коррумпированности, — заявил 74.RU Александр Подопригора. — Это такой прогресс со знаком минус, это серьезное предупреждение, я считаю, нынешней областной администрации, да и городским многим [чиновникам] тоже со стороны Генпрокуратуры. Потому что подобного рода рейтинги делаются в Генпрокуратуре не просто так, они делаются в качестве сигнала определенного, индикатора.
«Красный свет зажегся для определенных регионов, коли они попали в черные списки»
Сравнивать Челябинск и Москву, возглавившую рейтинг, неверно, подчеркивает эксперт, но и на фоне остальных регионов наша область выглядит не слишком приглядно.
— В сопоставлении с другими регионами промышленными и не такими индустриальными, как Челябинская область, конечно, сравнение не в лучшую сторону для региона. И еще раз повторю, это определенный сигнал властям. Слишком много в последнее время [скандалов], нельзя уже кивать на Юревича, на Дубровского, на то, что они были нехорошие. Это уже всё касается ныне действующей власти, — уточнил Александр Подопригора. — В особенности это сигнал социальной сфере, потому что сейчас огромные деньги — и федерального, и областного, и местного бюджетов — идут через систему здравоохранения. Это и строительство новых объектов, и закупки медтехники. Именно сейчас, в том числе и в предвыборный год (не нужно сбрасывать политический фактор), центр будет всячески демонстрировать свое стремление навести порядок, восстановить какую-то социальную справедливость. И это, конечно же, аукнется на нечистоплотных чиновниках.
А вот провластный политолог Александр Мельников уверен — в том, что статистика подросла, есть осознанный вклад властей.
— Я посмотрел те регионы, те территории, которые названы среди лидеров. Для меня лично очевидны два фактора. Первое — в лидерах находятся те регионы, где выше значимость принимаемых решений, где больше потенциальной опасности для коррупции. И те регионы, где активнее ведется борьба по выявлению коррупционных преступлений, — прокомментировал данные Генпрокуратуры Александр Мельников. — Все-таки общая эта язва, я думаю, характерна для всей страны, и коррупционные процессы на протяжении десятилетий формировались. А то, что выявляют больше, активнее работают правоохранители, то, что им содействуют власти, — это, пожалуй, и сказывается на статистике.
«Крупные, экономически развитые регионы, где активно работают силовые структуры, есть содействие региональных властей, они и оказались на верхушке»
Среди самых свежих коррупционных скандалов — история депутата Законодательного собрания Армана Аракеляна. Парламентарий, директор компании «ДорстройГрупп», которого на прошлой неделе задержали силовики, будет находиться под стражей на время следствия по делу о «дорожной» взятке.