Более 470 миллиардов рублей — в такую сумму оценивается общий экономический эффект от запуска высокоскоростной железнодорожной магистрали (ВСМ) Челябинск — Екатеринбург. Она станет максимально быстрым, эффективным и безопасным транспортным коридором между городами-миллионниками, которые расположены всего в 200 километрах друг от друга. Впоследствии будет решаться вопрос о строительстве скоростной железной дороги до Магнитогорска. Об этом 27 апреля во время видеомоста, соединившего Москву, Казань, Ижевск, Владимир и Челябинск, заявил вице-губернатор Руслан Гаттаров.
Проект ВСМ Челябинск — Екатеринбург во многом обязан вице-президенту РЖД Александру Мишарину, отметил заместитель губернатора Челябинской области.
— Именно он убедил губернаторов Челябинской и Свердловской областей в том, что проект важен и за ним будущее. Дорога даст колоссальный эффект для развития обоих регионов, — сказал Руслан Гаттаров. — В Екатеринбурге эффекты будут чуть-чуть выше, потому что сам регион крупнее, и экономика у него больше. Но мы к этому относимся спокойно. ВСМ даёт возможность сформировать третью по величине в России (после Москвы и Санкт-Петербурга) агломерацию с населением свыше четырёх миллионов человек.
По словам вице-губернатора, сейчас подготовлен проект обоснования инвестиций. В правительство подано частное концессионное предложение, идут переговоры с Минтрансом.
— До конца года мы надеемся убедить правительство РФ в эффективности экономики, которая получится благодаря ВСМ. Скоростная дорога позволит создать фактически один город. Можно будет жить в Челябинске и работать в Екатеринбурге и наоборот, — объяснил Руслан Гаттаров. — ВСМ соединяет центры городов, два аэропорта, а также ещё несколько центров — Снежинск и Сысерть — в двух областях. Это территории перспективного развития, будем продумывать, какие производства там можно разместить, какие направления развивать.
Среди приоритетов Уральской высокоскоростной магистрали — минимальное время в пути, соблюдение экологических требований (обход заповедников и промобъектов), максимальная концентрация экономики вдоль дороги.
— Мы сейчас считаем, сколько денег будет вложено бизнесом на рубль государственных затрат на инфраструктуру в рамках государственно-частного партнёрства, — добавил Гаттаров. — Мы верим в этот проект, и пока всё получается очень интересно.
Он также напомнил о саммитах ШОС и БРИКС, которые Челябинск примет в 2020 году, и международной выставке ЭКСПО-2025, за которую борется Екатеринбург. И строительство высокоскоростной магистрали поможет решить сразу две важные государственные задачи.
Первый заместитель генерального директора ОАО «РЖД» Александр Мишарин считает Уральскую ВСМ очень хорошим проектом.
— По сути ВСМ — это межрегиональное метро. Это транспорт для всех — здесь можно быстро переместить и пассажиров, и грузы. И в первую очередь такие проекты способствуют развитию регионов. Скоростные магистрали дают новое качество жизни городам, через которые проходят, — сказал Мишарин. — Мы живём вдоль дорог, построенных 100-150 лет назад. Тогда новые технологические проекты тоже воспринимались по-разному. Я всегда привожу такой пример. В своё время две деревни в Сибири не смогли откупиться от постройки железной дороги. Их жители переживали и считали, что на поселениях поставлен крест. Что же стало с этими деревнями? На месте одной из них сегодня находится Новосибирск, а вторая называется Красноярском.
Вице-президент РЖД напомнил, что основная высокоскоростная магистраль Москва — Казань рассматривается как часть и пилотный проект ВСМ «Евразия», которая станет крупнейшим в мире проектом в сфере железнодорожного транспорта и объединит транспортные системы Европы и Китая. Уральская ВСМ в свою очередь дополняет главный российский проект. По словам Александра Мишарина, высокоскоростные магистрали имеют максимальный мультпликативный эффект среди видов всех видов транспорта. На каждый рубль инвестиций он составляет 1,46 рубля, а с учетом условий эксплуатации — 3,77 рубля.
На вопрос корреспондента 74.ru о стоимости высокоскоростной магистрали на участке от Челябинска до Екатеринбурга в сегодняшних ценах Александр Мишарин и Руслан Гаттаров предпочли ответить витиевато, мол, всё пока считается и обсуждается. Зато цифру, характеризующую эффект от ВСМ, вице-губернатор Челябинской области привёл.
— За время реализации концессионного соглашения по строительству скоростной дороги между Челябинском и Екатеринбургом (32 года. — Прим. автора) ожидаемые агломерационные эффекты составят более 470 миллиардов рублей, — сказал Руслан Гаттаров. — Это чистые деньги, которые поступят в бюджеты Челябинской и Свердловской областей, а также России.
По словам президента Центра экономики инфраструктуры Владимира Косого, ВСМ — всего лишь инструмент. Но он должен поменять сложившуюся ситуацию с пространственным развитием страны.
— Во времена СССР у нас была экономика, распределённая по большой территории. Но за последние 20 лет всё кардинально поменялось. Весь бизнес концентрируется там, где получает максимальную добавочную стоимость. Сейчас Москва и Питер сконцентрировали у себя более четверти валового национального продукта, — отметил он. — Челябинск и Екатеринбург вместе дают 6% валового продукта. Объединив эти территории, мы сможем создать третий в стране экономический центр. И за счёт расширения рынков труда, сбыта и так далее будет резко расти производительность труда и улучшаться общее благосостояние жителей.
— Любые крупные стройки — катализатор развития прилегающих территорий, — сказал руководитель департамента стратегии компании Cushman & Wakefield Евгений Попов. — ВСМ нужно рассматривать не только как транспортный, но и как градостроительный, урбанистический проект.
25 апреля в Москве на конгрессе «Российская неделя ГЧП» гендиректор хозяйственного партнёрства «Уральская скоростная магистраль» Сергей Бревнов презентовал проект высокоскоростной железной дороги Челябинск — Екатеринбург. Уральская ВСМ Челябинск — Екатеринбург претендует на финансирование в рамках так называемой «инфраструктурной ипотеки».
28 марта на заседании коллегии Минтранса в Москве губернатор Челябинской области Борис Дубровский поднял вопрос строительства высокоскоростной магистрали (ВСМ) Челябинск — Екатеринбург. Он заявил, что регион рассчитывает на дальнейшее развитие проекта при поддержке и координации Минтранса России.
О том, что проект высокоскоростной магистрали Челябинск — Екатеринбург внесли в федеральную схему территориального планирования, стало известно в начале марта.
Проект предполагает создание четырёх промежуточных станций и вокзальных комплексов (аэропорт Челябинск, Снежинск, Сысерть и аэропорт Кольцово), депо для высокоскоростного подвижного состава и строительство здания управления УВСМ. Общее расстояние между конечными станциями составит около 218 км. Завершить строительство и ввести магистраль в эксплуатацию планируется в 2024 году. Высокоскоростные поезда смогут разгоняться до 300 км/ч и преодолевать расстояние между центрами Челябинска и Екатеринбурга за 1 час 10 минут, включая остановки в аэропортах двух городов. Также инфраструктура УВСМ позволит организовать транзитное движение скоростных транзитных поездов Нижний Тагил — Челябинск, Челябинск — Тюмень, а в перспективе реализации ВСМ «Евразия» — запустить ночные высокоскоростные поезда Москва — Челябинск и Екатеринбург — Астана.
Для обсуждения условий соглашения между Минтрансом России и хозяйственным партнёрством «Уральская скоростная магистраль» утверждён порядок переговоров. С условиями для реализации проекта стороны определятся до 30 сентября.
Ранее РЖД оценивала предварительную стоимость строительства магистрали в 122,6 миллиарда рублей. Но на совещании администраций Челябинской и Свердловской областей в феврале прошлого года прозвучала цифра в 165 миллиардов рублей. Строительство будет вестись за счёт средств инвестора и привлечённого финансирования.
Компания «Российские железные дороги» утвердила программу строительства ВСМ Екатеринбург — Челябинск в начале 2016 года. В подготовке проекта создания Уральской высокоскоростной магистрали участвуют три стороны. К проекту подключилась китайская компания China Railway Group Limited и группа ЧТПЗ.
В феврале 2016 года 74.ru спросил читателей, насколько им важна возможность добраться до центра Екатеринбурга всего за час. «Было бы здорово сэкономить время на дорогу», — заявили 44,3% опрошенных. Лучше потратить все эти миллиарды на хорошую автотрассу, считают 41,7% участников опроса. 14% сказали, что ездят редко, поэтому им все равно. Всего в опросе приняло участие 534 человека.
У нас есть канал в Telegram, где мы публикуем самые интересные новости Челябинска. Если вы хотите одним из первых читать эти материалы, подписывайтесь: t.me/news_74ru.
Фото: Rzd.ru