Коричневые ларьки прямоугольной или цилиндрической формы можно встретить в разных районах города. Располагаются они в проходных местах — в основном на оживленных перекрестках. Обиты деревянными рейками а-ля «новый дизайн-код». Наверное, предприниматели заранее начали подготовку к летнему сезону, подумали мы и решили узнать подробности.
Правда, большинство киосков с надписью «Квас» пока еще закрыто. А некоторые вообще подобны «Летучему голландцу» — то появляются, то исчезают. Еще несколько дней назад квасной ларек стоял на перекрестке улиц Труда и Кирова, рядом с памятником Прокофьеву. А вчера вдруг исчез. Та же самая история — с киоском на улице Овчинникова.
Мы поездили по городу и нашли наконец действующий киоск, торгующий квасом. Он находится на остановке общественного транспорта «Улица Калинина» — в сторону Теплотехнического института. Ценник на прохладительный напиток висит, но что за компания или предприниматель торгует квасом, не указано. Обстановка внутри оказалась малопрезентабельной — столик и кег.
— Сегодня холодно, поэтому торговля плохо идет. А вчера жарища была — квас хорошо брали, — рассказала продавщица. — Везут его из Уфы, кто производит — не знаю. Но заводской, конечно. Вы же видите — он в кегах. И вообще у нас же клиенты — постоянщики, им всё нравится.
Стакан хлебного кваса в таком киоске продают за 15 рублей, литр стоит 70 рублей, а полтора — 105 рублей.
Как выяснилось, этот квасной киоск не новичок, он работал и в прошлые годы, только стоял чуть дальше по улице Калинина, по направлению к реке Миасс. По словам продавщицы, квасом они торгуют уже четыре года.
— Просто раньше торговали прямо со столов. А так все четыре года один и тот же хозяин. У него и другие киоски есть. Вон на Теплотехе два стоят, — уточнила женщина.
Имя предпринимателя она не назвала, но обещала передать ему наши контакты. Мы опубликуем точку зрения владельца киосков с квасом, как только получим информацию от него.
Вчера же распахнул ставни еще один квасной киоск — на перекрестке улиц Гагарина и Дзержинского в Ленинском районе. Дизайн торговой точки и цены на прохладительный напиток такие же, как в Калининском районе. И снова нет никакой информации о владельце киоска. Судя по всему, он относится к той же таинственной сети, чьи ларьки расставлены в разных районах города.
— Ни одного заявления на размещение нестационарных торговых объектов для продажи кваса к нам в этом году не поступало. Все подобные киоски в городе сейчас работают незаконно, поэтому в ближайшее время будут приняты меры по их демонтажу, — рассказал 74.RU руководитель управления по торговле и услугам городской администрации Сергей Березуев. — Мы не против, чтобы предприниматели торговали квасом в Челябинске. Но только после оформления соответствующих документов.
Сейчас в городе установлено больше двух десятков киосков для торговли квасом. Но все они, по словам Сергея Березуева, работают нелегально, а сами конструкции не соответствуют утвержденному дизайн-коду. В мэрии сообщили, что уже нашли владельцев квасных киосков и предупредили о том, что неправильные ларьки нужно убрать и оформить торговые точки так, как положено.
— Если предприниматели не выполнят предписания, то демонтажом незаконно размещенных киосков займется МКУ «Городская среда», — добавил Березуев.
Типовые эскизные проекты нестационарных торговых объектов разработаны и утверждены управлением по архитектурно-градостроительному проектированию города Челябинска еще в прошлом году. Самый маленький по размеру — площадью 5 кв. м — торговый киоск должен выглядеть вот так.
Сравните с квасными ларьками, которые разбросаны по городу. Очевидно, разница есть.
Несколько лет назад в Челябинске возродили торговлю квасом из бочек, как в советские времена. По словам Сергея Березуева, тогда этой работой занималась индивидуальный предприниматель Логанова, и у нее были все необходимые разрешения. Но года два назад она свернула бизнес.
Региональный координатор Ассоциации малоформатной торговли России Ирина Плещёва сообщила, что владельцы киосков по продаже кваса не входят в их организацию.
— Они всегда держались особняком. К нам в Ассоциацию не обращались, проблемами не делились, — отметила Ирина Плещёва. — Наверное, у них какие-то свои механизмы решения возникающих вопросов.
Квас — это традиционный славянский напиток с объемной долей этилового спирта не более 1,2%, изготовленный в результате незавершенного спиртового и молочнокислого брожения сусла. По российскому ГОСТу квас должен иметь освежающий вкус, аромат сброженного и консистенцию пенящегося напитка.
Производить квас — дело выгодное, указывают эксперты. Продажи этого напитка в России постоянно росли в последние годы. По данным BusinesStat, с 2015-го по 2019 год объемы продаж кваса увеличились с 577,2 до 608 миллионов литров.
— Квас — это исключительно русский напиток, за границей он непопулярен. Более того, иностранцы не очень понимают, в чём его прелесть. А жителям нашей страны квас всегда нравился. В советское время на улицах стояли квасные бочки, люди покупали его целыми банками и бидонами. Производство кваса чуть проще, чем пива, оно не требует столь длительной выдержки — производственный цикл короче, — отмечает аналитик компании «Финам» Алексей Коренев. — Потребление кваса очень сильно зависит от погоды. Как только на улице становится жарко, спрос на этот напиток резко возрастает. Так что продажи напрямую зависят от температуры воздуха за окном. Жаркое лето — люди пьют квас тоннами, прохладное время года — продажи тут же снижаются.
Так, 2017 год был дождливым и холодным, в итоге продажи кваса упали на 9%. В следующем году погода «исправилась» — продажи кваса выросли на 11,9%. Положительно на рынок кваса повлиял и чемпионат мира по футболу 2018 года — в страну приехало много туристов, плюс сами россияне пили не только пиво, но и традиционный славянский напиток.
— Я много езжу по стране, вижу, что квас делают не только крупные федеральные производители, но и региональные компании, — указывает эксперт. — При этом квас квасу рознь. Есть качественные напитки, а есть такие, что даже по вкусу не очень похожи. Хороший квас дешевым быть не может.
В советское время заводы пивобезалкогольных напитков делали и пиво, и квас. Но с производственной точки зрения это совершенно несовместимые продукты, акцентируют внимание эксперты.
— Там используются разные дрожжи. Если делать и то и другое, получим плохое пиво и невкусный квас. На тех самых заводах пивобезалкогольных напитков даже системы канализации расходились в разные стороны. Ни один сотрудник квасного цеха не имел права зайти в проходную пивного производства, — объясняет владелец «Лаборатории живого пива» и организатор фестиваля народных напитков Илья Ройтенберг. — Я сам когда-то мечтал открыть пивоварню и при этом делать на ней квас, пока не знал об этих технологических особенностях.
В 2011 году российские законодатели чуть было не приравняли квас к алкоголю. Тогда приняли закон об обороте алкогольной продукции, в котором к таковой отнесли все напитки с содержанием спирта выше 0,5%. Продавать их можно было только днем и лишь в стационарных магазинах. Правда, потом спохватились и внесли поправку — «кроме кваса, кондитерских изделий и прочей пищевой продукции с каким-либо содержанием спирта».
Но подобная встряска негативно сказалась на отрасли, отмечает Илья Ройтенберг. Многие производители кваса, кроме крупных федеральных заводов, закрылись. Потом приходилось наверстывать, а ведь квас — во многом сезонный продукт.
А вы что предпочитаете пить в жару?
Как в Челябинске борются с киосками
Коммерческие ларьки и киоски появились в Челябинске в 90-х годах прошлого века. Торговали там всем подряд — от шоколадных батончиков «Сникерс» и сигарет поштучно до ликера «Амаретто» и видеокассет.
Проблему незаконных ларьков в Челябинске пытаются решить давно. Часть из них обрела современный вид и законное право на работу. Владельцы других предпочитали неформально решать проблемы. При этом власти постоянно меняли правила игры.
К саммитам ШОС и БРИКС 2020 года власти Челябинска обещали очистить город от незаконных киосков.
Летом 2020 года городские власти сообщали, что на улицах установлено около 3300 таких объектов. Но воз и ныне там. В апреле этого года мы решили посчитать киоски на одном только Комсомольском проспекте и присвистнули. Причем, как оказалось, абсолютное большинство из них — нелегалы и платят за местоположение в частный карман. Ежемесячно это несколько миллионов рублей только с одной улицы.