Публичные слушания по новому генплану два с половиной года назад наделали много шума. Предлагаемое развитие города понравилось не всем, и от авторов проекта потребовали правки. Администрация пообещала учесть замечания. А потом случилось затишье. Чиновники говорили, что план корректируют, называли сроки его принятия, но каждый раз — новые даты. В результате процесс затянулся до конца 2021 года. Ожидается, что точку в этой истории во вторник, 21 декабря, поставят депутаты городской думы. Какие изменения в итоге внесли в генплан и почему его всё равно называют не идеальным, мы поговорили об этом с заместителем начальника управления по архитектурно-градостроительному проектированию Челябинска Ольгой Никитиной.
Самые недовольные — на Северо-Западе
— Ольга Сергеевна, насколько я помню, мэрия получила по генеральному плану порядка 500 замечаний. Ваши коллеги заверяли, что их все отработают. А сейчас оппозиционные депутаты и общественники заявляют, что в неучтенных оказалось более 300 обращений. Откуда такая большая цифра?
— Мне тоже хотелось бы знать, откуда берут такое количество якобы не отработанных замечаний. Давайте вернемся назад, в 2019 год. Тогда на общественные обсуждения пришли более 700 человек, оставлено было 500 обращений. Больше всего недовольных (половина) оказалось среди собственников садов на Северо-Западе. Их вопрос сразу был решен. 25 процентов замечаний касались озеленения Челябинска, к этому же числу мы относим вопросы, которые жители задавали по развитию Северо-Запада — на момент публичных слушаний там предполагалась на месте существующего озеленения жилищная застройка. Эти планы отменили, лес трогать не будут. Другие вопросы были частными, на публичных слушаниях по ним тоже либо сразу дали ответы, либо приняли в работу.
20 лет на строительство улицы Ворошилова
— Садоводы тогда отстаивали свои участки в СНТ «Любитель-2», «Любитель-3», «Полет-1». В итоге участки пообещали не трогать. А что с дорогами? Для продления улицы Молдавской уже начали изымать земли, ждать ли в скором времени требования освободить место под строительство улицы Ворошилова?
— В действующем генеральном плане (в редакции от 2003 года) зона этих садов предполагалась для застройки многоквартирными жилыми домами. Людей такое развитие не устроило, от садоводческих товариществ, как я уже говорила, мы получили 250 замечаний. Их просьбу удовлетворили. А вот необходимость продления улицы Ворошилова садоводам объясняли на публичных слушаниях.
Улица Ворошилова — не просто улица для связи проспекта Победы и Братьев Кашириных. В планах — сделать эту улицу частью огромной магистрали, которая соединит Калининский и Курчатовский районы с Металлургическим, даст возможность выехать оттуда в сторону Екатеринбурга и аэропорта.
Эта связка — одна из немногих вертикальных магистралей, от которой отказываться мы не планируем. Но реализация проекта, мы это говорили и на публичных слушаниях, и мэр Наталья Петровна Котова подтверждала, невозможна без соответствующего бюджета и дорог, которые потребуется построить в Металлургическом районе.
В новом генплане улица Ворошилова отнесена на самый крайний срок — 2041 год. Если не уложимся до этого времени, есть такое понятие, как градостроительная преемственность, идея может перейти в документы следующего 20-летнего планирования.
Сожгли старые мосты и навели новые
— Не менее 8 лет в Челябинске обсуждали идею строительства велопешеходного моста через улицу Худякова к резиденции губернатора, а также расширение проезжей части в бору. Планы, конечно, спорные, но говорили о них всерьез.
— Этого велопешеходного моста в генеральном плане в настоящий момент нет. Вопрос увеличения пропускной способности улицы Худякова еще разрабатывается. Все-таки правая и левая ее часть — это в том числе бор — особо охраняемая природная территория. И просто так нарисовать там мост, расширить дорогу — неправильно и некорректно.
Наверное, у вас тоже много знакомых, которые приезжают в Челябинск и говорят, какие у нас широкие дороги. Но мы-то прекрасно знаем, что расширение дорог не является решением вопроса пропускной способности. Как ты настроишь свою улично-дорожную сеть, так она и поедет — это вопрос организации дорожного движения в том числе, который не решается генеральным планом.
Генплан определяет категорию улиц и их общую трассировку. Вопрос проектных решений — как именно пройдет улица, будем ее расширять или нет — это вопрос транспортной модели города и регулирования дорожного движения. Для этого комитет дорожного хозяйства после генплана будет разрабатывать программу комплексного развития транспортной инфраструктуры и комплексную схему организации дорожного движения. Если появится технико-экономическое обоснование появления моста через Худякова, мы будем вносить соответствующие изменения в генплан.
— А помните, мост еще хотели построить через Шершневское водохранилище — в самом узком его месте, чтобы связать пригород с Советским районом? Совсем какая-то фантастическая идея.
— Да. Он есть в действующем генеральном плане. Предполагалось, что этот мост соединит поселки в Сосновском районе с городом. Выход планировали на улицу Кузнецова и далее — к центру Челябинска. Но в рамках нового генплана он никогда не обсуждался.
Мы еще в 2018 году, когда начали разрабатывать новый генеральный план, проголосовали за экологическую направленность решений.
«Основной лейтмотив документа — не навреди тому, что возможно. Даже инженерными сетями»
Обеспечить связь Советского района и центра с Сосновским районом можно и без моста через главный питьевой источник города. У нас в рамках схемы агломерации есть объездная дорога, заложено продолжение Братьев Кашириных на улицу Лыжных батальонов, минуя кольцо. Чтобы на Северо-Запад могли уехать по одному маршруту, а в центр — по другому.
Мы решили не связываться со стройкой над водохранилищем, а сконцентрироваться на мероприятиях, которые нацелены на уплотнение города, на развитие внутренних резервов. К тому же стоимость такого моста даже в ориентировочных расчетах была существенна. В ближайшие 20 лет надо наводить порядок на уже застроенных территориях.
— Ну прям сжигаете мосты с прошлыми планами! А новые у нас появятся?
— Мост с улицы Энгельса на Братьев Кашириных был нужен всегда, и он есть в новом генплане. Если мы посмотрим на частоту мостов сегодня на реке Миасс, увидим сильно большие разрывы между ними. Река всё еще большой барьер. И мы сейчас больше не о машинах говорим, а о людях. Слишком большое расстояние нужно преодолеть человеку, чтобы перейти с одного берега на другой.
«Горожанам надо дать возможность почаще переходить реку. Человек должен больше ходить пешком по городу, а не ездить на машине»
В перспективе при подготовке тех или иных предложений могут появляться и другие мосты. Тем более, что уже сегодня мы разрабатываем техзадание на благоустройство реки, начиная от Свердловского проспекта до Университетской Набережной, почти до плотины.
Планировали еще рядом со спортивным городом на Университетской Набережной построить велопешеходный мост, чтобы люди оставляли машину на парковке и по нему перебирались гулять в городской бор.
Это предложение тоже учтено в нынешнем генеральном плане.
Метро-2035
— Ольга Сергеевна, в новом генплане отмечены и метро, и скоростной электротранспорт. Срок реализации — 2035 год. Но мы же все недавно слышали анонс губернатора, что в городе построят метротрам и буквально скоро — до 2025 года.
— Это объект регионального значения, он указывается в соответствии с вышестоящими документами Челябинской области. В генплане указана первая его ветка, а сроки прописаны те, что были установлены для первого участка метрополитена. Других сроков официальных у нас нет.
Только в этом году была разработана новая комплексная схема организации дорожного движения (КСОДД) агломерации, где впервые появилась заявка на альтернативное использование инфраструктуры метро. Поэтому у нас на сегодня в генеральном плане отражена именно первая ветка метрополитена.
«Будет у нас метротрам — мы обязательно его учтем и внесем изменения. Пока же его проект не закреплен ни одним документом, кроме КСОДД агломерации»
Продолжение Комсы, чтобы «не тушить пожары»
— На днях жителей поселка Градский прииск встревожили планы по продлению Комсомольского проспекта. Насколько я помню, это решение не было неожиданным. Вносили по нему какие-то коррективы в генплан?
— Продление Комсомольского проспекта было отражено в редакции генерального плана, которую представляли горожанам на публичных слушаниях в августе 2019 года. Это также решение действующего генплана, не новое решение.
Выход Комсомольского проспекта на Новоградский проспект (одну из магистралей уровня агломерации, связка с Сосновским районом) нужен, чтобы максимально ровно настроить передвижение в городе в разные направления, увеличить плотность уличной сети города, в том числе для агломерационных связей с Сосновским районом.
«Это план развития, если его не закладывать, в будущем на дорогах Северо-Запада придется "тушить пожары"»
Российская получит развязку
— В прошлом году открыли третью очередь дорожной развязки на улице Братьев Кашириных с выходом на Российскую. Далее дорогу хотели продолжить таким образом, чтобы она вышла на Бродокалмакский тракт и увела к аэропорту. Но никаких конкретных шагов в последнее время не предпринималось. От нее отказались?
— Нет, планы остались. Дорога с выходом на улицы Кудрявцева, Бажова и Бродокалмакский тракт должна стать дублером прямого доступа в аэропорт. Она супернеобходима, потому что 300 тысяч человек, которые живут в самом плотном районе — на Северо-Западе, чтобы попасть в аэропорт, вынуждены ехать по проспекту Победы либо через центр. Еще одна широтная меридиана позволит разгрузить все эти передвижения по городу.
От дорог рядом с бором и рекой отказались
— На публичных слушаниях в 2019 году на сцену поднялись жители поселка Мелькомбинат, которые выступили против дороги у них под окнами. В противном случае они грозились устроить второй Екатеринбург (имея в виду протесты против храма в сквере). Их просьба удовлетворена?
— Они выходили к нам и раньше, до 29 августа, когда решение еще только принималось. На публичных слушаниях им было сказано, что принято решение об отказе от моста на улице Молодогвардейцев и от улицы районного значения, которую планировали построить вдоль детской железной дороги.
— Для жителей «Академ Riverside» хотели проложить проезжую часть на набережной Николая Патоличева — вдоль реки. Это тоже не совсем бьется с планами по защите экологии...
— Это был один из пунктов генплана, который в 2021 году решено поменять. При том, что у нас река была организована зелеными рекреационными зонами, набережная Патоличева там оставалась как улица районного значения. Но за последние два года, поработав с инвесторами, застройщиками этой территории, мы поняли, как этот участок можно альтернативно использовать. Там будут местные проезды внутри жилой зоны, от строительства районной улицы вдоль реки мы отказались. Так же, как и на улице Набережной.
Строительство улицы Набережной (от проспекта Победы до Братьев Кашириных) вдоль реки было отнесено на 2041-й год. Но мы получили замечания по оценке регулирующего воздействия, провели совещание рабочей группы и исключили эту дорогу из утверждаемой части последней версии генплана.
Только при условии разработки технико-экономического обоснования, что она там нужна, мы ее будем включать. Но уже процедурой внесения изменения в генплан.
— Где там ее строить?
— Там место есть. Нас волнуют проектные решения этой дороги, чтобы не получилось так, что всё место набережной заняла дорога, а на тротуар остался метр, и это всё, откуда ты видишь реку.
Делать проезд там возможно, нужна ли дорога магистрального значения — это как раз вопрос технико-экономического обоснования, который цифрами должен доказывать необходимость строительства. На сегодня этого нет, соответственно, принято решение исключить вопрос из утверждаемой части.
Десятки гектаров новых лесов и парков
— Вы сказали, что главная ставка нового генплана — на экологию. А что именно будет сделано для ее улучшения?
— Увеличена площадь озеленений общего пользования, в том числе городских лесов до 2700 гектаров.
— За счет чего?!
— Эта работа просто велась. Мы анализировали существующее озеленение в городе, которое не имеет определенного статуса (не парки и скверы, которые уже используются, где есть дорожки и так далее), и закрепляли его как зоны рекреации (парки или городские леса), чтобы оградить от будущей смены зоны.
Возьмем Северо-Запад — те самые волнующие всех участки [хоккейный кластер]. Сегодня в генплане показано, что часть южнее улицы Академика Королева — это всё зоны рекреации (городские леса и иные рекреации). А раньше они были предусмотрены под строительство многоквартирных домов. То же самое касается расширения «Паркового». В 2021 году мы указали в генплане, что вся территория, примыкающая к границе города, — это городской лес.
Также мы хотим исключить дальнейшую застройку площадки около стадиона «Центральный» (район пересечения улицы Труда и Энгельса), чтобы снизить антропогенную нагрузку на бор. Этот квартал был в зоне специализированной деловой застройки, потому что там спортивные объекты. Сейчас мы понимаем, что их там возведено уже максимальное количество. Хотелось бы исключить дальнейшее уплотнение и сохранить имеющиеся зеленые насаждения. Поэтому там будет зона спортивных объектов, но, прежде всего, рекреационная, с большим процентом озеленения.
Все пустыри, которые мы нашли, также максимально постарались перевести в зоны рекреации. И это основное отличие нынешнего генплана от документа 2003 года. Он более детальный в части озеленения.
На перспективу мы смогли заложить плюсом 800 тысяч квадратных метров новых скверов и парков и городских лесов.
— Где вы столько нашли?
— Можно предположить, что на гаражах нарисовали, но нет. Не нарисовали, а нашли на тех территориях, которые ранее в генплане предусматривались как функциональная деловая застройка, но по сути они были естественным ландшафтом.
Это набережные вдоль реки Миасс, Первого озера, озера Смолино, вдоль Шершневского водохранилища. В нашем городе-миллионнике столько водных объектов! И река в центре Челябинска должна не разделять его, а связывать.
Вообще к набережным в городах можно относиться по-разному. Можно делать их деловыми центрами, и есть много таких примеров. А можно делать на них акцент как на общественных пространствах. Связанная система парков — это как раз у нас река Миасс. И мы пойдем по этому пути. Это мировой тренд, который Челябинск в своем генеральном плане реализует.
Также мы отказались от планируемого строительства домов на западном берегу озера Смолино. Да, там должно было появиться определенное количество квадратных метров жилья, можно ли ими пожертвовать? Можно. Слава богу, в 2021 году вышел закон о комплексном развитии территории (реновации), и выпавшее из планов жилье можно спокойно разместить на реновационных территориях. Это, кстати, прямая цель нашей стратегии — сделать Челябинск компактным с эффективным использованием площадей, чтобы у человека в 15 минутах ходьбы было максимальное количество сервисов и того, что ему нужно для жизни.
Жилье на промышленных площадках
— Наша оппозиция говорила, что мы планируем жилье, где самые неэффективные, загрязненные территории. Это не так. Дома запланированы там, где нет даже нормативных санитарных зон, то есть отсутствуют какие-либо ограничения. При этом генплан не утверждает и не разрабатывает санитарные зоны, это регулируют другие документы и свое законодательство.
Мы планируем развитие смешанных деловых зон на стыке с промышленными, складскими предприятиями. Почему? Потому что многие предприятия сами обращались к нам с предложением по реорганизации их территорий. Можно уменьшить их площадь и повысить эффективность. Раньше было производство, а сейчас коммерческие объекты или наукоемкие направления. Почему бы не дать освободившимся площадкам новую жизнь?
Яркий пример — промплощадка на АМЗ в районе пересечения улиц Блюхера и Дмитрия Неаполитанова. Она была промышленной до 2020 года. В этом году собственник решил поменять ее назначение, и сейчас он обсуждает с инвесторами вопрос включения площадки в реновацию. Предприятие ликвидировано, никакой санзоны нет, поэтому рассматривается в том числе и строительство жилья. Но пока итоговое решение не принято.
Генплан — не идеальный документ
— Ольга Сергеевна, публичные слушания были два с половиной года назад. Сейчас же документ собираются принять без приглашения горожан. Люди недовольны, вас обвиняют, что всё произойдет за закрытыми дверями.
— Процедура разработки генплана состоит из разработки, согласования и утверждения. Его разрабатывали с 2017 года, в августе 2019-го прошли публичные слушания, потом весь январь мы приезжали в каждый район с презентацией итогового документа.
Дальше началась процедура утверждения. Говорят, что генплан был отправлен на доработку. Да, глава города может это сделать, но это не просто сказать «отправить на доработку» как речевой оборот. Для этого нужно выпустить официальное распоряжение главы города, подписать его и опубликовать. В этом случае нужно дорабатывать, а потом заново проходить процедуру согласования, публичных слушаний и утверждения.
Генплан не был официально отправлен на доработку. На начало 2020 года в нём учли замечания, и он полностью прошел процедуру согласования. А потом Наталья Петровна [Котова] приняла решение его отложить. Затянулась только процедура утверждения, так как нужно было подождать принятия «Стратегии-2035», чтобы эти два документа соответствовали друг другу.
95% нового генплана люди видели на публичных слушаниях, 5% внесенных изменений — технические правки (приведение к более читаемому варианту и соответствие действующему законодательству, которое изменилось с 2020 года).
Важно помнить, что генплан — это не идеальный документ, в котором написано, как люди живут. Он показывает планы Челябинска по развитию. Он живой и может меняться в течение 20 лет. Но никто его за закрытыми дверями не принимает, это точно.
Всё о генплане Челябинска — в сюжете 74.RU.