В начале июня сразу в нескольких районах Челябинска пропали металлические крышки от колодезных люков, и уже появились первые пострадавшие — велосипедист и водитель Lada Kalina. Чтобы привлечь внимание к проблеме, мы обратились в администрацию города, полицию и в управляющие компании. А заодно спросили юриста, с кого взыскивать компенсацию в случае попадания в открытую яму. Кстати, оказалось, что суды чаще всего занимают достаточно лояльную позицию к владельцам незакрытых колодцев, так что надеяться на большие выплаты не стоит.
Осторожно, люки открываются
Читатель прислал в редакцию 74.RU снимки из двора дома на Молодогвардейцев, 66в, где заметил сразу три открытых колодца. Мы оперативно связались с управляющей компанией и передали информацию, но на следующий день люки так и остались открытыми, сами жильцы только кинули поверх доску и автомобильную покрышку.
А 4 июня случилось ДТП, в котором Lada Kalina, неспешно поворачивая с проспекта Победы на улицу 40-летия Победы, провалилась в открытый колодец: инцидент попал на видео. Люк был прикрыт водоналивным барьером, в который, судя по всему, забыли налить воду.
В УМВД Челябинска сообщили, что заявление о пропаже крышки люка зафиксировано 31 мая в Советском районе. Кроме того, в полицию поступило заявление от велосипедиста, который угодил в открытый колодец в начале июня на улице Скульптора Головницкого.
Обновлено 7 июня 2023 года, 8:30: по сообщению мэрии города, вчера вечером люки около дома на Молодогвардейцев были закрыты. Коммуникации принадлежат МУП ПОВВ, в полицию подано заявление.
Как отсудить компенсацию
Процедура вполне отработана, ранее мы подробно описывали весь алгоритм. Если речь об открытом колодце на проезжей части, необходимо вызывать ГИБДД (это касается и случаев попадания в такие люки пешеходов), если же он расположен, например, на газоне — полицию (участкового). В случае ДТП обязательным является документ под названием «Акт о выявленных недостатках в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги».
Компенсацию в досудебном или судебном порядке необходимо взыскивать с владельца дороги или организации, отвечающей за ее эксплуатацию, или же с администрации муниципалитета, на территории которого произошел инцидент. Этот алгоритм касается любых дорожных изъянов — ям, кочек, колейности.
Если речь идет об открытых колодцах, то их владельцами и эксплуатантами обычно являются не собственники дороги, а организации, отвечающие за водо- и теплоснабжение, например, МУП ПОВВ, теплосети, а иногда и телекоммуникационные компании. Автоюрист Лев Воропаев считает, что необходимости сразу устанавливать собственника колодца нет.
— Можно подавать исковое заявление на администрацию муниципалитета, в данном случае — города Челябинска, и уже в ходе судебного процесса будет установлено, кто именно отвечает за данный колодец, — поясняет он.
Владельцы люка, безусловно, могут сослаться на преступные действия третьих лиц, чтобы снять с себя ответственность. Лев Воропаев говорит, что по закону они в любом случае должны своевременно принять меры к тому, чтобы обезопасить участок.
— С точки зрения безопасности своевременно — это значит практически мгновенно, — уточняет он. — Безусловно, в суде они будут говорить, что у них есть несколько часов на устранение проблемы, но по факту они должны принять меры сразу. Если полиция возбудила уголовное дело, а потом нашла похитителя, владелец люка может предъявить ему регрессные требования, но в любом случае отвечать за причиненный гражданину ущерб будет организация, в чьем ведении находятся данные коммуникации.
Однако Лев Воропаев подчеркивает, что по сложившейся судебной практике примерно в 70% случаев суды делят ущерб между пострадавшим и ответчиком в пропорции 50:50.
— Автомобилистам часто вменяют пункт 10.1 ПДД, то есть нарушение требования тормозить до полной остановки при обнаружении опасности. Поэтому, например, если ущерб автомобилю оценен в 100 тысяч, суд может постановить выплатить пострадавшему лишь 50 тысяч. Конечно, бывают случаи стопроцентной компенсации: это зависит от обстоятельств конкретного дела, — добавляет автоюрист.
Флешбэк из 2021-го
Это далеко не первая волна кражи крышек люков в Челябинске. Например, шквал подобных обращений мы фиксировали летом и осенью 2021 года. В тот год в открытый колодец провалилась и погибла женщина, а через некоторое время едва не утонул ребенок: спасла лишь реакция его отца. Через месяц еще в один колодец провалился заводчанин, который шел в темноте на утреннюю смену.
Глава города Наталья Котова тогда заподозрила, что целью преступников является не выгода от сдачи крышек люков в металлолом, а прямой вред челябинцам. В конце сентября 2021 года один из похитителей люков попал на видео. Вскоре был задержан подозреваемый, против которого возбудили дело по статье 158 УК РФ (кража).
Для решения проблемы тогда предлагалось использовать пластиковые крышки, тем более их производят даже в Челябинске. Но в мэрии к такой инициативе отнеслись сдержанно, отметив, что пластиковые изделия не подходят для регулярного проезда тяжелого автотранспорта. Правда, позже в мэрии всё же согласились на эксперимент. Кстати, всего в Челябинске около 150 тысяч колодезных люков, и в 2021 году были зафиксированы пропажи 4 тысяч: другими словами, их кража — это «бизнес» с миллионными оборотами.
Однако в корне проблема не решилась, и два года спустя в Челябинске опять наблюдаем исчезновение крышек. Мы адресовали вопросы в мэрию и полицию. Их комментарии мы опубликуем, как только они поступят в редакцию.