Кажется, что весь мир замер, не зная, что будет после пандемии и экономического кризиса. А мы уверены: рано или поздно всё встанет на свои места и жизнь вернётся в своё русло. И сейчас отнюдь не все поддаются паническим настроениям, есть те, кто предпочитает думать о работе на будущее. Такой человек — новый заместитель мэра Челябинска по городской среде Александр Егоров. Молодой, грамотный, прогрессивный, он уверен, что за пятилетку можно заметно изменить облик города. В Челябинске должно стать больше зелени и пешеходных улиц, меньше рекламы и ларьков. О планах и текущих проблемах мы поговорили с Александром Егоровым во время прогулки (еще до карантина).
Города, которые могут стать примером
В каждом городе есть какие-то свои плюсы. Нужно просто эти плюсы знать, обмениваться опытом и применять самые передовые решения.
Казань преуспела в парках. И мы уже приглашали к себе специалистов, которые их проектировали. Обошли с ними четыре парка Челябинска, посмотрели, в каком они состоянии, и наметили возможные варианты их развития. Для начала возьмём один парк и протестируем на нём инструменты и решения, которые применялись в Казани.
Пилотной площадкой станет парк имени Тищенко в Металлургическом районе. Почему решено начать с него? Он не такой огромный, как парк Гагарина, и не такой маленький, как Сад Пушкина. Нам с архитекторами из Казани он показался интересным и самобытным. Его реализация даст хороший толчок для развития других территорий.
О полюбившихся местах в Челябинске
Таких два места — это Кировка и набережная возле краеведческого музея. Наверное, это связано с тем, что сейчас мы проводим там масштабную работу.
Когда я первый раз надолго приезжал в Челябинск, это было в ноябре. Я жил здесь неделю, смотрел Кировку и помню, какой она была тогда. А сейчас вижу, как она преображается, и чувствую, что у меня появляется любимое место в городе.
То же самое — набережная. В ноябре у краеведческого музея работы ещё не были завершены, не было освещения. Фонари появились, но надо ещё дорабатывать, делать прозрачный забор с видом на воду, обустраивать спуски к реке. Эти вещи сейчас внедряются в Казани, Москве и других городах.
И я с нетерпением жду окончания строительства другого участка набережной — от улицы Кирова до будущего сквера Искусств (вдоль концертного зала имени Прокофьева и бизнес-центров на улице Труда. — Прим. ред.). Её открытие должно стать прорывным событием, так как там будет выполнено комплексное благоустройство — не просто положат плитку и установят фонари. Там будет гораздо больше всего интересного. И мне кажется, этот участок станет новой точкой притяжения горожан.
Мы прорабатываем варианты, как соединить две части набережной (за концертным залом и краеведческим музеем. — Прим. ред.) между собой. Прежде всего рассматривается идея сделать проход под аркой моста, чтобы прогулочная зона была на одном уровне. В будущем же мы хотим построить на пересечении улицы Труда и Кирова новую трамвайную посадочную площадку и обустроить наземный пешеходный переход. Потому что сейчас там не совсем оптимально расположены трамвайные остановки, а пешеходный переход — П-образный, что тоже неудобно.
Ещё я бы набережную продлил до Свердловского проспекта. Вода — это рекреационный ресурс, возле которого люди хотят гулять. И у них должна быть прогулочная зона не 500–1000 метров, а полноценная, на 3–5 километров, с лавочками и подсветкой.
Об адской застройке Чурилово и других районов
За полтора месяца я неплохо изучил Челябинск. После Москвы он кажется небольшим. Был уже во всех районах, кроме Чурилово. Хочу туда съездить, там, говорят, какая-то адская застройка, нет ни тротуаров, ничего — сложно пройти.
Вообще появление домов в полях на окраинах — это большая проблема. Мы хотим поменять этот принцип — перейти к квартальной застройке, на которую идёт большой спрос по всей России. Уплотнительной её назвать нельзя. Уплотнительная застройка — это какой-то ругательный термин, как «урбанист». Например, дорожники считают урбанистов негодяями, которые отнимают у них пространство. Точно так же многие люди считают, что уплотнительная застройка — это плохо. Но ведь вопрос: что строить и как.
Одно дело, когда мы берём район пятиэтажек и возводим рядом с ними башню в 20 этажей — это уплотнительная застройка, негативный пример. Другое дело, когда есть недостроенный квартал с открытым пространством, где гуляет ветер и территория не благоустроена. Если мы грамотно вписываем в него дома той же этажности, это нормальная современная практика, которая не даёт расползаться городу вширь. Компактный город гораздо привлекательнее. В нём удобнее жить, и нагрузка на бюджет не такая большая — не надо строить новые дороги с коммуникациями и обслуживать их.
О сужении дорог
Общество раскололось на две части, одни — сторонники дорожной революции, другие — её противники.
Дорожная революция дала глоток воздуха лишь на пять-семь лет, сократив транспортные заторы. Но нужно понимать обратную сторону медали, ведь через пять-семь лет уровень автомобилизации перешагнёт через 400–450 машин на тысячу жителей. И что мы будем делать тогда? Дороги уже невозможно будет расширять дальше — дальше уже стоят здания, парки. Мы же не будем их сносить или делать двухуровневые дороги. Нет. Это полностью уничтожит город, поэтому нужно комплексно подходить.
Будучи автомобилистом с 12-летним стажем и кучей машин за спиной, я знаю, каково это — менять своё сознание и потребности. Понимаю, какую свободу машины дают своим владельцам. Но при этом я, скорее, не сторонник дорожной революции.
Просто нужно грамотно действовать. Расширять дороги не надо, но и сужать их повсеместно не стоит. Сужения должны быть локальными — там, где это целесообразно.
Сейчас в Челябинске идёт проектирование 148 улиц. По каждому проекту я буду давать комментарии и делать замечания. Полосы шириной 4,5 метра будем сужать до нормативных 3,25 метра. Кроме того, необходимо повышать безопасность пешеходных переходов и сокращать число дорожных знаков, которые загрязняют городскую среду. Это огромный пласт работы, которая ранее городом практически не выполнялась.
О доме в Челябинске и пути на работу
По сравнению с Москвой, в Челябинске я живу относительно в центре. В столице до работы приходилось добираться через весь город час — час десять. В Челябинске до мэрии — десять минут на машине.
Но раз в неделю стараюсь выезжать на общественном транспорте. Меня даже как-то фотографировали в автобусе, выкладывали в соцсети. Говорят: «Вот, Егоров Александр едет вместе с нами, стоит в нашей пробке».
Когда я долго езжу на автомобиле, не пользуюсь общественным транспортом и не хожу пешком, мне кажется, что нужно строить больше дорог, делать эстакады, но потом я встаю на вторую сторону и смотрю на проблемы людей изнутри. Чиновникам нужно обязательно пропускать их через себя. Профессионал может быть сколько угодно профессионалом, но если он не будет этого делать, он не сможет формировать нужные решения для города.
Как сделать город удобным для пешеходов
Мы хотим запустить и начать прорабатывать на основе предложений жителей две важные программы — по тротуарам и пешеходным переходам. Причём не только в центре, а по всему городу.
Сейчас многие общественные пространства и тротуары не связаны между собой. Пешеходные переходы есть не везде. Надо полностью изменить подход к этой работе, чтобы сделать Челябинск более дружелюбным и комфортным.
Уже сформирован и прорабатывается список из 30 новых пешеходных переходов, в том числе тех, которые будут дублировать подземные переходы. Один из таких — на «Детском мире».
Когда там появится наземный переход, подземный всё равно будет действовать, по крайней мере, первое время. Светофорные циклы рассчитаны с учётом автомобильного трафика, и светофор не может переключаться, как только подошёл пешеход. Поэтому у людей будет выбор: либо перейти по земле, подождав зелёный сигнал, либо спуститься под землю и перейти сразу, без ожидания.
Про высадку деревьев и их обрезку ради рекламы
Когда я прикладываю к современным фотографиям старые снимки города, разница меня сильно потрясает, прямо в дрожь бросает. Раньше Челябинск был очень зелёный. Но, к сожалению, после дорожной революции город потерял очень много деревьев.
В этом году мы планируем высадить в городе три тысячи деревьев и ещё больше кустарников. Это очень хороший темп, и надо его наращивать, чтобы людям было приятно гулять по улицам.
Челябинцы мне пишут жалобы, и некоторые из них касаются обрезки деревьев, загораживающих рекламные щиты, вывески магазинов и аптек.
Для того, чтобы решить эту проблему, мы минимизируем большие форматы рекламных щитов, которые могут быть закрыты деревьями. Уже сокращено порядка тысячи баннеров размером три на шесть метров. Их место должен занять малый сити-формат. Будет меньше щитов — будет меньше желающих вырубить деревья.
Как придать новый облик Челябинску
Повысить качество и комфорт городской среды позволит благоустройство общественных пространств и дворов. В этом году реконструируют девять парков и скверов и 93 придомовых территории.
Вместе с главным архитектором мы просмотрели с карандашом в руках проекты всех девяти общественных пространств и внесли небольшие корректировки. Полностью их переделывать уже не было времени. Но даже эти небольшие правки дадут возможность выполнить благоустройство на другом уровне. Реализацию мы тоже будем контролировать. Работу не примем, если нормы и правила, которые мы закладываем, не учтут. Самое важное — это непрерывность тротуаров и нулевая отметка плавных сходов для маломобильных граждан. Результат будет виден в этом году, в конце лета.
А на следующий год подход надо кардинально изменить. Чтобы общественные пространства были ещё качественнее и удобнее, проведём архитектурный конкурс.
О переезде из Москвы в Челябинск
Почему я решил сменить работу в столице на работу в Челябинске? Первое — появился запрос у власти. Я увидел его у губернатора и мэра. Алексей Текслер и Наталья Котова не раз заявляли, что хотят преобразить город, чтобы он стал зелёным и удобным. Мне кажется, сейчас открылось окно перемен. Ближайшие два-три года точно дадут возможность молодой команде администрации провести реально заметные изменения.
Второе — такой же запрос формируют жители. Они путешествуют по другим городам, выкладывают фотографии из Екатеринбурга, Казани, Москвы, где сейчас парки одни из лучших в России. Люди сравнивают, в какой среде они живут, и в какой среде живут другие миллионники. Челябинцы видят, что есть к чему стремиться, в том числе тут есть и заслуга местных урбанистических сообществ, которые «прокачали» людей, открыли глаза на городскую среду.
Эта совокупность, когда власть и жители хотят изменений, слилась. Сейчас ни один миллионник таким похвастаться не может. Мне показалось это интересным, и я решил попробовать свои силы в изменении вашего города.
Сколько времени займёт переделка Челябинска
Не нужно пытаться браться за всё сразу — у нас не хватит ни сил, ни средств. Лучше сосредоточиться на локальных вещах, которые принесут так называемые быстрые победы, — на нехватке тротуаров, новых пешеходных переходах, высадке деревьев. Эти небольшие вещи можно внедрить за несколько лет, и город реально преобразится.
Для первоочередных видимых изменений, наверное, достаточно года. Для более комплексного подхода с преобразованием улиц, восстановлением транспортной системы и инфраструктуры, проработкой пешеходной сети, созданием велокаркаса — пять-шесть лет.
А если брать вообще полноценное преобразование города со скоростными видами транспорта, современными набережными вдоль всей реки — это горизонт планирования 15–20 лет. Где мы будем через 15 лет — пока неизвестно. Возможно, сменится руководство, сменимся мы, но я надеюсь, что люди подхватят это направление и продолжат его.
Знаете, как сделать Челябинск красивее? Сообщите нам об этом, присылайте фото и видео на почту редакции, в нашу группу во «ВКонтакте», а также в WhatsApp или Viber по номеру +7 93 23-0000-74. Телефон службы новостей 7-0000-74.