С начала 2020-го загсы региона зарегистрировали больше 32 тысяч умерших, тогда как годом ранее их было на 1140 человек меньше. Официальные данные о смертности с января по август опубликовал Росстат. И если еще зимой и весной в Челябинской области наблюдалось значительное ее снижение, то в июне, в разгар пандемии коронавируса, она внезапно начала расти, а в июле — резко подскочила. 74.RU спросил у Минздрава, с чем это связано, а заодно узнал, почему в статистике ведомства умерших от ковида южноуральцев почти вдвое меньше, чем в информации Росстата.
Согласно статистике, с января по август 2020 года в Челябинской области скончалось на 3,7%, или 1140 человек больше, чем годом ранее. Фактически же только во время летнего скачка в регионе умерло на 2222 человека больше, чем прошлым летом. Но с января по май Южный Урал показывал стабильное снижение смертности по сравнению с аналогичным периодом прошлого года — от 3,5% до 8% ежемесячно. Благодаря этому разница между средним арифметическим за восемь месяцев 2020-го и за аналогичный период 2019 года оказалась не столь велика.
Отдельно Росстат считает смерти людей с установленной коронавирусной инфекцией. В статистике они разделены на тех, у кого COVID-19 стал основной причиной смерти, и тех, в справках которых ковид отнесен к прочим важным состояниям. Всего, по данным ведомства, в Челябинской области с апреля по август умерли 712 зараженных коронавирусом. У 286 из них COVID-19 был основной причиной смерти либо повлиял на развитие летальных осложнений, еще у 426 инфекция была сопутствующим заболеванием, не оказавшим существенного влияния на состояние скончавшихся пациентов.
Но Минздрав Челябинской области сообщал о смерти с апреля по август лишь 374 человек с коронавирусом. У 108 из них COVID-19 стал основной причиной смерти и у 266 — сопутствующей.
По данным министерства, за август в регионе умерли 119 зараженных коронавирусом южноуральцев. Из них 14 скончались непосредственно от ковидной пневмонии, еще 105 — от других заболеваний, а COVID-19 у них был сопутствующим.
В сведениях Росстата умерших в августе южноуральцев с ковидом вдвое больше — 248. Из них 32 умерли от коронавирусной пневмонии. Еще у 216 человек в Челябинской области COVID-19 в справках о смерти указан как прочее важное состояние. При этом у 42 из этих умерших он хоть и не стал основной причиной смерти, но оказал существенное влияние на развитие смертельных осложнений. У остальных 174 пациентов он был сопутствующим и влияния не оказал.
Колоссально разнились данные Росстата и Минздрава Челябинской области и за июль. Официально Министерство здравоохранения региона сообщало о смерти 105 зараженных коронавирусом южноуральцев, из них 9 — непосредственно от ковидной пневмонии, 96 — от других заболеваний. В статистике Росстата умерших пациентов с COVID-19 в регионе было 278. В октябре эти данные скорректировали, и умерших южноуральцев с коронавирусной инфекцией за июль стало 279. При этом у 35 из них ковид стал основной причиной смерти. После длительных исследований лабораторно вирус подтвердили у 31 из этих умерших, еще у 4 были все признаки COVID-19, но вирус прижизненно не идентифицировали. У 244 умерших в июле коронавирус был сопутствующим, у 59 из этих пациентов он повлиял на развитие смертельных осложнений основных заболеваний.
Мы спросили у регионального Минздрава, почему их цифры смертности от коронавируса так разнятся с данными Росстата.
— Статистика смертности [Росстата] складывается из свидетельств о смерти. Пациент с пневмонией или с коронавирусной инфекцией умер — в справке сразу фиксируется предварительная причина смерти. В течение месяца после проведения патологоанатомического исследования устанавливается: ковид — основная причина или сопутствующая. И взамен выдается уточняющее свидетельство. Но Росстат фиксирует первую причину. То есть фиксирует смерть по предварительным справкам. Им важно именно наличие справки о смерти, — прокомментировали 74.RU в пресс-службе Министерства здравоохранения Челябинской области. — А в Минздраве важно, что после смерти проходит патологоанатомическая экспертиза. Например, в предварительной справке, возможно, лабораторно вирус пока не был идентифицирован. Значит, ждем результатов ПЦР и без них не подтверждаем диагноз «коронавирусная инфекция». Так положено по временным рекомендациям. Только после проведения патологоанатомической экспертизы специалисты четко устанавливают причины, отсюда — ковид основное заболевание или сопутствующее. Поэтому мы можем отставать от справок, которые выдает Росстат, на основании результатов вскрытия и окончательного заключения. Статистика Минздрава идет по данным после вскрытия и проведения всех лабораторных анализов, а Росстата — по справкам о смерти, которые родственники фиксируют в загсе.
Получается, что в справках о смерти тех 712 скончавшихся с апреля по август в Челябинской области действительно так или иначе фигурирует COVID-19. Но непонятно, на сколько статистика регионального Министерства здравоохранения отстает от регистрации в загсах смертей зараженных коронавирусом южноуральцев. Данные за сентябрь Росстат должен опубликовать со дня на день. По официальной статистике регионального Минздрава, за первый месяц осени в Челябинской области умерли 114 пациентов с COVID-19, а всего их на сегодня уже 622. Но не исключено, что в информации Росстата по нашему региону таких людей снова будет больше.
В Минздраве подчеркивают, что с начала пандемии на Южном Урале фиксировали много легких и бессимптомных носителей — их было около 70% от всех зараженных. Сейчас этот показатель на уровне 25%, а тяжелых форм заболевания стало намного больше.
На вопрос, чем в целом вызван всплеск смертей в Челябинской области летом, и особенно — в июле, в ведомстве заявили о росте числа заболевших.
— Специалисты смотрят статистику не по числу смертей, а по летальности — это показатель количества смертей на число заболевших. С июня по август шел рост заболеваемости. Данная корреляция сохраняется и сейчас: идет рост заболевших, который соответствует росту смертей, причем увеличивается количество возрастных заболевших, пациентов из групп риска, имеющих сопутствующие хронические заболевания, плюс фиксируется сложное течение заболевания, — подчеркнули в региональном Минздраве.
В середине июля региональный Госкомитет по делам загс после запроса 74.RU удалил со своего сайта раздел «Статистика», в котором публиковались данные о смертности в Челябинской области. Это решение в ведомстве объяснили весьма своеобразно. А в сентябре данные о количестве зараженных и умерших пациентов с COVID-19 по городам и районам региона пропали с сайта оперштаба Челябинской области Коронавирус74.рф.
Ранее мы разобрали, как в России считают смерти от COVID-19.
Но даже при явных признаках ковидной пневмонии не все южноуральцы попадают в статистику умерших с коронавирусом. Родные скончавшейся в Карталах женщины, у которой на компьютерной томографии подтвердили двухстороннее поражение легких на 90%, заподозрили медиков больницы в фальсификации документов.
А родственники женщины из Пласта, наоборот, добиваются ее исключения из ковидной статистики — в справке о ее смерти нет ни слова о признаках COVID-19.