На заседании 3 сентября заявили ряд ходатайств, после которых отложили назначенные на сегодня прения сторон, и процесс вернулся к стадии судебного следствия. Кроме того, встал вопрос о назначении дополнительной экспертизы. Подробности — в репортаже 74.RU.
С момента предыдущего заседания по делу о ДТП с участием Lexus бывшего вице-губернатора Челябинской области и «Лады» жителя Екатеринбурга прошло две недели. Это время участникам процесса дали для подготовки к прениям сторон. Но на заседание и сторона защиты, и обвинения пришли со своими ходатайствами.
Первое заявил гособвинитель — о судебном запросе в Министерство дорожного хозяйства региона и ГИБДД области для прояснения ситуации со знаками на месте ДТП. Уточнить предлагалось, меняли ли знаки после 28 июля 2019 года — об их корректировке ранее заявлял бизнесмен.
— Хотел бы уточнить, что я говорил исключительно об изменении расстояния, километража на табличке, которая находится на дорожном знаке «Обгон запрещён» и «Рекомендуемая скорость». То есть [об изменении] не вообще знаков, а таблички, ограничивающей километраж, — объяснил Андрей Косилов.
Но ходатайство прокурора судья отклонила.
— Целесообразности выяснения данного ходатайства не имеется, — объяснила судья. — Мы рассматриваем определённый период, где имеются сведения о наличии знаков, их расстановке. В связи с чем оснований для данного запроса суд не имеет.
Сторона защиты своё ходатайство заявить даже не успела. Судья неожиданно для участников процесса предложила обсудить проведение дополнительной экспертизы. Этот вопрос ранее уже ставился адвокатами бизнесмена, но на прошлом заседании им отказали. Теперь же мнение суда изменилось.
— На обсуждение участников процесса предлагается представить вопросы [для экспертов]: располагал ли водитель автомобиля «Лада» технической возможностью избежать столкновения? На каком расстоянии для водителя автомобиля «Лада» возникла опасная ситуация и в какой момент она переросла в аварийную? — заявила судья.
Предложить свои вопросы экспертам могли все стороны процесса. Гособвинитель и представители потерпевших этой возможностью пользоваться не стали — у них дополнительных вопросов к экспертам нет. А вот адвокат Косилова Анастасия Таминдарова просила дополнительное время для составления вопросов и их обоснования. В итоге в заседании объявили перерывы — сначала на 30 минут, затем ещё на два часа.
— Честно говоря, я не ожидал этого от суда, и, думаю, что не только я, но и прокуроры, с той стороны [адвокаты], — признался Андрей Косилов журналистам в перерыве. — Может быть, в конце концов, [нас] услышали?
Для чего нужна дополнительная экспертиза?
Вопросы к экспертам от адвокатов Андрея Косилова заняли несколько страниц. Назовём несколько из них. Так, по мнению защиты, механизм столкновения не изучен должным образом.
— В ходе выступления в суде эксперт пояснил, что столкновение перекрёстное, измерение и сопоставление координат расположения парных следов в целях определения взаимодействия производился им в уме, что не позволяет проверить обоснованность произведённых расчетов в данной части, — заявила адвокат Косилова Анастасия Таминдарова. — Необходимо задать дополнительные вопросы по механизму дорожно-транспортного происшествия, а именно: определить вид столкновения по направлению движения транспортных средств и предоставить анализ измерения, фиксации и сопоставления координат расположения парных следов [столкновения на обеих машинах].
Определить сторона защиты предлагает и точный тайминг аварии: когда водители увидели друг друга, когда Lexus выехал на встречную полосу, обогнал ехавший перед ним «Хендай», начал поворачивать на свою полосу и сколько в каждый из этих моментов оставалось до столкновения.
— Требуется установить, мог ли водитель «Лады», обнаружив опасность столкновения, экстренным торможением дать возможность выехавшему на его полосу движения автомобилю Lexus вернуться на свою полосу и выйти за пределы опасной зоны, — добавила адвокат гендиректора «Рависа».
Ставит защита и вопрос о скорости движения двух машин. Её пока определяли показаниями свидетелей, но адвокат Косилова настаивает на изучении самих машин.
— Требуется изъять из автомобилей «Лада» и Lexus электронные блоки управления подушками безопасности, которые содержат устройства для защищённой записи информации, связанной с ДТП, — пояснила суду Анастасия Таминдарова. — В том числе информации о скорости движения автомобилей перед срабатыванием подушек, положении педали тормоза, оборотах двигателя, использовании ремней безопасности. Направить данные приборы официальным представителям заводов-изготовителей транспортных средств с запросом о предоставлении полного объёма защищённой информации.
Изучить защита требует и влияние выбоины на развитие ситуации, установить видимость ямы водителю Lexus. Но обвинение с поставленными вопросами не согласно.
— Считаю, что данные вопросы некорректны, — дал оценку этим вопросам гособвинитель прокуратуры Аргаяшского района Даниил Жутаев. — В рамках технической экспертизы они не разрешаются. Здесь задана часть вопросов, которые относятся к видеотехнической экспертизе, трасологической экспертизе и иным экспертизам. И более того, в данном случае защита настаивает фактически на проведении новой экспертизы с учётом тех данных, которые видит сторона защиты, а не которые предоставлены в материалах уголовного дела. Поэтому оснований для включений данных вопросов не вижу.
Против запросов адвоката выступили и представители потерпевших.
— Хотелось бы акцентировать внимание, что эти вопросы уже ставились на обсуждение экспертов. Транспортно-трасологическая экспертиза уже был поставлена и дала ответ на вопрос о расположении транспортных средств в момент столкновения, о чём просит сторона защиты, — сказала адвокат Насти Вяткиной Наталья Гилёва. — И также вопросы по определению скорости движения транспортных средств по подушкам безопасности. Моё мнение как представителя потерпевшего — в Российской Федерации отсутствуют данные методики, и доказательство возможности проведения данных расчётов стороной защиты не предоставлено. Я полагаю, что тот перечень вопросов, который поставлен, приведёт к необоснованному затягиванию судебного следствия. Прошу в поставленных вопросах стороне защите отказать в полном объёме.
Некорректными посчитала вопросы защиты и адвокат водителя «Лады».
— Просит защита установить кадры видеоряда, соответствующие моменту появления автомобиля Lexus в поле зрения водителя «Лады». Вопрос вообще некорректный, поскольку Лавров не помнит обстоятельств ДТП, более того, в «Ладе» не было видеосъёмки, не было регистратора. Как это можно установить, непонятно, — отметила представитель Никиты Лаврова Людмила Антонова.
Но сторона защиты настаивает: для корректной оценки нужна комплексная экспертиза, и все возможности для этого есть. И препятствий для снятия показаний с приборов в подушках безопасности нет.
— Автомобиль «Лада» — технический центр «Лада», автомобиль Lexus — технический центр, который его обслуживает. Как нет? — возмутился Андрей Косилов. — Если не устраивает наших оппонентов материалы, связанные с анализом приборов подушек безопасности, есть методология компьютерная. И ею располагают эксперты, которые допрашивались в суде, но им использовать эту методологию руководство не рекомендовало, насколько известно мне.
Владелец «Рависа» подчёркивает то, что у него нет цели перевесить вину на водителя «Лады».
— Он вообще не управлял машиной — от страха ли, от неопытности или ещё от чего-то. И что я могу вам сказать? Я не хочу себя выгородить, но я и не хочу стать жертвой чьего-то сговора или умысла, понимаете? С какой стати-то? За себя отвечу, за него не буду, — эмоционально заявил бывший вице-губернатор региона.
Выслушав всех, судья ушла в совещательную комнату.
Авария произошла 28 июля 2019 года в Аргаяшском районе на 18-м километре трассы Байрамгулово — Новоандреевка. Lexus бывшего вице-губернатора Андрея Косилова столкнулся с автомобилем «Лада», в котором компания молодых людей из Екатеринбурга возвращалась с озера. Момент аварии снял на видео читатель 74.RU. Он уже дал показания в суде.
Водитель «Лады-Весты» Никита и его пассажирка Анастасия после аварии были в коме. Вред их здоровью эксперты оценили как тяжкий. Анастасия до сих пор не оправилась от травм, она заново учится ходить и пока не видит. Второй пассажир, Владислав, находился в сознании, однако его тоже госпитализировали с переломами и ушибами. Помощь медиков понадобилась и самому Андрею Косилову.
Водитель Lexus на время следствия находился под подпиской о невыезде и надлежащем поведении. А на всё имущество Андрея Косилова (четыре объекта недвижимости, один автомобиль) наложили арест. Сторона защиты настаивает на невиновности бизнесмена.
Знаете ещё не озвученные в СМИ подробности этой аварии? Присылайте сообщения, фото и видео на почту редакции 74@rugion.ru, в нашу группу во «ВКонтакте», а также в WhatsApp или Viber по номеру +7 93 23–0000–74. Телефон службы новостей 7–0000–74.