Правительство России приняло еще один документ, который должен внести ясность в механизм предоставления земельных участков под строительство. Он определяет нормы подключения коммуникаций к строящимся объектам и дополняет Градостроительный кодекс, принятый в декабре 2004 года по предложению Федеральной антимонопольной службы
Теперь муниципальные образования, выставляя на торги имеющиеся земельные участки, должны предоставить всем потенциальным компаниям-покупателям обязательства провести к строящемуся объекту коммуникации за строго оговоренные время и деньги. Эти обязательства берет на себя ресурсоснабжающая организация. Такой шаг со стороны правительства вызвал одобрение руководства Федеральной антимонопольной службы. Как отметил начальник управления ФАС по контролю и надзору в области недвижимости, локальных монополий и ЖКХ Михаил Евраев, установленные нормы пойдут на пользу строительному рынку России, так как «их введение направлено непосредственно на то, чтобы защитить строителей от произвола властей и субъектов естественных монополий». Жесткие и прозрачные правила игры при проведении земельных аукционов сведут на нет злоупотребления со стороны местных властей, считают в федеральном центре.
По новому кодексу строительный рынок России живет уже больше года. Однако споры чиновников и строителей о том, на каких условиях выставлять на торги земельные участки, по-прежнему не утихают. И те, и другие сетуют на несовершенство законодательной базы. Многие города вынуждены на время отказаться от проведения аукционов. В частности, такая ситуация наблюдается и в Челябинске. Как неоднократно заявлял мэр города Михаил Юревич, система проведения аукционов будет отработана только ближе к лету 2006 года. А пока реализация Градостроительного кодекса наталкивается на множество проблем.
Наиболее сложные препятствия на пути к цивилизованному строительству обсуждали 28 февраля на заседании круглого стола при Министерстве строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области. «Градостроительный кодекс должен упростить механизм получения права на строительство, – заметила начальник отдела градостроительства и архитектуры Управления строительства и архитектуры Министерства Людмила Тимарцева. – Но для этого нужны дополнительные постановления как на федеральном, так и на местном уровнях. Фактически субъектам Федерации необходимо разработать и принять почти полсотни таких документов, а пока приняты единицы. Ощутимого результата работы муниципалитетов по земельным торгам в Челябинской области до сих пор нет. Местные власти не создали систему оповещения о свободных для строительства землях. Пока эти вопросы решены не будут, «разбюрократить» процесс предоставления участков не удастся».