![П(р)обочный эффект: как скажется на Челябинске одновременное закрытие ключевых магистралей Закрытие Ленинградского моста жители Северо-Запада и ЧТЗ ждут с легким ужасом | Источник: Дмитрий Гладышев](https://n1s1.hsmedia.ru/96/dd/e5/96dde526d2703894a0e9b7a321ac128d/656x438_1:5723_0f5a19ef422bc92a59ad0100f6966846@1500x1000_0xnphRn98a_7872597423693800193.jpg.webp)
1 мая полностью остановят движение по «танцующему» Ленинградскому мосту, который минимум на год закрывают на капремонт. Дорожный сезон 2021 года в принципе будет насыщенным: так, скоро начинаются полная реконструкция Комсомольского проспекта, а также «поверхностный» ремонт ряда ключевых улиц, соединяющих западную часть города с восточной. Мы задались вопросом: не встанет ли Челябинск в перманентной пробке и не пора ли продавать квартиру в Парковом?
![Источник: Дмитрий Гладышев](https://n1s1.hsmedia.ru/a7/23/64/a72364374360caeaa1063b6e281fcef8/656x656_1_20cb0c9fc2c64da75ac16fa976162c01@1000x1000_0xCEEuOhJz_7583036306400587606.jpg.webp)
Ремонт Ленинградского моста разрывает движение по проспекту Победы, а реконструкция Комсомольского проспекта осложнит выезд на автодорогу «Меридиан» и улицу Ново-Механическую, которая соединяется с проспектом Победы. Кроме того, в течение лета планируются работы на улице Куйбышева, идущей параллельно Комсомольскому проспекту, а также Университетской Набережной, которая удобна жителям «Академа». Переложат асфальт и на Каслинской, также ведущей к «Меридиану» (через Ново-Механическую).
В итоге основной связью запада Челябинска с востоком становится улица Братьев Кашириных, которая и в обычные дни перманентно страдает от заторов. Например, зимой много жалоб мы получили на пересечение с Косарева, где маршрутки проложили альтернативный путь через тротуар.
![Улица Кашириных не только пробочная, но и довольно нервная: здесь всегда кто-то перестраивается и вклинивается в поток | Источник: Артём Краснов](https://n1s1.hsmedia.ru/de/fb/36/defb36d02d29d5441958ccea0d25bd3d/656x438_1:5723_508c6122b86966de7fd96a8329045076@1280x853_0xNcSOxhR0_8808470277957289646.jpg.webp)
Упомянутые выше улицы будут перекрывать в разное время и не полностью, тем не менее связь «полушарий» Челябинска будет серьезно нарушена.
Уже сейчас опубликованы измененные схемы движения маршрутного транспорта, например, трамвай № 18, который связывает Металлургический и Ленинский районы, сохранит лишь восточную половину маршрута и будет курсировать между Тракторозаводским и Ленинским.
![По Ленинградскому мосту проходят 3 трамвайных и 14 автобусных маршрутов. Для трамваев, идущих по Российской со стороны ЧГРЭС, организуют левый поворот на проспект Победы в сторону Артиллерийской | Источник: Артём Краснов](https://n1s1.hsmedia.ru/81/2a/36/812a36332cd910deeda59d9ac0a6ac0c/656x438_1:5723_9fa7fa9d7c815973145eeda7f548afc9@1280x853_0xaUwVLWQm_5278952991002717318.jpg.webp)
По замыслу властей, ситуацию спасут два объезда Ленинградского моста: на севере через улицу Ново-Механическую с выходом на Российскую, на юге — через третий уровень развязки на Кашириных, сданный в прошлом году. Два новых рукава соединяют Кашириных с Т-образным перекрестком той же улицы Российской, которой отводится ключевая роль во временной схеме движения.
![Пока новый рукав виадука пустой даже в часы пик | Источник: Артём Краснов](https://n1s1.hsmedia.ru/0c/f8/56/0cf856bc4e6adc7b2a9cc14866988fd1/656x438_1:5723_163fff37ece916b3eca8cc85cae72195@1280x853_0xxTXPqgMG_8029467857037580650.jpg.webp)
— Из-за того что у нее нет перпендикулярных связей, улица Российская сейчас не очень популярна, — объяснил заместитель главы Челябинска по дорожному хозяйству и транспорту Максим Куляшов. — Ты заехал на нее с улицы Труда и выехал на проспекте Победы. Нигде ты с нее не соскочишь: с одной стороны река, с другой — «Меридиан», железная дорога и так далее. Хотя она проходит по центру города и является дублером Свердловского проспекта, но так сложилось. Эта тихая улица в условиях закрытия Ленинградского моста будет крайне популярна.
![Улица Российская зажата рекой и железнодорожными путями, поэтому спросом не пользуется | Источник: Артём Краснов](https://n1s1.hsmedia.ru/7f/ef/af/7fefaf177599f7fcfe3be552a89ea4fc/656x438_1:5723_50e147585918de89787e744e4e4a2e9b@1280x853_0xcNWXfPcT_3655382407176674081.jpg.webp)
При этом в планах десятилетней давности новый виадук должен был соединять Кашириных с новым участком улицы Нагорной, которая выводила бы к улице Бажова и далее на ЧТЗ. Сейчас для проезда в том направлении потребуется преодолеть два излома: повернуть с Нагорной налево на Российскую и затем с Российской на проспект Победы.
![Продолжение Нагорной уходило бы направо от Российской (на снимке) в сторону Бажова, но сейчас здесь тупик. О планах строительства улицы давно не слышно | Источник: Артём Краснов](https://n1s1.hsmedia.ru/6a/cd/2b/6acd2bac4589c6300535400df8b6e601/656x438_1:5723_bf0d0b18a8fa27fb010ff4111724b810@1280x853_0xrFzZThjj_2704509860447009285.jpg.webp)
Однако доцент кафедры «Автомобильный транспорт» ЮУрГУ Николай Горяев видит проблему даже не в отсутствии продолжения улицы Нагорной.
— Конечно, этот участок облегчил бы проезд тем, кто движется на ЧТЗ или в сторону аэропорта, но открытие этой улицы лишь увеличило бы нагрузку на Кашириных, которая и так близка к пределу пропускной способности, — считает эксперт. — Заторы возникают в районе Косарева, Кирова, и перекрытие Ленинградского моста, конечно, усилит этот эффект.
Николай Горяев также обращает внимание на знаки «Движения по полосам» на перекрестке Нагорной и Российской.
— Если использовать этот участок как дублер проспекта Победы, нужно разрешать поворот налево из обоих рядов, потому что основной поток пойдет в этом направлении, — считает он.
![Схема движения на пересечении Нагорной (Кашириных) и Российской: поворот налево разрешен только из крайней полосы | Источник: Артём Краснов](https://n1s1.hsmedia.ru/1d/20/a6/1d20a63c3ae1128cb73120927dff68a5/656x438_1:5723_5779266b606806713beaf4786dbb9e59@1280x853_0xm7jVdjxV_1523718492323577409.jpg.webp)
Существует ли резерв повышения пропускной способности Кашириных на период закрытия Ленинградского моста?
— Улица в любом случае очень нагруженная, но отдельные работы возможны: банально, если выровнять трамвайные пути на пересечении с улицей Кирова, пропускная способность перекрестка в направлении Кашириных вырастет на 15–20%, — объясняет Николай Горяев.
Подобные работы планировались еще в прошлом году, но не состоялись: якобы подвел подрядчик.
![В прошлом году переезд на перекрестке Кирова — Кашириных переложили лишь частично и плохо | Источник: Артём Краснов](https://n1s1.hsmedia.ru/9b/ff/ca/9bffca9addfe8bf76c32e6a515eef8fa/656x438_1:5723_cdd643bcedb2a05706fbb61958e18f4a@1280x853_0xfCN1yo3P_9594712279697279978.jpg.webp)
— Наверняка есть возможность гибче настраивать светофоры, которые на Кашириных работают пока в двух режимах, на период часа пик и на остальное время суток, — продолжает специалист. — Также мы предлагали, например, сделать отнесенный поворот направо с Университетской Набережной на Кашириных, но это увеличит нагрузку на пересечение с улицей Кирова, так что проблему глобально не решит.
Эксперт по транспортным системам Яков Гуревич считает, что в перекрытии Ленинградского моста не было бы проблемы, если бы власти провели подготовительные работы и минимизировали срок ремонта.
— При грамотной организации перекрывать движение так нужно месяца на два, тогда как у нас резервируют около полутора лет, — говорит он.
Крайне скептически он смотрит и на грядущее расширение моста с четырех до шести полос.
— Это не просто бесполезно, это вредно, потому что сразу за Российской есть сужение под виадуком, и избыточная ширина моста лишь усилит эффект бутылочного горлышка: сильнее сужение — больше пробок. Лишние полосы всегда вредны, а в данном случае это еще и увеличивает стоимость и длительность ремонта.
![Утро буднего дня: в сторону ЧТЗ стоит очередь машин, но движется она сравнительно быстро | Источник: Артём Краснов](https://n1s1.hsmedia.ru/00/bf/c6/00bfc6569a55d94f59b0c092d460f35a/656x438_1:5723_34870c0665978fc17bf57a59989ac48f@1280x853_0xJ4MBEHsI_1926460438367310629.jpg.webp)
А насколько эффективен «дублер» моста — новый рукав развязки на Кашириных? Яков Гуревич не видит в нем никакого смысла.
— Там есть прямой проезд на улицу Первой Пятилетки, с которой можно далее уйти в сторону ЧТЗ, — поясняет он. — Новый перекресток не меняет общей картины.
Что касается улицы Братьев Кашириных, Яков Гуревич считает, что резервы по увеличению ее пропускной способности почти исчерпаны:
— Возможно, есть какой-то запас по регулированию светофоров, но в целом улица Братьев Кашириных с ее избыточной шириной, которая постоянно меняется, изначально спроектирована неправильно, поэтому нефункциональна, — говорит он. — Например, добавление второй полосы увеличивает пропускную способность на 70%, добавление третьей — на 40%, а четвертой — на 0%. Четыре полосы огромной ширины по факту не делают улицу свободнее. Улучшить что-то простыми методами вряд ли возможно.
![Улица Братьев Кашириных по городским меркам необычайно просторна: на многих участках она имеет восемь и даже десять полос (в обе стороны), причем щедрой ширины. И всё равно здесь почти всегда пробки | Источник: Дарья Селенская](https://n1s1.hsmedia.ru/59/f5/9a/59f59a07313bbe1c57e517f0a1d939ea/656x438_1:5723_db928592ed00f7265ae5c879a18876fe@1920x1280_0xurr5eS9l_5339906929641084203.jpg.webp)
Яков Гуревич сомневается и в целесообразности ремонта Комсомольского проспекта по предложенной схеме.
— Большие вопросы вызывает необходимость там выделенной полосы, но еще больше удивляют планы делать на Комсомольском проспекте велодорожку. Для чего? — задается он риторическим вопросом. — Кто будет ездить на велосипеде вдоль Комсомольского проспекта? В Челябинске есть прекрасное направление для велодорожки от Северо-Запада через парк к ЮУрГУ, что при круглогодичной очистке превратило бы ее в велотранспортную магистраль на очень востребованном направлении.
Впрочем, если Ленинградский мост закрывают минимум до следующего лета, работы на Комсомольском проспекте должны завершиться до конца августа, что откроет проезд к автодороге «Меридиан». Ради ее разгрузки планируется запретить движение грузовиков по улице Ново-Механической, о чем журналистам сообщил Максим Куляшов.
Что касается жителей Паркового и близких к нему районов — им не позавидуешь. Альтернативный маршрут на восток пролегает через поселок Шагол, Свердловский тракт и улицу Северный Луч, выводящую на Героев Танкограда. Но этот маршрут перегружен уже сейчас.
Скажется ли закрытие Ленинградского моста на вашем ежедневном маршруте?
Возведение мостов в Челябинске часто завершается половинчатым результатом: например, долгострой на Троицком тракте был открыт в прошлом году, но лишь по временной схеме. На перекрестке рядом с ним аварии случаются почти каждый день.
Много вопросов вызывает новая транспортная схема челябинской агломерации, частично отрицающая план трехгодичной давности (который так и не реализовали).
И будьте аккуратны: в Челябинске началась эвакуация автомобилей из-под знака, которого нет в ПДД.