1 мая полностью остановят движение по «танцующему» Ленинградскому мосту, который минимум на год закрывают на капремонт. Дорожный сезон 2021 года в принципе будет насыщенным: так, скоро начинаются полная реконструкция Комсомольского проспекта, а также «поверхностный» ремонт ряда ключевых улиц, соединяющих западную часть города с восточной. Мы задались вопросом: не встанет ли Челябинск в перманентной пробке и не пора ли продавать квартиру в Парковом?
Ремонт Ленинградского моста разрывает движение по проспекту Победы, а реконструкция Комсомольского проспекта осложнит выезд на автодорогу «Меридиан» и улицу Ново-Механическую, которая соединяется с проспектом Победы. Кроме того, в течение лета планируются работы на улице Куйбышева, идущей параллельно Комсомольскому проспекту, а также Университетской Набережной, которая удобна жителям «Академа». Переложат асфальт и на Каслинской, также ведущей к «Меридиану» (через Ново-Механическую).
В итоге основной связью запада Челябинска с востоком становится улица Братьев Кашириных, которая и в обычные дни перманентно страдает от заторов. Например, зимой много жалоб мы получили на пересечение с Косарева, где маршрутки проложили альтернативный путь через тротуар.
Упомянутые выше улицы будут перекрывать в разное время и не полностью, тем не менее связь «полушарий» Челябинска будет серьезно нарушена.
Уже сейчас опубликованы измененные схемы движения маршрутного транспорта, например, трамвай № 18, который связывает Металлургический и Ленинский районы, сохранит лишь восточную половину маршрута и будет курсировать между Тракторозаводским и Ленинским.
По замыслу властей, ситуацию спасут два объезда Ленинградского моста: на севере через улицу Ново-Механическую с выходом на Российскую, на юге — через третий уровень развязки на Кашириных, сданный в прошлом году. Два новых рукава соединяют Кашириных с Т-образным перекрестком той же улицы Российской, которой отводится ключевая роль во временной схеме движения.
— Из-за того что у нее нет перпендикулярных связей, улица Российская сейчас не очень популярна, — объяснил заместитель главы Челябинска по дорожному хозяйству и транспорту Максим Куляшов. — Ты заехал на нее с улицы Труда и выехал на проспекте Победы. Нигде ты с нее не соскочишь: с одной стороны река, с другой — «Меридиан», железная дорога и так далее. Хотя она проходит по центру города и является дублером Свердловского проспекта, но так сложилось. Эта тихая улица в условиях закрытия Ленинградского моста будет крайне популярна.
При этом в планах десятилетней давности новый виадук должен был соединять Кашириных с новым участком улицы Нагорной, которая выводила бы к улице Бажова и далее на ЧТЗ. Сейчас для проезда в том направлении потребуется преодолеть два излома: повернуть с Нагорной налево на Российскую и затем с Российской на проспект Победы.
Однако доцент кафедры «Автомобильный транспорт» ЮУрГУ Николай Горяев видит проблему даже не в отсутствии продолжения улицы Нагорной.
— Конечно, этот участок облегчил бы проезд тем, кто движется на ЧТЗ или в сторону аэропорта, но открытие этой улицы лишь увеличило бы нагрузку на Кашириных, которая и так близка к пределу пропускной способности, — считает эксперт. — Заторы возникают в районе Косарева, Кирова, и перекрытие Ленинградского моста, конечно, усилит этот эффект.
Николай Горяев также обращает внимание на знаки «Движения по полосам» на перекрестке Нагорной и Российской.
— Если использовать этот участок как дублер проспекта Победы, нужно разрешать поворот налево из обоих рядов, потому что основной поток пойдет в этом направлении, — считает он.
Существует ли резерв повышения пропускной способности Кашириных на период закрытия Ленинградского моста?
— Улица в любом случае очень нагруженная, но отдельные работы возможны: банально, если выровнять трамвайные пути на пересечении с улицей Кирова, пропускная способность перекрестка в направлении Кашириных вырастет на 15–20%, — объясняет Николай Горяев.
Подобные работы планировались еще в прошлом году, но не состоялись: якобы подвел подрядчик.
— Наверняка есть возможность гибче настраивать светофоры, которые на Кашириных работают пока в двух режимах, на период часа пик и на остальное время суток, — продолжает специалист. — Также мы предлагали, например, сделать отнесенный поворот направо с Университетской Набережной на Кашириных, но это увеличит нагрузку на пересечение с улицей Кирова, так что проблему глобально не решит.
Эксперт по транспортным системам Яков Гуревич считает, что в перекрытии Ленинградского моста не было бы проблемы, если бы власти провели подготовительные работы и минимизировали срок ремонта.
— При грамотной организации перекрывать движение так нужно месяца на два, тогда как у нас резервируют около полутора лет, — говорит он.
Крайне скептически он смотрит и на грядущее расширение моста с четырех до шести полос.
— Это не просто бесполезно, это вредно, потому что сразу за Российской есть сужение под виадуком, и избыточная ширина моста лишь усилит эффект бутылочного горлышка: сильнее сужение — больше пробок. Лишние полосы всегда вредны, а в данном случае это еще и увеличивает стоимость и длительность ремонта.
А насколько эффективен «дублер» моста — новый рукав развязки на Кашириных? Яков Гуревич не видит в нем никакого смысла.
— Там есть прямой проезд на улицу Первой Пятилетки, с которой можно далее уйти в сторону ЧТЗ, — поясняет он. — Новый перекресток не меняет общей картины.
Что касается улицы Братьев Кашириных, Яков Гуревич считает, что резервы по увеличению ее пропускной способности почти исчерпаны:
— Возможно, есть какой-то запас по регулированию светофоров, но в целом улица Братьев Кашириных с ее избыточной шириной, которая постоянно меняется, изначально спроектирована неправильно, поэтому нефункциональна, — говорит он. — Например, добавление второй полосы увеличивает пропускную способность на 70%, добавление третьей — на 40%, а четвертой — на 0%. Четыре полосы огромной ширины по факту не делают улицу свободнее. Улучшить что-то простыми методами вряд ли возможно.
Яков Гуревич сомневается и в целесообразности ремонта Комсомольского проспекта по предложенной схеме.
— Большие вопросы вызывает необходимость там выделенной полосы, но еще больше удивляют планы делать на Комсомольском проспекте велодорожку. Для чего? — задается он риторическим вопросом. — Кто будет ездить на велосипеде вдоль Комсомольского проспекта? В Челябинске есть прекрасное направление для велодорожки от Северо-Запада через парк к ЮУрГУ, что при круглогодичной очистке превратило бы ее в велотранспортную магистраль на очень востребованном направлении.
Впрочем, если Ленинградский мост закрывают минимум до следующего лета, работы на Комсомольском проспекте должны завершиться до конца августа, что откроет проезд к автодороге «Меридиан». Ради ее разгрузки планируется запретить движение грузовиков по улице Ново-Механической, о чем журналистам сообщил Максим Куляшов.
Что касается жителей Паркового и близких к нему районов — им не позавидуешь. Альтернативный маршрут на восток пролегает через поселок Шагол, Свердловский тракт и улицу Северный Луч, выводящую на Героев Танкограда. Но этот маршрут перегружен уже сейчас.
Скажется ли закрытие Ленинградского моста на вашем ежедневном маршруте?
Возведение мостов в Челябинске часто завершается половинчатым результатом: например, долгострой на Троицком тракте был открыт в прошлом году, но лишь по временной схеме. На перекрестке рядом с ним аварии случаются почти каждый день.
Много вопросов вызывает новая транспортная схема челябинской агломерации, частично отрицающая план трехгодичной давности (который так и не реализовали).
И будьте аккуратны: в Челябинске началась эвакуация автомобилей из-под знака, которого нет в ПДД.