Экс-губернатор Челябинской области Борис Дубровский проиграл кассацию по делу о дорожном сговоре

О беспрецедентном давлении на ведомство заявил экс-глава управления по борьбе с картелями ФАС России

Тяжба экс-губернатора с антимонопольщиками длилась три года и завершилась не в пользу Бориса Дубровского

Тяжба экс-губернатора с антимонопольщиками длилась три года и завершилась не в пользу Бориса Дубровского

Поделиться

Арбитраж Московского округа 19 января отменил решение суда первой инстанции, которое оправдывало бывшего губернатора Бориса Дубровского по делу о сговоре на торгах с Миндортрансом Челябинской области и АО «Южуралмост». В удовлетворении кассационных жалоб экс-главы региона и «Южуралмоста» отказано.

О чём спор


Судебные разбирательства длились почти три года. Последний раз, в августе 2021-го, суд частично удовлетворил жалобу ФАС России.

Антимонопольное ведомство не согласилось с весенним решением Арбитражного суда Москвы, который фактически оправдал экс-губернатора по долгоиграющему делу о картельном сговоре с «Южуралмостом».

— Коллегия судей считает, что фактическое поведение субъектов, их скоординированные и целенаправленные действия, устойчивые взаимоотношения корпоративного характера, личная материально-финансовая заинтересованность губернатора свидетельствуют о наличии заключенного антиконкурентного соглашения в нарушение статьи 16 закона «О защите конкуренции», — указывал ранее Девятый арбитражный апелляционный суд, который частично удовлетворил жалобу ФАС России.

То есть в августе прошлого года апелляция поддержала выводы антимонопольщиков о наличии между Борисом Дубровским, Министерством дорожного хозяйства Челябинской области и АО «Южуралмост» антиконкурентного соглашения.

Экс-губернатор против


В конце сентября прошлого года Борис Дубровский подал кассационную жалобу. Заседание переносили то из-за отпуска судьи, то из-за нерабочих дней, то по другим причинам.

В среду, 19 января этого года, Арбитражный суд Московского округа вынес вердикт.

— Отменить решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции в части и принять новый судебный акт, — кратко говорится в материалах арбитража.

С просьбой уточнить, какие требования поддержал и что именно отменил московский суд, 74.RU обратился в Федеральную антимонопольную службу.

— Арбитражный суд Московского округа признал законным решение ФАС России, которым установлен факт нарушения статей 16 и 17 закона «О защите конкуренции», в полном объеме. Кассационные жалобы Б. А. Дубровского и АО «Южуралмост», которые обжаловали решение антимонопольного органа, оставлены судом округа без удовлетворения, — сообщили 74.RU в пресс-службе ФАС России.

В итоге суд признал правоту Федеральной антимонопольной службы, а именно: Миндортранс Челябинской области и АО «Южуралмост» заключили соглашение между заказчиком и участником торгов и участия в нем, что привело к ограничению конкуренции и созданию преимущественных условий для «Южуралмоста». Об этом говорится в резолютивной части постановления Арбитражного суда Московского округа.

Заведующий кафедрой конкурентного права РАНХиГС, экс-глава управления по борьбе с картелями ФАС России Андрей Тенишев (дело о сговоре на торгах рассмотрено в то время, когда он руководил управлением. — Прим. ред.) прокомментировал телеграм-каналу «Время госзакупок» решение кассационной инстанции по картельному делу экс-губернатора Бориса Дубровского.

— Это одно из знаковых дел службы. Оно было очень сложным как с точки зрения доказывания и квалификации, так и беспрецедентного давления на ФАС, — отметил Андрей Тенишев.

Борис Дубровский и его представители отказываются от комментариев СМИ.

По мнению экспертов, в громком деле о сговоре на торгах фактически поставлена точка. Проигравшая сторона теоретически еще может подать жалобу в Верховный суд РФ. Но, судя по судебной статистике, шансы на выигрыш в таком случае — не более пяти процентов.

Этапы большого суда


В марте 2019 года ФАС России признала тогда еще действующего губернатора Бориса Дубровского, региональное Министерство дорожного хозяйства и транспорта и компанию «Южуралмост» участниками сговора на торгах по ремонту дорог. Антимонопольное ведомство обнаружило нарушения в ходе 29 аукционов по ремонту дорог на общую сумму более 8 миллиардов рублей. Но доказали антиконкурентное соглашение только по 10 аукционам на 2,4 миллиарда.

Именно это дело о дорожном сговоре на 2,4 миллиарда рублей фактически привело к отставке бывшего губернатора и чуть было не увенчалось уголовным преследованием Бориса Дубровского.

В июне 2019 года в Арбитражный суд Москвы поступил иск от бывшего губернатора Челябинской области Бориса Дубровского. Экс-глава региона просил признать незаконными решения и действия Федеральной антимонопольной службы России. Позже суд объединил иски экс-главы региона и «Южуралмоста» в одно дело. В итоге Дубровский из истца превратился в третье лицо.

6 декабря 2019 года суд отменил решение антимонопольщиков о признании главы региона, Миндортранса и «Южуралмоста» нарушившими статью 16 закона «О защите конкуренции». В январе ФАС обжаловала это решение.

Летом прошлого года Центральный райсуд реабилитировал Бориса Дубровского, но осенью УФАС снова обжаловала это решение.

Всё о деле Дубровского — в материалах 74.RU.

Кто стоит за «Южуралмостом»


Компания «Южуралмост» создана в 2001 году в Магнитогорске. В 2015–2018 годах она стала крупнейшим дорожным подрядчиком Челябинской области. За время работы заключила 90 контрактов на 40 миллиардов рублей. К 2018 году «Южуралмост», по данным регионального УФАС, набрал 95-процентную долю на рынке услуг по содержанию и ремонту дорог в Челябинской области.

Учредителями «Южуралмоста», по данным «Контур.Фокус», выступали ООО «Уралтрасс-Сервис» (70%) и ЗАО «Южуралавтобан» (30%). Компания «Уралтрасс-Сервис» ликвидирована в октябре 2011 года в связи с завершением конкурсного производства. ЗАО «Южуралавтобан» находится в стадии ликвидации — признано банкротом, в августе 2018 года в отношении него открыто конкурсное производство, а в штате остался один человек. В ЕГРЮЛ сведения об акционерах «Южуралмоста» не раскрываются.

Два года назад в ходе разбирательств налоговиков с дорожниками в суде обнародованы документы о том, что акционером АО «Южуралмост» с долей в 75%, по крайней мере, в 2016–2017 годах, был бизнесмен Сергей Вильшенко. Это сын бывшего первого секретаря горкома КПСС Златоуста, а затем экс-руководителя управления ФСБ по Златоусту Геннадия Вильшенко.

Семья Вильшенко связана с десятками дорожных компаний. В 2014 году Сергей Вильшенко продал нерудную компанию «Бердяуш» (сейчас «ПНК-Урал») Артему Чайке — сыну бывшего генпрокурора Юрия Чайки. В августе 2019 года Тверской суд Москвы заочно арестовал Сергея Вильшенко по обвинению в хищении 1,3 миллиарда рублей у ОАО «РЖД». По данным правоохранительных органов, Сергей Вильшенко находится за пределами России, его разыскивает Интерпол.

В 2019 году арбитражный суд признал ЗАО «Южуралавтобан» и АО «Южуралмост» зависимыми организациями и удовлетворил требование налоговиков взыскать 1,3 миллиарда рублей — долг обанкротившегося «Южуралавтобана» — с «Южуралмоста». По данным ЕГРЮЛ, в 2019 году штат «Южуралмоста» насчитывал 3375 человек, сейчас — всего 43 сотрудника.

По теме

  • ЛАЙК27
  • СМЕХ9
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ1
  • ПЕЧАЛЬ4
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter