Новые выделенные полосы, которые в эти дни наносят на улицах Труда и Северо-Крымской, вызывают тревогу автомобилистов: они опасаются, что с началом сентября встанут в пробках. Выделенки — часть большого проекта по превращению Челябинска в подобие Казани с точки зрения качества общественного транспорта. Мы побывали на участках с новыми полосами и познакомились с подробностями плана, который выглядит весьма амбициозным. Если к началу этого года в городе было лишь 15 километров выделенок, к концу 2024-го их протяженность составит без малого 100 километров. Но на 2022-й планы скромные — всего около 4 километров.
Сейчас полосы делают на улице Труда от перекрестка с улицей Энгельса до «Родника». До конца августа они должны появиться и на соседней улице Северо-Крымской — от Труда до Кашириных. Участки выделенных полос здесь уже наносили в 2019 году, но тогда идея не сработала: фрагменты получились короткими, а в городе доминировали (и продолжают) маршрутки и старые троллейбусы. Сейчас же строительство выделенных полос идет в рамках общей транспортной реформы, которая предусматривает закупки новых автобусов, троллейбусную концессию и более экзотические идеи вроде метротрама.
Оформление новых полос такое же, как на Комсомольском проспекте, где они появились в прошлом году. Выделенки обозначаются знаками и отделены от основной проезжей части сплошной линией разметки, которая имеет локальные разрывы для поворотов на прилегающие территории и перекрестки, а также для выездов с них.
Штраф за езду по выделенной полосе составляет 1500 рублей (часть 1.1. статьи 12.17 КоАП), и в Челябинске подобные нарушения фиксируются автоматическими комплексами. Например, круг по правым полосам Комсомольского проспекта обойдется в 18 тысяч, потому что камеры считают каждый проезд за отдельное нарушение.
Проект создания сети выделенных полос в Челябинске реализуется неспешно. Изначально о нем заговорили в 2018 году при подготовке комплексной схемы организации дорожного движения (ее делала компания из Петербурга), но тогда сетка полос выглядела нелогичной: например, разработчики проигнорировали улицу Братьев Кашириных. Из плана 2018-го начертили только 2,5 километра полос на улицах Энгельса, Труда и Северо-Крымской, но получились они «рваными» и пользы не принесли. Нынешняя работа — это, по сути, исправление тех ошибок.
Новая транспортная схема, разработанная специалистами ЮУрГУ, реализуется областным Министерством дорожного хозяйства и транспорта. Первые полосы в рамках этой схемы нанесли на Комсомольском проспекте, совместив работу с капитальным ремонтом, вызвавшем немало шумихи. Но власти признали опыт создания выделенок удачным, и, по данным Миндортранса, время проезда автобусом контрольного участка на проспекте сократилось в полтора раза — с 37 до 25 минут. Кроме того, возросла ритмичность, и, если раньше разброс времени прибытия составлял 23, теперь — 7 минут.
В начале года появились планы строительства еще 40 километров выделенных полос, хотя сейчас сроки скорректировали: до конца 2022-го нанесут около 4 километров на указанных улицах, а остальные участки сделают в 2023-м: на Чичерина, Молодогвардейцев, Кашириных, проспекте Ленина и фрагменте Копейского шоссе. Это позволит замкнуть сеть выделенных полос. Например, 75-й автобус будет ехать по выделенным полосам около половины пути.
Планы на сезоны 2023–2024 годов еще грандиознее: построить 44 километра полос на главных магистралях города, в их числе — большая часть Свердловского проспекта и проспекта Ленина, улицы Воровского и Блюхера, Доватора и Худякова. Также запланировано продление полос на улице Кашириных и Копейском шоссе (первая их очередь должна появиться уже в 2023 году). Интересно, кстати, что выделенные полосы запланированы на расширяемом участке улицы Худякова, а значит для автомобильного потока останутся все те же четыре полосы. Эффективность такого решения будет зависеть от того, сколько именно общественного транспорта пустят в поселок Западный и захотят ли его жители частично отказаться от автомобилей.
Проблема заполненности выделенных полос чувствуется и сейчас: в конце августа новые участки пустуют, а едут по ним преимущественно маршрутки и старые троллейбусы. Новые автобусы тоже есть, но за полчаса съемки удалось увидеть лишь три зеленые машины.
Одним из главных движителей транспортной реформы в Челябинске является Александр Егоров — заместитель областного министра дорожного хозяйства и транспорта. Он говорит, что комплексный эффект челябинцы ощутят, когда будет создана полноценная сеть выделенных полос, предусмотренная комплексной схемой организации дорожного движения.
— Когда выделенные полосы появятся на большей части магистральных улиц общегородского значения, как это реализовано в Казани или в Москве, мы все почувствуем разницу, — прогнозирует он. — И это является базовым условием для полноценной замены так называемых маршруток на автобусы большого, среднего и малого классов. Сроки будут зависеть от скорости реализации: проектирование и согласование проектов организации движения с выделенными полосами — сложный процесс, требующий целого комплекса мероприятий.
«Частично положительное влияние выделенных полос на всю систему общественного транспорта почувствуется уже к концу 2024 года»
Пока же челябинцы смотрят на новые полосы со скепсисом.
— От «Родника» до зоопарка нарисовали выделенные линии для общественного транспорта, и время в пути выросло с 1,5 минуты до 5–7 минут, — пожаловался наш читатель. — Такой же вопрос по Комсомольскому проспекту. Я езжу регулярно в течение 20 лет и за это время на велодорожке не видел ни одного велосипедиста. Зачем было ее делать, если у нас зима 7–8 месяцев в году?
Впрочем, вопрос о выделенных полосах уже решен: их сеть в ближайшие годы будет расти. И ключевым становится вопрос, будет ли это подкреплено обновлением парка перевозчиков, лучшим контролем за ними и прогрессом в области организации дорожного движения? Ведь тот же Комсомольский проспект испортили перекрестком с улицей Красного Урала, где каждое утро собираются пробки.
Поддерживаете ли вы планы по развитию сети выделенных полос в Челябинске?
Еще одним грандиозным проектом является метротрам, на который выделено 50 млрд рублей. Некоторые считают решение неэффективным: при высоких затратах его результативность ограничена.