![Заряженная тачка. Как мы попытались доехать на электрическом «Москвиче-3е» из Челябинска до Карабаша Этот «Москвич» не имеет ДВС: только электромотор на передней оси и батарею под полом | Источник: Артем Краснов](https://n1s1.hsmedia.ru/a4/7a/57/a47a57f69c6c19a74d02ee6ef6bd9dda/656x438_1:5723_be531b32bd47f74947ddf4d97e380f59@1500x1001_0xiWBwxfo4_0975695173837689883.jpg.webp)
Два репортажа выпали на один день: поездка в Карабаш и тест-драйв электрического «Москвича-3е». Вообще-то я не планировал их совмещать, ведь кто знает, чего ждать от необкатанного электромобиля. Если верить паспортным цифрам, риски минимальны: на одной зарядке «Москвич» проходит якобы 410 км, а до Карабаша — порядка 115 км, то есть должно хватить туда и обратно с учетом мелких разъездов. Но одно дело паспортные цифры, а другое — расход энергии в реальных условиях, где есть ветер, уклоны, обгоны, но ни одной зарядной станции. «Это вызов!» — подбодрили меня в редакции. Лишь бы не вызов эвакуатора, подумал я.
![Технически это тот же JAC JS4 (точнее, его электроверсия Sehol E40X). При этом российская версия электромобиля получила другую батарею и двигатель. Они чуть лучше, чем у машин для КНР | Источник: Артем Краснов](https://n1s1.hsmedia.ru/b4/06/f4/b406f48a36d1225c4d082b782718784f/656x370_1:5723_300d57495875bb7e7e46e548704a96f6@1500x844_0xXq3Ix3kt_2447867861910279992.jpg.webp)
«Москвич-3е» является почти полной копией бензинового собрата за исключением силового агрегата и кое-каких нюансов комплектации. Например, у него цифровая панель приборов, на которой самая важная для нас цифра — это остаточный пробег. Автомобиль я взял с показателем в 410 км, отчего на душе стало легче. Как ни крути, а заряженная тачка — это всегда приятно.
![Интерьер отличается от бензиновой версии цифровой панелью приборов и кругляшом выбора режимов R/P/D на месте классического селектора. Не очень, кстати, удобно. А еще странно, что нет беспроводной зарядки для телефона. Боятся, что высосет аккумулятор? | Источник: Артем Краснов](https://n1s1.hsmedia.ru/3b/2c/61/3b2c6154a5ae601261bf40ed65370010/656x438_1:5723_ad321e79a54757e75dab8d898a6400ff@1500x1000_0xeu4D02HZ_1772448334303193151.jpg.webp)
![Цифровая панель приборов имеет индикацию остаточного пробега, осредненного расхода энергии (в кВт·ч/100 км) и заряда батареи в процентах. В начале пути — 100% и 410 км | Источник: Артем Краснов](https://n1s1.hsmedia.ru/7e/06/52/7e0652a3e5780ddd365b91016c854c7a/656x370_1:5723_fe0822be5b9fd1ae2367e23a6837261b@1500x844_0xDaJHotD8_1020419420906082544.jpg.webp)
Первое сильное впечатление — это «запуск двигателя». Ну то есть никакого запуска не происходит, нажимаешь кнопку «Старт», вспыхивают приборы — и давящая тишина. Приходится буквально ломать себя, чтобы на как бы заглохшей машине нажать педаль и убедиться, что на малом ходу «Москвич-3е» магически бесшумен. Однако моя тревожность вернулась, когда счетчик остаточного километража отнял единицу, пока я доехал 50 метров до своей машины, чтобы переложить вещи.
![Точка старта — дилерский центр. Финиш будет здесь же | Источник: Артем Краснов](https://n1s1.hsmedia.ru/09/b0/55/09b055e13c122997ac65531a25beeddb/656x370_1:5723_3a661ae5ec59e60652eb8b8761ddcafc@1500x844_0x0msrY2QV_0638468479845738569.jpg.webp)
Дальше — больше: пока мы ехали по второстепенным дорогам до Свердловского тракта, пробег уменьшился еще на километр, потом еще... А ведь я двигался в городском режиме со скоростью в пределах 50 км/ч, отключив кондиционер и радио. У бывшего поста ГИБДД я готовился позвонить людям, ждавшим нас в Карабаше, извиниться и попросить о переносе встречи. При таком фантастическом расходе мы не только назад не вернемся: мы и туда не доедем. Чтобы устранить фактор субъективности, выехав на трассу, я выставил на круиз-контроле 70 км/ч и засек расстояние, попутно следя за счетчиком остаточного пробега. Итог обнадежил: проехав 10 км, мы снизили запас хода лишь на 7 км. То есть при такой скорости этот запас этак в полтора раза выше, чем паспортный, а значит, пусть и с позорной для трассы скоростью, но мы можем проехать более 500 км. Значит, можно поднять наш лимит до 80 км/ч, и тогда... Ничего критичного не случилось: расход остался примерно на том же уровне.
![Путь до Карабаша из осторожности мы проделали на скорости 80–85 км/ч | Источник: Артем Краснов](https://n1s1.hsmedia.ru/78/0f/f8/780ff8dd52d8de2d4791af447d18ac28/656x438_1:5723_4c91523a0402615ba0d54866eed4eac2@1500x1001_0xs5mwtUgx_3648101454398809536.jpg.webp)
Пару слов о том, как считается паспортный запас хода. Он определяется в ходе стандартизованных испытаний, и есть несколько методик, отличающихся условиями. Например, устаревшая европейская NEDC и современная китайская CLTC дают приукрашенные значения, поскольку условия теста сравнительно мягкие и мало соотносятся с реальной ездой. Но у «Москвича-3е» паспортные 410 км измерены по современному международному стандарту WLTP, и в пересчете на методику CLTC пробег составил бы порядка 500 км. Измерительный цикл WLTP длится в районе получаса и состоит из четырех фаз с рваными режимами движения. Первая фаза — это городской ритм со скоростью до 50 км/ч, затем — пригородный цикл, потом — загородный, а потом магистральный с пиковым значением скорости 130 км/ч.
Казалось бы, у нас нет повода для волнений, ведь в таком жестком цикле у «Москвича» неплохой запас хода. Но проблема в том, что средняя скорость цикла WLTP составляет около 50 км/ч и на результатах сказывается в том числе рекуперация энергии — это когда на торможениях электромотор в режиме генератора запасает энергию в батарее. У нас же сплошь трассовые режимы, которые для электромобиля, в отличие от классических машин, куда менее выгодны городских пробегов. Так что интрига сохраняется.
![А вот и Карабаш, до которого мы в итоге добрались даже с избытком энергии. Правда, потратили более 1,5 часа | Источник: Артем Краснов](https://n1s1.hsmedia.ru/8c/b3/ed/8cb3ed71035eabcdbe7c4b1ab4358cb1/656x438_1:5723_a58518037c3db7d668c0a5f17a68f384@1500x1001_0x2PzB5erZ_2142304755150226209.jpg.webp)
Я, конечно, перестраховался: 108 км до Карабаша мы проехали за 1,5 часа, а запас хода уменьшился на 93 км, то есть остаток составил 317 км. Батарея была разряжена лишь на 23%. Это открывало широкие перспективы на обратную дорогу, и мы уже не жалели батарею: выбрали более длинный маршрут через яраткуловскую беляшную, поездили по грунтовкам, а потолок скорости подняли до 100–110 км.
![На плохих дорогах «Москвич» радует мягкой подвеской, но заставляет аккуратничать из-за низкопрофильных колес и батареи, висящей у него под брюхом | Источник: Артем Краснов](https://n1s1.hsmedia.ru/a5/5b/b0/a55bb0f536f2a425be863012e77c1197/656x370_1:5723_eac313d342b0ad733a557dc090d0f311@1500x844_0x8NowB41a_6460154983361428059.jpg.webp)
А еще появилась возможность оценить динамику разгона. По пути в Карабаш я вообще никого не обогнал, и от этого электромобиль представлялся мне этаким тихоходом, годным разве что для поездок на проповедь. Но вот на выезде из Карабаша попалась фура-длинномер и пара унылых легковушек за ней, я как следует утопил газ и... О-о, дьявол! Одного этого достаточно, чтобы влюбиться в электромобили как вид.
![Динамика у электромобиля отменная, хотя это далеко не самый мощный представитель класса | Источник: Артем Краснов](https://n1s1.hsmedia.ru/ba/8b/54/ba8b549dd08b849266977fd9dae6b53d/656x370_1:5723_c2b955efece31191023b88451252d173@1500x844_0xZAUcYv6C_0845784644062061805.jpg.webp)
«Москвич» не публикует цифр разгона до 100 км/ч, но динамика явно лучше бензиновой версии. Несмотря на то что масса больше на 25%, электрический «Москвич» ощутимо мощнее бензинового: 193 л. с. против 150 л. с. Но дело даже не в этом, больше всего поражает стремительность, с которой автомобиль переходит в режим полной атаки. Какой бы ни был отличный турбодвигатель или коробка, у бензиновой машины всегда есть бюрократическая пауза, прежде чем автомобиль войдет в ритм. Здесь же — мгновенный толчок в спину и даже легкое потемнение в глазах от неожиданности. При старте с места эффект несколько скрадывается усердной работой противобуксовочной системы, но даже с ней колеса «Москвича» то и дело взвизгивают от нетерпения. В обгонном же режиме красота: чтобы бензиновая машина обгоняла с такой же предсказуемостью и напором, в ней должно быть этак 300 л. с. вкупе со скорострельной коробкой.
При этом «Москвич» для российского рынка мощнее Sehol E40X для китайского, который, как и бензиновый JAC JS4, имеет 150 л. с. А еще «Москвич» получил литийионную батарею емкостью 65,7 кВт·ч против литий-железо-фосфатной батареи китайского аналога емкостью 55 кВт·ч. Но это пока не российский вклад, а лишь адаптация машины самими китайцами.
![В отличие от своего собрата Sehol E40X (JAC JS4), «Москвич-3е» имеет мотор мощностью 193 л. с. | Источник: Артем Краснов](https://n1s1.hsmedia.ru/6a/a3/4b/6aa34b1de20e12492d1546873906ba08/656x438_1:5723_a8e735bcd7b42f8bc9ffc234cee371fa@1500x1001_0xp76vcFF0_9397188249851103123.jpg.webp)
Кстати, с мощностью электрического «Москвича» возникла путаница, потому что поначалу ее анонсировали на уровне 68 л. с. Эта величина является сертификационной при испытаниях электромобиля по нормам ЕЭК ООН № 85. К реальной жизни она имеет опосредованное отношение: ее выбирает сам производитель, и во время испытаний электромобиль подтверждает значение при непрерывной работе в течение 30 минут (поэтому такую мощность называют 30-минутной).
Но что же получается, с мощностями выше 68 л. с. «Москвич-3е» не может работать долее получаса? Фактически да — производитель допускает, что при большей мощности снизятся параметры, например, из-за нагрева компонентов привода или срабатывания защитной электроники. Но на самом деле пиковая мощность обычно и не нужна длительное время. Так, для равномерной езды на скорости 80–90 км/ч «Москвич», по данным его «расходомера», использует примерно 17 кВт·ч/100 км пути, что эквивалентно средней мощности на уровне 23 л. с. Большие значения нужны, во-первых, для интенсивных разгонов, но они не бывают затяжными, а еще для езды с большими скоростями. И с этим у «Москвича» действительно всё не так ажурно, как с разгонами: производитель заявляет максимальную скорость туманной фразой «больше 140 км/ч», при этом неясно, как долго он может двигаться с ней. Проверить это легально и безопасно на наших дорогах мы не могли, и в любом случае на 140 км/ч батареи вряд ли хватит надолго.
![Под капотом виден блок силовой электроники и прочее оборудование, а сам электромотор притаился внизу и напоминает скорее коробку передач. Для питания низковольтного оборудования есть классический аккумулятор | Источник: Артем Краснов](https://n1s1.hsmedia.ru/30/47/7c/30477c24ae4db16c2695c5d4abcb4d99/656x438_1:5723_42e9309512727e486a1bd5e8fe9d4eb7@1500x1001_0xMzrX6qv9_5368339242499049955.jpg.webp)
Глядя в подкапотное пространство «Москвича», удивляешься изобилию пустот: если бы его изначально проектировали электромобилем, передний свес мог быть куда короче. Компактный электромотор находится в нижней части и едва виден. С колесами он связан без коробки передач через одноступенчатый редуктор с передаточным отношением 9,4. Это еще один плюс электромобиля: предельная простота механической части. Куда более мудреным выглядит блок силовой электрики, которая управляет потоками энергии, а также преобразует ее для питания низковольтных потребителей. У электромобиля есть всё привычное нам оборудование, включая усилители руля и тормозов, АБС, ESP, кондиционер, отопитель (хотя последний мы не испытывали). Кстати, есть у электромобиля и жидкостная система охлаждения, хотя и не такая мощная, как у ДВС.
![Тяговая батарея JAC SinoEV висит под полом и задает нижнюю точку электромобиля. Она весит 438 килограммов, выдает 360 вольт и имеет емкость 65,7 кВт·ч (или 187 А·ч) | Источник: Артем Краснов](https://n1s1.hsmedia.ru/6b/0e/6f/6b0e6fa96f7fa45e9a70745c1104bc50/656x438_1:5723_c20842d1eb82e8ba15ddfce8e194bfcd@1500x1001_0xnNArXGtv_9303230420765901713.jpg.webp)
Назад мы ехали уже раскованно и тем не менее привезли в Челябинск 40% остаточного заряда (остаточный пробег был 163 км). Поэтому я взял сына и прокатил его по объездной дороге, так что к прибытию в автосалон дневной пробег составил 297 км, а остаточная зарядка батареи — 25%. Это означает, что при выбранном стиле езды «Москвича» бы хватило аккурат на паспортные 410 км, так что как минимум эта величина взята не с потолка.
![Когда твои выбросы СО2 составляют ноль граммов на 100 км, день кажется светлее | Источник: Артем Краснов](https://n1s1.hsmedia.ru/7b/fb/d5/7bfbd5d6e9b18ada6e3d6f02137878ec/656x438_1:5723_c2e6192d436a0c00e7ce46b0beadaed5@1500x1001_0xbnTlraWh_8000141717053748405.jpg.webp)
Вообще расход электромобиля — величина не постоянная, и при желании можно выбрать режим, при котором он пройдет и 600 км (если уж совсем аккуратничать и ехать равномерно со скоростью 60–70 км/ч). Если выставить на круиз-контроле 110 км/ч, по моим оценкам, проедешь меньше паспортных величин — километров 350. Важно иметь в виду, что потребность в энергии растет почти в кубической зависимости от скорости. То есть, увеличивая последнюю на 10%, вы увеличиваете расход почти на треть. Поэтому электромобили такого класса не очень пригодны к быстрым вояжам по трассе. Добавим к этому, что зимой пробег будет еще меньше, ведь емкость батарей снижается, а сопротивление, напротив, возрастает.
![При желании можно выбрать режим, при котором «Москвич» пройдет и 600 км | Источник: Артем Краснов](https://n1s1.hsmedia.ru/d8/35/f6/d835f6c877953b68bc5afa6832856786/656x438_1:5723_71c622fa3519dce3b557cf90098f6615@1500x1001_0xI3V5pdKe_7861598873973911446.jpg.webp)
Зато в отличие от автомобилей в городе у электромобиля не происходит кратного увеличения расхода энергии, что и понятно. Для бензиновой машины работа на холостом и малом ходу крайне неэффективна, а КПД электромотора меньше зависит от нагрузки. Электромобиль не тратит энергию во время стояния в пробках, а на торможении возвращает часть потраченных киловатт-часов обратно в батарею за счет рекуперации.
Кстати, на панель приборов выводятся показания осредненного расхода энергии в кВт·ч/100 км, но я так и не понял логику: иногда при скорости 80 км/ч показания составляли 20 единиц, а потом при 110 км/ч борткомпьютер выдавал 8. Конечно, влияет и ветер, и уклоны, но не настолько же. Средняя за поездку величина составила около 17 кВт·ч/100 км, что является среднестатистическим уровнем для электромобилей.
![В дальних поездках в местах без ЭЗС электромобили требуют внимательности | Источник: Артем Краснов](https://n1s1.hsmedia.ru/83/78/07/837807a039d0116ee6a34e67647d7669/656x438_1:5723_ce9d0697359cf37b587e22ce33f2853e@1500x1001_0xLqUzSe6U_8859664845676013857.jpg.webp)
Пока «Москвич-3е» выглядит сугубо городским транспортом, и в отсутствие сети ЭЗС дальние вояжи ему не то что противопоказаны, но должны тщательно планироваться. На карте ниже мы изобразили примерный радиус действия электромобиля с челябинской пропиской с учетом пути туда и обратно без дозарядки. Естественно, что при поездке в одну сторону возможности расширяются, и на этом «Москвиче», вероятно, можно добраться и до Уфы.
![Источник: Юрий Орлов](https://n1s1.hsmedia.ru/1c/c0/e8/1cc0e8280f39715708c6d82dd042b776/656x656_1_411a72ead87599f83a058419da60fe16@1500x1500_0xUjLpCMza_3869726903102873415.jpg.webp)
Сколько занимает зарядка электромобиля? Зависит от типа источника. У «Москвича» есть провода для зарядки от бытовых 16-амперных розеток с напряжением 220–230 В, но это сомнительное удовольствие: полный цикл займет почти сутки. Впрочем, если ежедневные пробеги составляют 10–20 км, можно обойтись и таким вариантом. Есть специализированные зарядки переменного тока (Type 2): они просты в монтаже и имеют мощность до 43 кВт. Поэтому, например, в коттеджах часто вешают 7-киловаттные устройства, позволяющие заряжать тот же «Москвич» за ночь, не перегружая сеть. Зарядки постоянного тока — это уже специализированные устройства, зато имеют мощность до 350 кВт и заряжают «Москвич» за 45 минут и быстрее. В Челябинске уже есть небольшая сеть скоростных зарядок от разных компаний, но ее мы протестируем отдельно.
![Это разъем типа CCS для скоростной зарядки постоянным током, а также Type 2 для переменного | Источник: Артем Краснов](https://n1s1.hsmedia.ru/fe/cf/d9/fecfd9206d7667d08b80ba46ea8e4592/656x438_1:5723_5097b8f8dd5bc82edbaef188ae9014e9@1500x1001_0xqUAOX6sa_1141267644617382505.jpg.webp)
![Шнуры для зарядки переменным током (под обычную розетку и разъем Type 2). Жаль, зарядных станций пока негусто | Источник: Вадим Архипов](https://n1s1.hsmedia.ru/bd/c9/3e/bdc93e790166f49121f01a78d1f355d0/656x492_1:5723_55fddeebfb7ce5c96dcf32b9b2adc24f@1280x960_0xmDXgEtDr_9080654646759124898.jpg.webp)
По ездовым качествам «электричка» мало чем отличается от бензинового собрата. У «Москвича» достаточно мягкая подвеска, хорошо изолирующая от дорог среднего качества, но не слишком большой просвет, ограниченный батареей, и только передний привод. Поэтому на грунтовых дорогах с торчащими камнями едешь так, словно нижней точкой является твой зад. Руль с электроусилителем кажется избыточно легким, но автомобиль и в принципе не располагает к чрезмерной агрессии в поворотах, ведь сказывается и его масса более 1,8 тонны. В остальном же он довольно прост в управлении, и после бензиновой версии обращают внимание разве что реакции на езду со сброшенным газом: включается рекуперация и электромобиль мягко тормозит. Уровень рекуперации сравнительно слабый, поэтому езда совсем без педали тормоза, как на некоторых «электричках», тут невозможна.
![Просвет заявлен на уровне 170 мм | Источник: Артем Краснов](https://n1s1.hsmedia.ru/42/1a/79/421a79f1929a6c832b03515d0361fef8/656x438_1:5723_f73976f69a8ad02952f4c1c6c689a814@1500x1001_0x8aFdIXh1_3025889882133787791.jpg.webp)
Главная проблема «Москвича-3е» — цена. Если обычный «Москвич-3» стоит около 2 млн рублей, то электрическая версия — 3,56 млн рублей. В комплектации сразу есть шесть подушек безопасности, АБС, ESP, панорамная крыша, климат-контроль, мультимедийная система, система кругового обзора, цифровая панель приборов, 17-дюймовые колеса, автоматический «ручник», система бесключевого доступа и даже подогрев передних сидений (у бензинового «Москвича» в базе его нет). Но высокая стоимость превращает его скорее в имиджевый проект, призванный показать технологические амбиции «Москвича». Да, пока это копия китайской машины, но вообще-то у Минпромторга и столичного правительства грандиозные планы: строится технопарк в Москве и гигафабрика по производству батарей в Калининградской области (под покровительством структур Росатома), а через несколько лет нам обещают собственную платформу электромобилей.
![Система кругового обзора не самая шикарная в классе, но вполне годная | Источник: Артем Краснов](https://n1s1.hsmedia.ru/0d/eb/06/0deb06e1d9693e1bf3c8c189dd2fd25b/656x370_1:5723_56ecb5aa33c7dc556f99e67798c89e64@1500x844_0xZlvOplhr_3148852333129152389.jpg.webp)
Сэкономить при покупке «Москвича» можно за счет госпрограммы кредитования, но она рассчитана на ограниченный круг лиц (например, участников СВО), а размер субсидии уменьшен с прошлогодних 925 тысяч до 625 тысяч. Так что даже она не компенсирует разницу в цене между бензиновой и электрической версией, которая составляет около 1,5 млн рублей. И, кстати, в Китае Sehol E40X стоит порядка 150 тысяч юаней, то есть в районе 1,6 млн рублей — как новая Lada Vesta.
![Крупную партию из 2000 электромобилей «Москвич» заказала компания «Яндекс» для парка такси | Источник: пресс-служба «Москвич»](https://n1s1.hsmedia.ru/61/9b/c0/619bc0776b797a0b3a1a8e1240fb97be/656x438_1_f31bf8bc8809f705069a5f7cf69f7286@1280x853_0xbMexO86O_5992645500578032588.jpg.webp)
Революции на рынке электрокаров «Москвич» не совершит. Его миссия — приучить нас к езде на электротяге и развеять некоторые предубеждения. Продажи электромобилей в России заметно выросли и в мае 2023 года составили аж 880 штук против всего сотни годом ранее. Конечно, внушительный прирост связан с низкой базой, но в любом случае электромобили осваиваются на рынке России, стимулируя развитие сети ЭЗС. В лидерах по продажам, правда, модели Volkswagen, которые везут из Китая параллельным импортом, российский бренд Evolute (собирает копии китайских электрокаров) и американская Tesla. «Москвичу-3е», чтобы попасть в этот список, потребуется либо снижать цену, либо уповать на корпоративные закупки.
Но как минимум первый тест показал реалистичность его паспортных характеристик. А острота ускорений «Москвича-3е» даже щекочет водительские амбиции: на светофоре из достойных соперников — в основном премиум-иномарки. Пожалуй, это самый шустрый «Москвич» за всю историю марки.
![Споры об экологичности электромобилей идут не первый год. Но, по крайней мере, они не воняют там, где ездят, и в этом большой плюс для мегаполисов. Что касается экологичности в широком смысле, то всё не так однозначно (но и не безнадежно) | Источник: Артем Краснов](https://n1s1.hsmedia.ru/d7/33/31/d733316187d077e7c6f9ed150e82bebc/656x438_1:5723_b4d39706aaf2ca82ea64eeec4dee6c1f@1500x1001_0x7vdKvlD9_0257094855000601361.jpg.webp)
Увлечение российских промышленников выпуском электромобилей имеет и политическую подоплеку. Ранее мы тестировали обычный «Москвич-3» с бензиновым 150-сильным мотором. Следующей моделью марки станет лифтбэк, но с тем же китайским разрезом глаз.
Благодарим автоцентр «Сатурн» за помощь в подготовке материала