К 284-му дню рождения столица Южного Урала должна была кардинально преобразиться. Горожанам обещали новые отели и конгресс-холлы, аэропорт и шикарную набережную, ремонт фасадов и современный транспорт. Всё это изменило бы облик Челябинска до неузнаваемости, а жители перестали бы называть Челябинск глухой провинцией без моря. Но президент Владимир Путин сначала подарил саммиты ШОС и БРИКС Челябинску, а спустя год перенес их в Санкт-Петербург (оставив уральскому городу только огрызок в виде спортивных соревнований). С чем осталась столица Южного Урала и сколько денег уже потрачено, разбирался 74.RU.
Как город получил саммиты
О проведении международных форумов ШОС и БРИКС в Челябинске власти заговорили ещё пять лет назад. Ставились задачи реконструировать аэропорт, обустроить набережную реки Миасс, избавить столицу Южного Урала от долгостроев, свалок, пустырей и самовольных построек. Для экс-губернатора области Бориса Дубровского саммиты были своего рода мантрой — надо мобилизовать все ресурсы, чтобы не ударить в грязь лицом перед высокими гостями. Лишь позже власти стали делать упор на том, что качественное преобразование инфраструктуры и облика города важно для самих жителей, а не только для пары десятков президентов, которые прилетят на три дня.
Претендуя на ШОС, региональные власти анонсировали разработку инфраструктурных объектов, проводили совещания, объезды и конкурсы. Но заявка Челябинска много месяцев оставалась подвисшей, а немалая часть горожан скептически оценивала шансы родного города на прием саммитов. Лёд тронулся в начале марта 2018 года, когда на медиафоруме ОНФ корреспондент Znak.com Марина Малкова задала главе государства конкретный вопрос: так будут саммиты в Челябинске или нет? Владимир Путин сказал: «Думаю, что мы это сделаем». И пообещал помощь из федерального бюджета на подготовку города к ШОС. 15 марта президент России Владимир Путин подписал указ о проведении саммита ШОС в Челябинске. До предполагаемой даты — июля 2020 года — оставалось 27 месяцев.
Сколько стоил ШОС
Последнюю пятилетку Челябинск прожил под знаком ШОС. Настроения чиновников менялись от мечтаний и грёз («здание — алмаз», «будет, как в Барселоне») до самоуверенности («построим всё и без ШОС») и успокоительных мантр («стыдно не будет»). Назывались разные суммы, которые выделят на организацию саммитов ШОС и БРИКС. В марте 2018 года речь шла о 40–50 миллиардах рублей. В ноябре 2018 года регион обращался к правительству России с просьбой выделить 15 миллиардов рублей — на строительство дорог, ремонт фасадов зданий и другие работы. В январе 2020 года глава Челябинска Наталья Котова упоминала о том, что город получил 7 миллиардов 233 миллиона рублей на ремонт дорог и благоустройство к саммитам.
А сколько вообще денег выделено и потрачено на стройки «имени ШОС» в Челябинске? Подготовку к саммитам курировали лично губернатор и региональные власти, кому как не им точно знать цену вопроса. Мы попросили уточнить, сколько денег на подготовку к ШОС и БРИКС выделено и сколько из них уже потрачено — с начала 2018 года до настоящего времени.
На сами саммиты — нисколько, сообщили в пресс-службе регионального правительства.
— Все мероприятия, ранее запланированные в рамках подготовки к саммитам, направлены прежде всего на улучшение инфраструктуры Челябинска, а не на проведение самих мероприятий. Так как была объявлена пандемия, мероприятия перенесены в онлайн или на более поздний срок. Поэтому фактических расходов на мероприятия область еще не понесла, только на улучшение инфраструктуры, — сообщили в пресс-службе регионального правительства. — Отдельно деньги на ШОС не выделялись. Средства главным распределителям бюджета (по сути, это профильные министерства. — Прим. ред.) доводились по их госпрограммам.
Из федерального бюджета на подготовку инфраструктуры к международному форуму направлено более 15 миллиардов рублей, сообщили чиновники в ответе 74.RU.
— Эти средства израсходованы на реконструкцию аэропортового комплекса «Баландино» (Челябинск), в том числе дооснащение аэродрома до III категории ICAO (Международная организация гражданской авиации, аэродром III категории позволяет посадить лайнер в любую погоду, даже при отсутствии видимости. — Прим. ред.); расширение сектора международных воздушных линий и модернизацию воздушного пункта пропуска через государственную границу России; строительство нового общежития ЮУрГУ на 1500 мест; ремонт зданий учреждений высшего образования; мероприятия по рекультивации свалки; строительство, ремонт и реконструкцию дорог; благоустройство города, — уточнили в пресс-службе регионального правительства.
Деньги из областного бюджета и без саммитов были бы направлены на улучшение инфраструктуры, добавили чиновники и не стали приводить конкретные цифры расходов. Если так, то почему раньше тянули со строительством дорожных развязок и мостов, заменой транспорта и ремонтом фасадов? И как быть с утверждением, что саммиты — исторический шанс сформировать архитектурный центр Челябинска?
На ум сразу приходит знаменитый конгресс-холл, рёбрами Левиафана зависший над рекой Миасс. Уж его-то точно начали строить только ради саммитов. Прошлой весной уставной капитал хозяйственного партнёрства «Конгресс-холл» увеличили до 7,4 миллиарда рублей. Гендиректор ХП «Конгресс-холл» Виталий Передерий объяснил тогда, что это текущее финансирование — деньги будут поступать частями и только по факту выполненных работ. По самым скромным подсчетам, на создание искусственного острова, фундамента и прочие работы на нулевом цикле общественно-делового центра потрачено три миллиарда рублей из областного бюджета.
Ещё одна стройка, на которую вряд ли бы решились без пресловутых ШОС и БРИКС, — реконструкция «обкомовских дач» и резиденции губернатора. Чуть меньше полмиллиарда рублей власти выделили на надстройку пятого этажа и капремонт гостиничного комплекса в бору. Также здесь возводят трехэтажный банно-оздоровительный комплекс с бассейном, тренажёрным залом и хаммамом.
Но если отбросить комфорт первых лиц, то в любом случае саммиты были хорошим поводом преобразить город в целом. Давайте вспомним знаковые мегапроекты, которые должны были появиться в Челябинске к нынешнему лету, и посмотрим на то, что есть в реальности (двигайте бегунок влево и вправо. — Прим. ред.).
Бескрылый Левиафан
Самым смелым, знаковым и теперь уже, увы, позорным символом саммитов-2020 стал конгресс-холл с рабочим названием «Крылья». Челябинск, где концерты звезд и выставки проходят во Дворце спорта, Ледовой арене и в цирке, действительно нуждается в современном концертном зале. Миллионнику необходима и крупная выставочная площадка. Поэтому красивый проект конгресс-холла так привлекал внимание. 170-метровое здание, «шагающее» через реку, две башни со смотровой площадкой, прогулочный мост, отель, торгово-выставочный зал, трансформирующийся концертно-спортивный зал на 2,5 тысячи зрителей, конференц-зал и непосредственно сам конгресс-холл. И многие жители надеялись, что Челябинск все-таки получит этот объект.
На картинках все выглядело эпично. Вот только инвесторов искали-искали, да так и не нашли. Хотя интерес был у многих компаний, в том числе иностранных. Параллельно почему-то росла стоимость строительства конгресс-холла — от трех до 18 (!) миллиардов рублей. На этой цифре бывший тогда врио губернатора Алексей Текслер перекрестился (но это не точно) и заморозил знаковый объект.
Прошлой весной мы пытались узнать, сколько денег зарыли в конгресс-холл на набережной Миасса. Но оказалось, что это тайна за семью печатями и провокационный вопрос. Затем на площадке был пожар, ходили ревизоры из разных правоохранительных структур.
В августе этого года некоммерческое партнерство «Конгресс-холл» провело последние конкурсные процедуры — нужно было выбрать подрядчика для завершения работ по строительству внутриплощадочных сетей водоснабжения, водоотведения и теплоснабжения, а также по вертикальной планировке территории. Заявку подала лишь одна компания — СК «НС-Строй». Но она, как выяснилось, не соответствовала требованиям по формальному признаку — не хватало выписки из реестра членов СРО. Между тем работы необходимо выполнить до конца ноября.
Вместо конгресс-холла ТРК
Уже летом 2018 года стало ясно, что «Крылья» к саммитам построить не успеют (тогда ещё все на них всерьёз надеялись) — там только собирались рыть котлован. И роли поменялись — центральной площадкой проведения ШОС и БРИКС утвердили конгресс-холл «Таганай-2020», который строился на улице Труда и ранее считался запасным. Пятиэтажное здание возводил бизнесмен Алексей Наговицын, и спешка властей помогла ему быстро получить все разрешения на стройку практически в парке Гагарина. Также застройщику — компании «Триумф» — одобрили кредит в миллиард рублей под госгарантии.
Поначалу конгресс-холл «Таганай» обещали сдать в конце 2019 года. Затем сроки сдвигали минимум раз пять. Здание построили, сейчас ведут отделку и работы по благоустройству. Из-за отмены саммитов инвестор переориентировал проект в торгово-развлекательный центр. В здании площадью 53 тысячи квадратных метров появятся магазины одежды, мебели, товаров для дома, электроники, кафе и рестораны, детские аттракционы, а также киноконцертный зал на 2500 человек.
Аэропорт по имени Игорь
27 ноября прошлого года новый терминал внутренних авиалиний в Челябинске принял первых пассажиров. Его построили слева от прежнего аэровокзала. По площади терминал в полтора раза больше, чем все остальные здания аэропорта. Наконец-то челябинцы могут воспользоваться долгожданными телетрапами (если, конечно, летят не на лоукостере). К новому аэровокзалу прочно приклеилось имя Игорь. Все из-за снимков в Сети: в определенный момент на здании оказалось только имя советского физика Курчатова, с фамилией почему-то затянули. Так и появился новый мем.
Пропускная способность нового терминала — 2 миллиона пассажиров в год или около 900 пассажиров в час. Но из-за пандемии коронавируса количество рейсов резко сократилось, и нам, похоже, еще долго добираться до рекордных цифр. В проект вложили около 3,6 миллиарда рублей.
Правда, аэропорт постоянно попадает в скандалы. То эскалатор не работает, то на новенькой взлетно-посадочной полосе гаснет свет, то вводят новые правила заезда для таксистов, от которых почему-то страдают пассажиры. Но это уже вопросы к организации работы. А появление нового терминала — это в любом случае веха в жизни нашего аэропорта и всего Челябинска.
Общага-люкс
Ещё один завершенный объект — гостиница, где во время саммитов собирались поселить журналистов. Земля на пересечении улиц 250-летия Челябинска и Академика Макеева принадлежит Южно-Уральскому госуниверситету. И объект стоимостью 840 миллионов рублей сразу строили с прицелом, что сначала в нём будут жить иностранные гости, а после саммитов его передадут вузу под студенческое общежитие. Тут можно только поаплодировать ректору Александру Шестакову, сумевшему при раздаче федеральных денег пролоббировать крупную стройку.
Новый корпус состоит из двух секций: 18-этажная квартирного типа — для аспирантов и приезжающих преподавателей, 11-этажная блочного типа — для студентов. Всего общежитие рассчитано на 1500 человек. Похоже, это один из немногих объектов, строители которого уложились в отведенные сроки.
Отель
В Челябинске появится третий отель с международным брендом — Ibis. Бывший профилакторий завода «Полёт» на улице Лесопарковой превратили в гостиницу на 96 номеров с рестораном и спа-комплексом. С фасада срезали балконы, внутри сделали перепланировку и капремонт. Поначалу здание хотели сдать в эксплуатацию к концу прошлого года. Но после отмены саммитов с запуском притормозили — примерно на год. Сейчас в гостинице завершаются отделочные работы.
Ещё отель
Ничего не изменилось с объектом за Гипромезом. К саммитам собственник — компания депутата гордумы Сергея Овчинникова — обещала достроить отель на 139 номеров, включая два президентских люкса. Но как высился каркас на уровне седьмого этажа, так и продолжает эта железобетонная «красота» торчать в самом центре Челябинска. Зато с благоустройством перед зданием Центра международного сотрудничества повезло — тротуарную плитку перекладывали за счет городского бюджета.
Снова отель (ФСБ-view)
Долгострой рядом с Домом быта на улице Васенко красуется в самом центре Челябинска с начала 2000-х годов. В преддверии саммитов многоярусный торговый комплекс, затеянный напротив здания УФСБ области, обещали превратить в гостинично-спортивный комплекс с парковкой. Артур Никитин даже пытался выбить под это дело госгарантии на 300 миллионов рублей. Строители что-то делали с инженерными коммуникациями и крышей, но, на взгляд обывателя, за последние два года кардинальных перемен там не произошло. А в прошлом году недострой выставили на продажу — причем, готовы были реализовать объект по частям.
Опять отель
Недострой на перекрестке улиц Свободы и Труда стоял замороженным 12 лет. Достраивать здание взялся «Трест «Магнитострой»». К саммитам здесь анонсировали отель с президентским люксом. Позже сменили профиль на многофункциональный центр с апартаментами, фитнес-залом и рестораном. Стройка запаздывала и даже в буквальном смысле подгорала, но все-таки продолжается. Представители «Магнитостроя» заверили, что сдадут объект до конца этого года.
Не поверите, отель
В список отелей к саммитам попал недострой на улице Курчатова, 28. Здесь тоже собирались оборудовать два президентских номера.
— В связи с отменой ШОСа у нас теперь другой профиль здания — многофункциональный центр. Гостиницы пока не будет, если, конечно, кто-то не выкупит объект полностью, чтобы сделать отель, — сообщили 74.RU в компании «Символ», которая занималась строительством. — Объект сдан в эксплуатацию. Сейчас выполняется разводка коммуникаций, черновая и предчистовая отделка. Точных сроков запуска нет. Все будет делаться под конкретного заказчика и зависит от арендаторов. Можно разместить офисы, клинику, детский и спортивный центры — что угодно.
Застройщик уточнил, что все документы имеются — 17-этажное здание готово к продаже. Общая площадь высотки — 8666 квадратных метров, еще 200 «квадратов» занимает пристрой, который можно оборудовать под ресторан. При подготовке к саммитам застройщик вел переговоры с городскими властями о гостинице. Но когда стало известно, что мероприятия перенесли в Питер, «Символ» переоформил объект под офисы.
Отелей должно быть много
Два года назад власти презентовали проект ещё одного отеля — на пересечении улиц Краснознаменная и Братьев Кашириных. Говорили, что гостиница рассчитана на 60 номеров, показывали эскизы и красочный каталог. Мы долго искали этот объект. И, наконец, выяснили, что отель строить хотели, но по другом адресу — в районе перекрестка улиц Косарева и Братьев Кашириных. Сейчас там по-прежнему забор и конструкции на уровне третьего этажа.
— Поначалу мы планировали построить торгово-офисный центр. Потом началась шумиха с этим ШОСом, и в администрации сказали: «Надо делать гостиницу, да побольше. Давайте, давайте, мы вам поможем, вы делайте». Хотя какие в Челябинске могут быть гостиницы! Мы переделали проект, потратили миллиона три, начали работы по новому проекту, — рассказал 74.RU директор компании «Жилстрой № 9» Виль Габбасов. — Потом саммиты перенесли. «Ну, извините, так вышло» — ответили в администрации. Никаких затрат нам никто не компенсировал. В общем, выкинули мы в мусор этот проект и заморозили стройку. Ладно, еще малой кровью обошлись — попали только на проект. Потеряли время и деньги. При этом исправно платили аренду за землю. А те, кто влез в стройку, тот же Наговицын? Не знаю, куда он денет свой «Таганай» и как будет рассчитываться по огромным займам.
По словам представителя компании «Жилстрой № 9», пока они не определились с дальнейшей судьбой объекта. Подсчитывают, что лучше — достроить или продать.
И последний отель
Еще один проект гостиничного комплекса «Победа» тоже так и остался на бумаге. Здание собирались возводить на перекрестке проспекта Победы и улицы Молдавской. На презентации в региональном Минэкономразвития анонсировали отель на 56 номеров, среди которых два президентских.
Кто выступал инвестором, история умалчивает. Но на месте стройки мы нашли лишь пустырь, огороженный забором, два фундамента и забытый хозяевами экскаватор. Кстати, стройплощадка расположена рядом с лицеем, а ворота нараспашку — гуляй, школяры!
Призрак набережной
Если в городе есть река, то она становится одним из центров притяжения жителей, а набережная — популярным местом отдыха и прогулок. Наш Миасс протекает практически через весь Челябинск, но вдоль реки особо не разгуляешься. Поэтому набережная — это еще один знаковый объект, который с нетерпением ждут горожане. И сдвинуть его с места можно было именно благодаря саммитам и федеральным деньгам.
Предполагалось, что благоустраивать набережную будут в трех местах: от моста на улице Кирова до будущего сквера Искусств, проход под мостом на улице Кирова с выходом возле краеведческого музея и оба берега реки в районе развязки на Братьев Кашириных. Горожанам обещали длинную пешеходную зону, летний театр, фонтаны, велодорожки, несколько спусков к воде и даже прокат лодок.
Но с понятным, на первый взгляд, объектом почему-то возникла настоящая путаница. Рисовали эскизы и чертили проекты сразу несколько компаний — москвичи, казанцы и челябинцы. За проектно-изыскательные работы мэрия заплатила дважды, в общей сложности свыше 7 миллионов рублей. Завершить работы обещали сначала к концу прошлого года, потом к лету 2020-го, сейчас в документах контрольной датой значится декабрь. На дворе — сентябрь, а стройка еще в самом разгаре. Что успеют сделать к Новому году, в каком объеме — остается только гадать.
Кто за всё заплатит
После того, как Челябинск был обозначен городом проведения ШОС, увеличился поток финансов на ремонт дорог из федерального бюджета, сообщили в областном правительстве. В 2019 году столица Южного Урала получила 5,5 миллиарда рублей, в 2020 году — 4,8 миллиарда рублей. Это в разы больше, чем раньше. Например, в 2018-м в регион поступило из федерального бюджета всего 1,2 миллиарда рублей.
Власти обращают внимание, что все федеральные деньги в принципе расходовались по двум направлениям: дорожно-транспортная инфраструктура и благоустройство общественных пространств и формирование архитектурного облика города. За последние два года в рамках подготовки города к саммитам ШОС и БРИКС на эти средства строили и реконструировали дороги, делали уличное освещение и декоративную световую иллюминацию, озеленение, ландшафтное оформление, устанавливали малые архитектурные формы и остановочные комплексы. Отремонтировано 70 объектов муниципальных учреждений образования, здравоохранения, культуры и спорта, в том числе объектов благоустройства. Идет работа по созданию общественных пространств — 20 объектов в прошлом и 11 — в этом году.
Известный экономист Сергей Гордеев считает, что под проекты подготовки к ШОС — при управленческой «связке» губернатора Бориса Дубровского и главы города Евгения Тефтелева — фактически дан старт многомиллиардному перенаправлению прироста доходов из областного в городской бюджет Челябинска.
— Это происходило за счет «замораживания» роста бюджетного финансирования остальных территорий Челябинской области. Однако реальный выигрыш городской среды Челябинска за счет ресурсов других территорий оказался минимальным. Фактически эти деньги уходили на сомнительные «парадно-гостевые» проекты с крайне низкой результативностью, — отметил в своем блоге Сергей Гордеев. — Большинство таких концептов, больше напоминающих сценарии бурного развития «Нью — Васюков», изначально было очень сложно назвать реальными проектами. Однако реальных бюджетных денег эти концептуальные миражи поглотили не один миллиард. Вместо «крыльев» помпезного дворца-небоскреба мы видим многомиллиардные «останки Левиафана» — остов конгресс-холла, с которым власти по сей день не знают, что делать, и который вместе с другими «парадными» инициативами чиновников поглотит еще немало бюджетных миллионов. На наиболее загруженной городской магистрали — улице Труда — теперь стоит огромная примитивная «торговая коробка», ранее обозначенная «запасным конгресс-холлом». Здесь не видно даже признаков подъездной инфраструктуры, необходимой для объектов массового посещения, и очевидны угрозы развития городского транспортного коллапса.
По словам экономиста, есть и масса других недостроев, уже ставших «памятниками» вопиющей бесхозяйственности и плохого планирования. Расходы бюджета по исправлению такого «наследия», да и просто по его обслуживанию, будут только возрастать, прогнозирует Сергей Гордеев.
Как у Челябинска забрали саммиты
19 июля прошлого года президент Владимир Путин объявил, что саммиты-2020 пройдут в двух городах — Челябинске и Санкт-Петербурге. Главы государств на Южный Урал не приедут, но Челябинску оставят два десятка мероприятий, например, спортивные игры БРИКС, и сохранят финансирование.
15 августа 2019 года Путин подписал указ о переносе основных мероприятий саммитов ШОС и БРИКС из Челябинска в Петербург.
27 мая этого года саммиты ШОС и БРИКС перенесли из-за пандемии коронавируса, сообщили в Кремле. Конкретные даты при этом не названы.
Для размещения глав мировых держав в пригородах Челябинска возводили три «президентских деревни». Что стало со знаковыми стройками, мы рассказали в специальном репортаже.
Всё о саммитах-2020 — в материалах 74.RU.
Знаете что-то новое о строительстве знаковых объектов, связанных с саммитами ШОС? Присылайте фото и видео на 74@rugion.ru, в нашу группу во «ВКонтакте», в мессенджеры по номеру +7–93–23–0000–74. Телефон службы новостей 7–0000–74.