19 сентября воскресенье
СЕЙЧАС +5°С

Дефицит сырья и расходы на маркировку. Что будет с ценами на молочные продукты в Челябинской области

Производители и эксперты — о росте себестоимости продукции и осеннем подорожании

Поделиться

Продуктовая корзина челябинцев растет в цене каждый месяц

Продуктовая корзина челябинцев растет в цене каждый месяц

Поделиться

Производители рассказали, когда на Урале подорожает молочная продукция

Инфляция в июне достигла 6,5% в годовом выражении, зафиксировал Росстат. Это максимум с августа 2016 года — в тот период экономика страны переживала последствия продуктового эмбарго и санкций. С начала 2021-го мы только и успеваем следить за подорожанием каких-либо продуктов: весной подскочили цены на лимоны и чеснок, в июне — на «борщевой набор». На прошлой неделе владелец Талицкого молочного завода Юрий Окунев заявил нашим коллегам с E1.RU, что осенью подорожает вся молочная продукция. А что будет с ценами на молочку в Челябинской области? С этим вопросом мы обратились к местным производителям и экспертам.

— Помимо того, что была засуха и в первый укос для кормления собрали только 10–15% от запланированного, подорожают корма, ГСМ... Но от этого молоко не сильно вырастает в цене. В прошлом году, например, мы за год подняли цены на 4–5% всего. В этом планировали поднять цены на 5–6%, но уже осенью молоко и вся молочная продукция вырастут примерно на 10%, это минимум. Но я переживаю, что будет и процентов на 15, — сказал руководитель Талицкого молочного завода Юрий Окунев.

Молочники из Свердловской области уже подсчитывают, на сколько повышать цены

Молочники из Свердловской области уже подсчитывают, на сколько повышать цены

Поделиться

Главной причиной роста цен переработчик считает грядущую маркировку молочной продукции.

— Вводятся QR-коды — это такой квазиналог, который идет в карман частным лицам. Один QR-код стоит 60 копеек. То есть вы покупаете любой творожок, видите на нем QR-код и понимаете, что 60 копеек ушли каким-то людям. И это с каждой упаковки. Плюс, соответственно, мы, чтобы наносить коды, покупаем безумно дорогие принтеры, ставим сканеры, которые их будут считывать... Затраты колоссальные — на нашем заводе это десятки миллионов рублей, которые мы вынуждены вкладывать в абсолютно не нужное нам оборудование, — рассказал глава Талицкого молочного завода.

Обязательная маркировка молочной продукции стартовала с 1 июня 2021 года. На первом этапе коды начали наносить на мороженое и сыр. С 1 сентября 2021-го необходимо маркировать молочную продукцию со сроком годности более 40 суток, с 1 декабря — со сроком годности менее 40 суток. Суть проекта в том, чтобы каждый покупатель мог получить информацию и проконтролировать историю продукта — от сырья до полки в магазине.

Игроки рынка и эксперты подтвердили, что производителям молочной продукции приходится нести существенные затраты на обязательную маркировку. Но разошлись в оценке весомости этих расходов.

— Проект «Честный знак» (национальная система маркировки. — Прим. ред.) действительно несет в себе существенные расходы, но они сильно зависят от уровня организации производства, — объяснил 74.RU коммерческий директор ГК «Российское Молоко» Антон Блюмкин. — Тут много нюансов, много этапов, часть продуктов, к примеру масло, сыр, мороженое, уже работают в первом этапе проекта, с 1 сентября добавятся продукты с длительными сроками, а с 1 декабря — уже все основные молочные продукты. У «Росмола» не столь грандиозные расходы на маркировку — наше техническое оснащение на высоком уровне. Но затраты на изменение дизайн-макетов, обновление остатков упаковочных материалов и так далее стоит миллионы, а, принимая во внимание стоимость, которую мы обязаны платить за сам QR-код оператору проекта, общие затраты в любом случае будут высокими, и это точно в какой-то мере скажется на цене выпускаемой продукции. Для небольших предприятий расходы по внедрению маркировки равносильны банкротству, поэтому мы в ближайшее время увидим большие изменения среди производителей.

По мнению Антона Блюмкина, с одной стороны, это выведет с рынка дешевую продукцию, с другой стороны, останутся те, кто действительно выпускает качественные продукты:

— А, как все понимают, качество дешевым не бывает.

За последние три года себестоимость производства молока выросла на 36%

За последние три года себестоимость производства молока выросла на 36%

Поделиться

В компании «Подовинновское Молоко» (завод в Южноуральске) сообщили, что к введению обязательной маркировки готовы, но говорить о том, насколько тяжела эта ноша, не стали.

— У нас всё закуплено, всё настроено. Затраты на маркировку, безусловно, идут — и финансовые, и материально-технические. Но это всё решаемо. Тем более что основная молочка подпадает под маркировку только в декабре. С сентября коды получат сгущенка, масло замороженное. А маркировка самых массовых молочных продуктов — молока, кефира, сметаны, сливочного масла и так далее — начнется в декабре, — рассказал руководитель отдела маркетинга компании «Подовинновское Молоко» (завод в Южноуральске) Дмитрий Панов.

В Минпромторге России позитивно оценили маркировку мороженого и сыров.

— Старт первого этапа в целом прошел успешно. Теперь необходимо обеспечить готовность остальных предприятий к следующим этапам, — отметил на селекторном совещании с регионами статс-секретарь — заместитель министра промышленности и торговли РФ Виктор Евтухов.

В системе обязательной маркировки молочных товаров зарегистрировано более 20 тысяч компаний. Из юрлиц, кто должен маркировать продукты с 1 сентября, зарегистрировались 89%, среди индивидуальных предпринимателей — 44%. К третьему этапу готовы 84% компаний и 14% индивидуальных предпринимателей, сообщили в Минпромторге.

Но больше всего участников рынка волнует рост себестоимости производства и переработки молока.

— В молочной отрасли сложилась диспропорция между ростом себестоимости производства и переработки и розничными ценами на молоко и молочные продукты. За последние три года индекс себестоимости производства молока вырос на 36%, за 2020 год себестоимость сырого молока в России увеличилась на 15%, — отметила директор по связям с общественностью и госорганами Национального союза производителей молока («Союзмолоко») Мария Жебит. — На рост себестоимости производства молока повлияло увеличение стоимости кормов, племенного материала, ветеринарных препаратов. В то же время увеличилась себестоимость переработки молока. За 2020 год рост составил в среднем от 5 до 7%. Безусловно, российские молочники должны были инвестировать серьезные средства для подготовки к маркировке молочной продукции, старт которой по основным категориям намечен на 1 сентября. При этом рост себестоимости происходил на фоне более низких цен на молочную категорию — в рознице цены повысились в среднем за прошлый год лишь на 4%.

В этом году к затратам молочников добавится маркировка

В этом году к затратам молочников добавится маркировка

Поделиться

Таким образом, в прошлом году рост себестоимости производства сырья составил 15%, в переработке — 5–6%, а рост стоимости молочной категории на полке — 4%, резюмировала представитель Национального союза производителей молока.

— К сожалению, ситуация на рынке в последнее время действительно имеет негативный для всех — не только для бизнеса, а прежде всего для наших покупателей — сценарий, — сообщил коммерческий директор ГК «Российское Молоко» Антон Блюмкин. — Молочная продукция всегда была и будет основой в рационе людей. Сметану и творог не заменить на квазипродукты, поэтому любые изменения в цене на эту группу товаров существенны для населения. Принимая решения по изменению цен, мы всегда ориентируемся не только на вопросы рентабельности работы, но и на возможности наших покупателей, понимаем высокую социальную ответственность нашей работы. Но на текущий момент экономика работы производителей молочных продуктов не позволяет сдерживать изменения цен. Мы сильно зависимы от внешних факторов — сырье, упаковка, транспортные расходы и так далее. Этот год крайне сложный. Наверное, это первый летний сезон, когда мы наблюдаем существенный дефицит сырья, что стало следствием проблем с кормовой базой. Конечно, это уже сказалось на цене сырья, и в ближайшее время мы ожидаем еще больших изменений. Сырьевая составляющая — самая существенная в нашем бизнесе, ведь мы производим продукт из натурального сырья. Если ситуация на сырьевом рынке не стабилизируется, то уровень цен на молочные продукты может существенно измениться.

Но молочная продукция входит в те категории, ценообразование по которым пристально контролируется государством.

— Мы пока не собираемся повышать цены, работаем в текущем режиме. Нас мониторят и контролируют власти. Но вопрос в том, что сейчас увеличение себестоимости связано больше не с маркировкой, а с курсом доллара и удорожанием материалов и услуг. Растет стоимость упаковочных материалов, картон весь подорожал, увеличиваются цены на топливо. Так что объективных факторов для повышения цен гораздо больше, чем грядущая маркировка, — отметил руководитель отдела маркетинга компании «Подовинновское Молоко» Дмитрий Панов. — Если мы и будем вынуждены поднять цены, то это не сейчас и не в сентябре.

Рост расходов на выпуск молочной продукции рано или поздно ляжет на плечи потребителей

Рост расходов на выпуск молочной продукции рано или поздно ляжет на плечи потребителей

Поделиться

По словам участников рынка, ситуация на молочном рынке отличается от той, что сегодня мы наблюдаем, например, в строительной индустрии. Так что взрывного роста цен ожидать не стоит, указали эксперты.

— Не хочу делать прогнозы, тем более говорить о процентах изменений. Тут вопрос очень тонкий, ведь на каждом продукте/категории цены отличаются, а рост издержек происходит в рублях. Но могу с уверенностью сказать, что на самых обычных и недорогих молочных продуктах — молоко, кисломолочные продукты — этой осенью мы увидим более значимые изменения цен, чем в предыдущие годы, — подчеркнул Антон Блюмкин. — На других категориях, за счет их изначально более высокой цены, изменения не будут такими масштабными, но по ним будут другие изменения — больших скидок, таких, как мы сейчас привыкли, уже не будет. Если ситуация будет продолжаться в текущем режиме, то их вообще может не быть.

Власти еще в конце прошлого года занялись регулированием цен на продукты. Тогда шла речь о сахаре и подсолнечном масле, которые стремительно поднимались в цене. Производителям и продавцам обещали льготы в обмен на заморозку цен. Также правительство ввело квоту на вывоз за пределы Таможенного союза пшеницы, ржи, ячменя и кукурузы, чтобы притормозить рост стоимости муки и хлеба. Центральный банк начал повышать ключевую ставку, сдерживая рост спроса на кредиты, а значит, и разгон цен. Но переломить тенденцию пока не удалось.

— Динамика потребительских цен с поправкой на сезонность остается существенно повышенной и пока не проявляет признаков к замедлению, — отметили в июльском докладе представители Банка России.

В 2021 году тяжелая ситуация на рынке молока будет усугубляться в связи с тем, что производство сырого молока сохраняет положительную динамику, прогнозируют эксперты.

— Однако рост себестоимости производства молока продолжит существенно опережать темпы роста цен на сырое молоко и темпы роста потребительских цен на готовую молочную продукцию. Это будет способствовать замедлению темпов роста сырьевого сектора и обуславливать необходимость расширения мер и объемов поддержки молочной отрасли, — резюмировала директор по связям с общественностью и государственными органами Национального союза производителей молока Мария Жебит.

О том, что в Челябинске взлетели цены на морковь, картошку и свеклу, сообщалось в двадцатых числах июня. Как объясняют рост стоимости народных овощей эксперты и торговые сети — в материале 74.RU.

В июле в правительстве заявили, что в России увеличат число продуктовых ярмарок, чтобы снизить цены на овощи.

По теме (10)

Автор

оцените материал

  • ЛАЙК2
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ14
  • ПЕЧАЛЬ1

Поделиться

Поделиться

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Хочешь быть в курсе событий, которые происходят в Челябинске? Подпишись на нашу почтовую рассылку
Загрузка...
Загрузка...