Мы продолжаем спецпроект «За ЧЕртежом успеха». Он посвящен культовым зданиям, площадкам и локациям нашего города — тем, которые делают Челябинск Челябинском. Сегодня наш рассказ посвящен некогда главному городскому универмагу, который чаще всего называют «Молодежной модой». Чем торговали в прошлом веке, зачем в это здание заглядывал адмирал Колчак, при чём тут молодежь и кому сейчас принадлежит известный комплекс в самом центре Челябинска? Читайте в новом выпуске проекта «За ЧЕртежом успеха».
Торговая Мекка
Здание «Молодежки» на перекрестке улиц Кирова и Коммуны — одно из самых красивых на Кировке. До революции это был магазин купца Мухаметжана Валеева из Троицка. Строили его в начале XX века. Говорят, при закладке в заливку фундамента кидали драгоценности — на счастье. В то время в архитектуре главенствовал модерн с элементами эклектики. Большие витрины, просторные торговые залы, расположение в самом центре города — с момента открытия торговая точка пользовалась популярностью у челябинцев. Торговый дом Валеева считался элитным. Здесь продавали золотые и серебряные украшения, оренбургские пуховые платки, ткани, одежду и обувь, игрушки, скрипки, граммофоны, патефоны, грампластинки, чайные сервизы, ковры, канцелярские товары и бакалею. При магазине действовала чайхана.
Дом был оснащен по последнему слову техники: на заре XX века в подвале работал дизель-генератор, который обеспечивал освещение залов и витрин с манекенами. В здании были свои системы отопления и водоснабжения, а также проведена телефонная сеть. Журналисты уже тогда прогнозировали, что дом «будет служить украшением Челябинска, небогатого красивыми постройками».
Фасад здания, по словам специалистов, дожил до постсоветских времен практически в первозданном виде. А это большая редкость для нашего города, в котором исторические здания можно по пальцам пересчитать. Сегодня мы видим единый комплекс, но на самом деле там строилось два разных дома, уточняют историки.
— Еще в 1908 году на том месте, где мы привыкли видеть «Молодежную моду», располагались два двора: сестер Елизаветы и Марии Рыловых и потомственной почетной гражданки Антониды Ивановны Грибушиной. У Рыловых был полукаменный дом, по пять комнат на этаже, а рядом с ним — теплый каменный магазин плюс каменная кладовка, не считая прочих надворных построек. У Грибушиной — деревянный дом на четыре комнаты, — выяснил старший научный сотрудник научно-образовательного Центра евразийских исследований ЮУрГУ Гаяз Самигулов. — Вскоре усадьбу у сестер Марии и Елизаветы купил троицкий купец Мухаметжан Валеев и построил каменный двухэтажный магазин, а Антонида Грибушина — каменный корпус, в котором помещаются «магазин о четырех отделениях, мастерская, кофейная и биллиардная». Причем постройка Грибушиной стоила дороже — 5000 рублей против 3500 у Валеева.
Когда и как Валеев приобрел магазин Грибушиной, точно неизвестно. Скорее всего, продали наследники после ее смерти. А купец объединил два здания в одно — застроил встык. И в список имущества, конфискованного советской властью, постройки попали уже как одно целое.
— Если посмотреть на «Молодежную моду», то ее склеенность из двух частей хорошо заметна. Здания, составляющие ее, построены в традициях эклектики с элементами модерна, характерных для начала XX века, но это, пожалуй, и всё, что их объединяет, — обращает внимание Гаяз Самигулов. — Если дом Грибушиной — это скорее модерн, то валеевский — скорее эклектика, причем в ее насыщенном и довольно помпезном варианте.
В разное время в здании работали посудо-ламповая лавка, магазин готового платья, биллиардная и кондитерская. Двухэтажный магазин Мухаметжана Валеева стал крупнейшим торговым заведением дореволюционного Челябинска.
После 1917 года в Челябинске побывал адмирал Колчак. Город тогда был занят белыми. Колчак вместе с главой башкирского правительства Валидовым заезжал в гости к Мухаметжану Валееву — в тот самый магазин на Уфимской улице (ныне Кирова. — Прим. ред.). Позже чекисты припомнят купцу и этот визит, и то, что Колчаку подарили жеребца (считается, что его преподнесли в дар от челябинских купцов). Сына Валеева — Ахмета — будет допрашивать сам глава ЧК Дзержинский. Удивительно, но всё обойдется — парня отпустили с миром.
Когда в городе укрепилась советская власть, дом Валеева конфисковали. Здание передали городскому управлению коммунального хозяйства. В разные годы в нём размещались клуб коммунальщиков и транспортников, Центропечать, Гостипография, текстильный синдикат, городской, а позже областной универмаги. Сейчас комплекс «Молодежная мода» — объект культурного наследия регионального значения — является одним из старинных действующих торговых предприятий города.
След Сидого
В универмаге, который позже назовут «Молодежной модой», начинал карьеру первый директор челябинского Торгового центра Виктор Сидой, причем с самых азов — с ученика продавца.
— В первое время мне было стыдно работать за прилавком — сам высокий, а прилавочек низенький… Это была секция мотоспорттоваров в подвале нынешней «Молодежной моды». В первый же день со мной случилось недоразумение. Магазин казался мне таким большим, что я со двора никак не мог найти свою секцию. И пришлось ждать, когда откроют магазин, чтобы зайти в него с улицы Кирова и сориентироваться. И сразу получил внушение со стороны моего шефа Феди Прокопца: как же так, в первый же день опоздал на работу… Со слезами на глазах объяснял ему, как это случилось, — вспоминает первый директор Торгового центра Виктор Сидой в книге «История торговли Челябинска. Идеи и воплощения». — В своей секции я за полгода запомнил все запасные части к мотоциклам и велосипедам. Наименования, номера деталей, прейскурант… Какая, где и как применяется. Я буквально увлекся этим. И был неплохим продавцом в течение полутора лет.
Потом парня быстро привлекли к общественной работе. Мужчин тогда в торговле было немного — пять человек на весь универмаг. В 1956 году Виктор Сидой победил в профессиональном конкурсе и получил награду — значок «Отличник советской торговли» и фотоаппарат в подарок.
— Тогда началось движение за коммунистический труд. Шла работа по созданию комсомольско-молодежных бригад, боролись за высокую культуру торговли, за внедрение самообслуживания. И мы первые в России применили в универмаге открытую выкладку, — добавляет Виктор Сидой. — Выставили парфюмерно-косметические товары на прилавок, чтобы покупатели могли сами выбрать, что им нужно. К нам сбежался весь город — посмотреть, в самом ли деле товары можно взять в руки. Теперь это кажется странным, но в те времена это был прогресс в торговле.
Кстати, у работавшего тогда директором универмага Федора Лаппо не было служебной машины. Товары развозили… на лошади.
Вскоре Сидой перешел из учеников в продавцы, потом стал старшим продавцом, инспектором по организации торговли. А в 1960 году он попрощался с «Молодежной модой» — отправили в Магнитогорск поднимать местный универмаг. Через 11 лет Сидой возглавил объединение универмагов, головным предприятием которого был областной универмаг — нынешняя «Молодежная мода». То есть вернулся начальником в здание, где когда-то бегал робким учеником.
Труселя в горошек и «Зодчие», сошедшие с пластинки
Долгое время Центральный универмаг на Кирова, 104 торговал самыми разными товарами — от посуды и мототехники до одежды и грампластинок. В какой-то момент в центральном зале выставляли на продажу даже автомобили (!), рассказали старожилы.
— Продавали там всё подряд. Отдел мужской одежды, женской, хозтовары, электроника. В цоколе были хозтовары. По центру — буфет, — подтверждает Константин Крестьяников. — Мы покупали там кассетный магнитофон прибалтийского производства.
Потом власти решили дифференцировать магазины по ассортименту — детский, юношеский, женский, мужской. В октябре 1976 года бывший Центральный универмаг переименовали в «Юность». А вскоре магазин сделали флагманом советской моды. Здесь чаще «выкидывали» импортные товары и дефицитные новинки отечественной легкой промышленности. В итоге в 1980-х годах универмаг получил официальное название «Молодежная мода».
— Первые джинсы я купил в этом магазине, — вспоминает Сергей. — Полдня с другом отстояли. По-моему, это были Montana — плотные, синие. Радости не было предела. Потом еще покупали то ли румынские, то ли индийские штаны. Но сидели они хуже.
А в музыкальном и фотоотделе можно было приобрести последние хиты.
— Однажды я купил в «Молодежной моде» пластинку группы «Зодчие». Культовый коллектив, кузница кадров, сатира, пародии, перестроечные дела. Выхожу на улицу с диском под палящее летнее солнце и вижу… прямо на меня по тротуару «Зодчие» прут практически в полном составе! — вспоминает Роман Грачев. — Я смотрю на конверт пластинки, сверяю с оригиналом. Да, чтоб мне лопнуть, это они — Давыдов, Мартынов и остальные. Щурятся на солнце, глазеют по сторонам. Я думал, что у меня солнечный удар.
Всё оказалось намного прозаичнее. В тот день «Зодчие» давали концерт во дворце спорта «Юность», перед которым они просто гуляли по городу.
— О, классный был магазин! До 90-х годов в цоколе при входе вниз направо располагался отдел посуды. В начале 90-х, когда в магазине появилось много арендаторов, покупали там колечки. Кажется, это в отделе косметики, в левой части магазина. Папа купил себе модный синий плащ, а я купила труселя желтые и розовые в мелкий черный горошек с ажурной резинкой. Это было очень круто — после труселей до пупа в цветочек и кантом, — рассказывает Юлия Жоржева. — Справа от центральной лестницы торговали канцелярией, до сих пор помню изумительный малиновый фломастер. В левой же части магазина был отдел тканей. Бабушка дала денег на ткань, чтобы я могла сшить модный пенал с резинками внутри. Я выбрала, попросила отрезать, а оказалось, что мне денег хватит только на пять сантиметров. Продавцы меня пожалели и вынесли срезанный брак с дырой, темно-фиолетовый трикотаж. Спасибо, тети, вы поддержали мою любовь к творчеству и шитью. Пенал я сшила! Это был 93–94-й год. В 2000-м уже прямо с центрального входа работала кафешка. Наверно, это был последний раз, когда я заходила в «Молодежную моду».
А еще на первом этаже универмага работал отдел с китайскими товарами, вспомнили челябинцы.
— Это было во время нашей дружбы с Китаем и моего очень раннего детства — задолго до появления «Молодежной моды», — отмечает Людмила Паршина. — Помню очень яркие зонтики от солнца, расшитые цветами и разными пейзажами. Они были раскрыты и висели высоко, чтобы всем было видно. Потом уже, гораздо позже, под лестницей стоял киоск, где можно было купить открытки с портретами артистов.
Приватизация и метания в поисках ниши
В конце 1980-х годов «Молодежная мода», как и другие магазины города, выделилась в юридическое лицо с правом выкупа коллективом. В ходе приватизации собственником торгового предприятия стал директор магазина Анатолий Лебедев, скупивший контрольный пакет акций у работников.
— Продал квартиру, машину, все деньги вложил в покупку акций, — объяснял в интервью 74.RU генеральный директор «Молодежной моды» Анатолий Лебедев. — Если бы не я скупил эти акции, скупил бы кто-нибудь другой. Это нормально, контрольный пакет должен принадлежать одному лицу. Когда все владельцы — нет владельца. Это значит совдепия, колхоз, который ушел бы в никуда.
В 2003 году подуставшее здание капитально отремонтировали: сделали новую мраморную лестницу с первого на второй этаж, отремонтировали часть магазина, третий этаж построили, поменяли все витражи и входные группы, витрины. Владелец торгового предприятия говорил о поиске своей ниши, декларировал ставку на качество товаров.
— Марку свою мы не потеряем. Это будут хорошие, красивые, большие салоны с качественным товаром. Сейчас уже не тот период, когда все бегут на китайский рынок и покупают по 15 рублей себе брюки, — объяснял Анатолий Лебедев. — Жадный платит дважды. Сейчас многие хотят, чтобы пусть не так дешево, но качественно.
В начале 2000-х часть улицы Кирова — от проспекта Ленина и до улицы Труда — стала пешеходной. Трафик на Кировке рос как на дрожжах. Открывались новые кафе и рестораны, в город заходили зарубежные и федеральные бренды. В одном из помещений «Молодежки» заработал клуб «Каньон». Сначала там играли в бильярд, потом там сделали молодежный клуб с чил-аутом. Первыми в городе начали проводить чайные церемонии.
— В 2000 году работал там в казино «Каньон». Играть приходило гораздо больше народу, чем теперь в магазин, — рассказал Саид Сергеев.
Алексей Чистяков припомнил соответствующую радиорекламу:
— «Улица Кирова сто четыре, и будут все твои девчонки в мире!». На областном радио звучала в начале 90-х, — смеется он.
Челябинцы с большой ностальгией вспоминают магазин Terranova, работавший в «Молодежной моде».
— В 90-е — начале нулевых мы одевались на рынках и думали, что магазины — это для богатых. Однажды мама предложила зайти в магазин Terranova & Calliope (до этого ей показали этот магазин подруги). Шел 2005 год, я училась в десятом классе. С тех пор на рынки мы не ходили. «Молодежная мода» стала для меня символом некоего подъема (так совпало, что тогда и в семье дела хорошо пошли) и начала, не побоюсь этого слова, красивой жизни, — делится Ирина Фадюшина. — Магазин занимал два этажа: Calliope — на первом этаже, Terranova — на втором. Там было много недорогих и стильных вещей. Я даже платье на выпускной покупала — хлопковое, в клеточку. Плащ из Terranova до сих пор ношу, он со мной до Аргентины доехал. После того как магазин переехал на Кирова, 167, стало неуютно, да и выбрать особо нечего.
Впрочем, единой концепции торговый комплекс так и не обрел. В начале 2000-х годов торговые площади начали просто сдавать в аренду, что повлекло за собой калейдоскоп арендаторов и их торговых точек. Внутри двора были склады, их отремонтировали, облагородили, теперь там офисные помещения.
Больше меха и страха
Несколько лет назад горожане стали свидетелями странного зрелища — перед входом в «Молодежную моду» разгуливали 40 девушек в белых купальниках. Дело было весной, дамам было не до загара — прямо на улице они примеряли шубки. Так меховой магазин прорекламировал новую коллекцию. Благо, улица пешеходная, а то бы, неровен час, движение встало.
Салон кожи и меха работает до сих пор, правда, несколько ужался в размерах.
— Да, Capitol с нами уже 18 лет. Среди постоянных арендаторов — кафе «Уральские пельмени», несколько салонов одежды, — отметила управляющая торгово-офисным комплексом Евгения Андреева.
До сих пор некоторые посетители думают, что «Молодежная мода» — это множество салонов одежды и обуви.
— Иной раз люди заходят и спрашивают: «А где здесь «Молодежная мода»?» Да нет ее давно как полноценного универмага, одно название осталось. Единым магазином «ММ» была в моем детстве. Тогда тут всё было поживее, — говорит продавец салона Sweet Lady Людмила.
Тем не менее ее салон размещается в этом здании несколько лет. И съезжать, судя по всему, не собирается.
— У нас свое производство — ателье, сами шьем, вяжем и продаем. Начинали с футболок, сейчас расширили ассортимент женской одежды. Кто ценит ручную работу, тот наш покупатель, — объясняет Людмила. — А вообще сейчас люди на Кировку идут в основном отдыхать — погулять, в кафе посидеть, а не по магазинам.
Над главным входом в универмаг бросается в глаза вывеска «Дом вверх дном», на входе встречают странные личности. Комплекс аттракционов и лабиринтов появился в Челябинске семь лет назад.
— Наибольшая посещаемость была в самом начале, когда посетителям всё было в диковинку. Через пару лет спрос притих, — говорит управляющий челябинским музеем развлечений Никита Ковалев. — А сейчас, после пандемии, народу снова стало больше. Уже с сентября восстановилась посещаемость.
Особой связи с ростом или снижением числа заведений общепита и посещаемостью аттракционов в «Доме вверх дном» не отмечают. Видимо, челябинцам в принципе не хватает острых ощущений.
Мы же обратили внимание, что в бывшем универмаге сейчас всё меньше торговли и всё больше еды. Часть помещений со стороны Кирова заняло кафе «Сели-Съели», с улицы Коммуны — вход в пивной ресторан.
В остальном же здание оставляет ощущение некоей безлюдности. В марте прошлого года довольно большую площадку в здании занял новый проект Bla-Bla-Bar. Но днем двери закрыты, барный квартал работает всего три дня в неделю — по вечерам и ночам.
Но представители торгово-офисного комплекса говорят, что с заполняемостью у них всё нормально.
— Конечно, партнеры меняются — это жизнь, это движение. Не так давно зашли новые мощные арендаторы — кафе «Сели-Съели», Bla-Bla-Bar, «Лаборатория пива». Свободных мест сейчас совсем мало осталось: около «пельменей» небольшое помещение и одно — в цоколе. А так в основном всё занято, — указывает Евгения Андреева.
И всё же золотое время «Молодежной моды» осталось в прошлом. По словам Анатолия Лебедева, расцвет «Молодежки» пришелся на 2006–2008 годы.
— Тогда в Челябинске открывались новые заведения, расширялась торговля, заходили федеральные и зарубежные бренды, — объясняет гендиректор торгово-офисного комплекса «Молодежная мода» Анатолий Лебедев. — Сейчас наша главная задача — сохранить для потомков одно из самых красивых зданий города, памятник культурного наследия.
Между тем, по мнению экспертов, у торгового комплекса «Молодежная мода» нет никакой концепции, здесь просто сдают площадь в аренду.
— Никакой ясной рыночной ниши и концепции давно нет, от слова совсем. Рядом — показательный пример живой «Гостинки» («Гостиный двор». — Прим. ред.), — отметил девелопер Денис Ни. — Помещение развалилось на части. Да, сейчас нашлись какие-то форматы. Но единого целого нет, нет органического единства — всего лишь набор помещений. Конечно, раздробить и сдать по кускам — это всегда рабочая стратегия. Вопрос — почём сдать.
Эксперт предполагает, что стоимость аренды здесь низкая:
— Взять тот же Bla-Bla-Bar: живой только первый этаж, второй — мертвый даже в праздники. И когда этот проект сдохнет, опять год будут искать замену. Или снова начнут дробить.
Потенциал у здания есть, но он не выбран, считает эксперт.
Дом купца Валеева, или «Молодежная мода» — кому как привычнее — давно стал визитной карточкой Челябинска. Несколько лет назад памятник архитектуры даже попал на конверты, которые выпускала «Почта России». И таким образом челябинская достопримечательность разлетелась по всему миру.
Между тем на фасаде здания красуется вывеска «Лебедь» — как мы понимаем, в честь собственника. «Молодежная мода» осталась на одном из фасадов и в официальных документах — при подписании арендных договоров.
Спецпроект «За ЧЕртежом успеха» посвящен культовым зданиям, площадкам и локациям нашего города — тем, которые делают Челябинск Челябинском. Все они начинались очень амбициозно, профессионально, с грандиозными планами на будущее. При виде одних у вас защемит сердце от ностальгии, состояние других вызовет недоумение. Какие-то объекты получили новую жизнь, другие… Впрочем, смотрите сами. Проект выходит раз в неделю по четвергам.