RU74
Погода

Сейчас-11°C

Сейчас в Челябинске
Погода-11°

переменная облачность, без осадков

ощущается как -20

9 м/c,

зап.

730мм 61%
Подробнее
3 Пробки
USD 103,43
EUR 109,01
Город Репортаж из глубинки репортаж Месиво разноцветных крыш: репортаж из города, который вы 100 раз видели сверху, но ленились в него заехать

Месиво разноцветных крыш: репортаж из города, который вы 100 раз видели сверху, но ленились в него заехать

Сим расположен прямо у трассы М-5 в Челябинской области и поражает красотой окрестностей

Сим — редкий город, который можно рассматривать с высоты без квадрокоптера
Источник:

С самопиаром у Сима всё отлично: когда едешь по трассе М-5 из Челябинска в Уфу, слева по борту открывается шикарная панорама, напоминающая скорее макет города. Горы держат Сим в пригоршнях возле самой автомагистрали, словно бы гордятся тем, что наросло на их склонах. Но поскольку видишь всё издалека, то трудно поверить, что в Симе может быть жизнь, — очень уж игрушечно он выглядит. В этот раз по пути из Башкирии мы решили заглянуть в самый «очевидный» город Урала, чтобы разобраться, что происходит под его пестрыми крышами.

Источник:
Примерно так выглядит Сим со смотровой площадки у трассы М-5, где вы наверняка были
Источник:
Такое я видел только в Симе: будто кто-то оттяпал вершину холма и построил там дом. На самом деле это здание мотеля, около которого расположена смотровая площадка. Рядом с ней проходит трасса М-5
Источник:
А внизу течет жизнь, местами вполне деревенская
Источник:
И ездят странные агрегаты местных Кулибиных
Источник:
Фактурные ворота градообразующего предприятия — симского завода «Агрегат»
Источник:
Маленький город немыслим без таких вот обитателей, которые устроили схватку в тени гаража
Источник:
Сим не захолустье. Центр выглядит вполне прилично
Источник:
Город состоит из сплошных уклонов, которые разглаживаются ближе к центру. Есть богатые дома
Источник:
Ось города задает высоченная заводская труба
Источник:

Удивительно, что город со столь удачным расположением не является общепризнанной туристической локацией: Сим чаще проезжают мимо, чем едут в него. Вероятно, это связано с отсутствием полноценного сервиса, например, здесь непросто найти хорошее место для обеда — мы перебрали три заведения, и всё равно получилось дороговато и на тройку с минусом. На трассе у самой границы города есть четыре гостиницы, мы выбрали лучшую (судя по интернет-отзывам), но поставить ей выше той же тройки я не могу. Неделей позже за те же 2200 рублей в сутки мы сняли в центре Екатеринбурга номер на два порядка более комфортный и удобный. Короче говоря, у Сима есть туристический потенциал, но использует он его в рамках совковой парадигмы: мол, а куда вы, родимые, денетесь? Не нравится — езжайте дальше.

Номер с дешевой мебелью имел отдельный туалет и душевую кабину. Впрочем, его главное достоинство — окна с видом на деревенскую улицу
Источник:

Первое впечатление от самого Сима интереснее: куда ни поверни — стоишь в кольце гор, опоясывающих город, а если подняться, то открываются классные виды. По северной границе полукольцом идет трасса М-5, и со стороны хорошо видна острота происходящей на ней транспортной драмы: фуры идут плечом к плечу, за ними — вереницы утомленных легковушек. При выезде из Челябинской области участок трассы за Симом является последним сложным местом перед более равнинной Башкирией, поэтому мне этот отрезок кажется самым утомительным. Но, стоя на холме возле заброшенного СНТ и наблюдая бесшумное движение фур, я чувствую почти что катарсис, ведь кипящая где-то суета тебя временно не касается.

Трасса М-5 вечером в субботу. Обгон в районе Сима запрещен почти везде, фуры идут сплошным потоком
Источник:
Трассу хорошо видно в самом Симе, но ее нервозность и рев сюда не доходят
Источник:

Первоначальное ощущение дыры, которое создают придорожные кафе, быстро рассеивается в довольно ухоженном центре Сима. Вообще город состоит из обширного частного сектора и зоны со старой многоэтажной застройкой, которую пытаются оживить. Сим не производит того угнетающего впечатления, что, например, соседняя Юрюзань (и этому есть причины). Здесь есть хороший ДК с парковой зоной, спорткомплекс, большая детская площадка, а еще — несколько цветастых домов: нечто подобное можно увидеть и в Сатке.

Детская площадка в центре Сима
Источник:
Старые многоэтажки Сима выглядят уныло, но...
Источник:
... некоторые из них оживили яркой краской
Источник:
Памятник бойцам ВДВ на фоне расцвеченного дома в центральном парке
Источник:
Здание детского дома
Источник:
Девочки на крыльце симского ДК увлеклись смартфоном, позабыв про велики и скейтборды
Источник:
Парк в центре Сима привели в порядок в 2017 году силами завода «Агрегат» и местных предпринимателей. Получилось здорово
Источник:
Частный дом недалеко от центра пытается не ударить в грязь (и серость) лицом
Источник:
Памятник Ленину парит над центром Сима
Источник:

Пожалуй, больше всего поражает городской пляж Сима, который находится в самом неожиданном месте — в бывшей промзоне. Вообще все ориентиры в городе задает высоченная заводская труба, которую видно почти из любой точки, но странно думать, что именно в ее окрестностях создана рекреационная зона со спортивной дорожкой, прогулочными тропами, лодочной станцией и местами для купания. Под них приспособили бывший заводской пруд, тот самый, что остался от первого завода XVIII века: все уральские железоделательные заводы того времени предполагали наличие пруда и плотины, чтобы использовать энергию воды для привода заводских механизмов. Получилось и необычно, и мило, и Сим показывает хороший пример того, как вдохнуть жизнь в то, что, казалось бы, должно умереть.

К симскому пляжу невозможно подъехать на машине (что хорошо): от парковки нужно идти 700 метров по такой вот спортивной дорожке вдоль забора предприятия. Неплохой фитнес
Источник:
Пляж выглядит необычно, а спуск к воде — травянистый
Источник:
Рядом находится живописная прогулочная зона
Источник:
Плотина на реке Сим регулирует уровень воды в пруду
Источник:
Есть лодочная станция
Источник:
Жители Сима даже в будний день активно осваивают пляж
Источник:
Окрестности пруда сами по себе живописны. Отличное место
Источник:

Градообразующим предприятием Сима является ПАО «Агрегат» — завод по производству компонентов авиационных двигателей (насосы, регуляторы сопла, маслоагрегаты), в том числе военного назначения. Предприятие входит в госкорпорацию «Ростех». Оно создано на базе бывшего железоделательного завода, запущенного еще в 1761 году. Переход к выпуску несырьевой продукции начался в 1910 году, когда на заводе освоили производство повозок и тачанок. Авиационная глава в истории завода открылась в 1941-м, когда в Сим эвакуировали два московских агрегатных завода. Предприятию удалось не только пережить сложные 1990-е, но и сохранить выпуск основной продукции — компонентов для авиации. В 2011 году в список продукции добавилось гидравлическое оборудование гражданского назначения (в том числе для спасателей) — его выпускает цех промышленной гидравлики.

Ворота завода «Агрегат»
Источник:
Вид на завод с окрестных холмов
Источник:

Самым известным уроженцем Сима является советский физик Игорь Курчатов, который, правда, провел в уральском городе лишь первые пять лет жизни, после чего семья перебралась в Симбирск (ныне Ульяновск). В Челябинской области Игорь Васильевич появится много позже и будет прочно ассоциироваться с другим городом — Озёрском (Челябинском-40), где на заводах химкомбината «Маяк» получат плутоний для первых атомных бомб СССР. Что же до Сима, скорее всего, воспоминания об уральском детстве у Курчатова были очень смутные, да и его родной дом до наших дней не дожил. Но город помнит знаменитого физика: в местном ДК есть комната-музей, перед проходной завода стоит бюст Курчатова, а его именем названа одна из главных улиц.

Сейчас дом Курчатовых сохранился только на фотографиях
Источник:

В Симе неожиданно много односторонних улиц, которые обычно являются прерогативой крупных и перегруженных городов. Особенно забавно выглядит типичная сельская улица Октября. Например, дом № 9 находится в 20 метрах от дома № 7, но чтобы доехать на автомобиле, придется делать крюк почти в три километра.

Улица Октября достаточно широка для разъезда двух машин, но сделана односторонней
Источник:

Еще одной интересной особенностью Сима является его расчлененность на две части, связанные ключевыми предприятиями города. Первое — это упомянутый завод «Агрегат» и прилегающий к нему «основной Сим», хорошо видимый с трассы М-5, вторая — небольшой «анклав» возле железнодорожной станции Симская, до которой от трассы М-5 около пяти километров. Станция возникла в самом конце XIX века вместе с Самаро-Златоустовской железной дорогой и дала толчок развитию города: до сих пор металл с местного завода сплавляли по рекам, а теперь могли отправлять в больших количествах по суше. Поскольку станция была отнесена от завода на 10 километров, их соединили узкоколейной «железкой» и следующие 30 лет таскали грузы на лошадиной тяге. В 1927 году здесь начал курсировать паровозик «Овечка» (народное прозвище паровоза серии «ОВ»), который в 1973 году отправил на пенсию автомобильный транспорт.

Через Сим проходит магистраль Южно-Уральской железной дороги, соединяющей Челябинск с западной Россией
Источник:
Вокруг станции много жилых домов — встречаются и весьма необычные
Источник:
Здесь привыкли к железнодорожным атрибутам, гудкам локомотивов и скрипу тормозов: движение поездов весьма интенсивное
Источник:
Заброшенный цех завода возле железнодорожной станции
Источник:
Вид на железнодорожный район Сима с холма на краю основного города
Источник:

Автомобильный транспорт, кстати, в постсоветское время потеснил железнодорожный и на основном направлении, с востока на запад: автомобильная трасса М-5 уже который год перегружена тяжеловозами, тогда как идущая параллельно железная дорога имеет потенциал для увеличения потока. Но сложности с логистикой и цена делают ее рентабельной скорее для очень крупного бизнеса, поэтому коммерческие фуры который год тошнят по трассе М-5, провоцируя десятки аварийных ситуаций на сложном участке от Сима до Миасса (200 км). Впрочем, к 2024 году обещают построить дублера трассы М-5, а чуть позже — расширить ее горный участок до четырех полос.

В Симе удивительно много детей
Источник:

На контрасте с расположенным рядом Катав-Ивановском Сим производит впечатление живого города: не слишком богатого, но во многих смыслах привлекательного. И, пожалуй, главным остается вопрос, почему он не пытается превратить плюсы своего расположения в туристический бизнес. С одной стороны, он расположен далековато от Челябинска — почти 300 километров по сложной дороге. С другой — здесь рукой подать до Уфы, тем более трасса М-5 в том направлении активно расширяется. Рядом находятся другие точки интереса, например Серпиевский пещерный град (30 км), Аша и горнолыжный курорт Аджигардак (45 км), санаторий «Янган-Тау» (50 км), река Юрюзань с ее сплавами и живописными скалами (60 км). Конечно, снимать гостиницу в Симе и ездить в тот же Аджигардак не будешь, но город мог бы стать перевалочным пунктом для путешественников по Уралу. Тем более что его окрестности самодостаточны и красивы, и коли уж занесет сюда на день-другой, придумать себе занятие несложно.

Мужчина втаскивает велосипед к гаражам на окраине Сима
Источник:
Церковь Димитрия Солунского. Кстати, когда смотришь снизу, над ней возвышается эпичная заводская труба, как бы показывая, кто в городе главный
Источник:
Жители Сима облагораживают дом
Источник:
Есть пустующие места, где когда-то явно стояли дома
Источник:
Везде встречаются атрибуты сельской жизни
Источник:
Современные подростки одинаковы: сидят, уткнувшись в смартфоны. Вот в наше время...
Источник:
Брошенный СНТ на окраине Сима выглядит живописно, но центральные ворота закрыты и признаков жизни нет. Сад хорошо заметен при проезде Сима по М-5 (по левую руку на выезде из города в направлении Уфы)
Источник:
Многие дороги Сима уходят в небо
Источник:
А выходы из некоторых дворов упираются в кручи
Источник:
И езда на велике дается через боль
Источник:
Река Сим около центра города
Источник:
Городской пруд
Источник:
Жить на таких кручах не очень удобно, но зато вид!
Источник:
Взгляд постоянно утыкается в трассу М-5, которая идет вдоль самой границы города
Источник:
Жаль, не было времени исследовать местные леса. Но для этого нужно иметь хорошую дыхалку. Сим — идеальное место для тренировок
Источник:

Мы часто ездим по маленьким уральским селениям. Вот, например, репортаж из еще одного города со светлой аурой — Чебаркуля, которому исполнилось 285 лет. Куда больше вопросов вызывает Копейск, но и здесь не всё так уж беспросветно. А если хотите настоящей хтони, то далеко ездить не нужно: поселок Проходная не помнят даже карты, а люди продолжают там жить.

Живете в городе Сим и хотите поделиться впечатлениями? Напишите нам!
Звоните8-93-23-0000-74
Мы в соцсетях

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE2
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
105
ТОП 5
Мнение
«Экраны и иллюминация тоже ослепляют»: журналист 74.RU вступилась за водителя, которого наказали за гирлянду на машине
Анонимное мнение
Мнение
«Сначала всё убить, а потом передать»: эксперт в сфере ЖКХ — о том, почему за канализацию заплатят сами горожане
Никита Алешкин
представитель Ассоциации управляющих компаний
Мнение
Смотрят на иностранцев как на зверушек, но хорошо платят: модель из России устроилась на работу в Китае — ее впечатления
Анонимное мнение
Мнение
«Парни, не позорьтесь!» Уральский блогер объяснила, что запрещено дарить девушкам на Новый год
Ольга Чиги
блогер
Мнение
За прогрев машины во дворе появился штраф. И это правильно, считает наш автожурналист
Анонимное мнение
Рекомендуем
Объявления