RU74
Погода

Сейчас-11°C

Сейчас в Челябинске
Погода-11°

переменная облачность, без осадков

ощущается как -16

3 м/c,

южн.

740мм 85%
Подробнее
3 Пробки
USD 101,68
EUR 106,10
Город Новый облик Челябинска репортаж «Станции "Торговый центр" грозит обрушение»: смотрим, что происходит с челябинским метрополитеном

«Станции "Торговый центр" грозит обрушение»: смотрим, что происходит с челябинским метрополитеном

Ежегодно в подземку зарывают сотни миллионов рублей, хотя стройка века остановилась три года назад

Остановка строительства челябинского метро может обернуться катастрофой. Но свет в конце тоннеля всё-таки есть
Источник:

В Челябинске выросло не одно поколение, которое мечтало прокатиться на метро. А первые метростроевцы уже вышли на пенсию. Ежегодно на стройку века тратят сотни миллионов рублей. На Комсомольской площади копали огромный котлован, в разных районах мы видим верхушки шахт. На этой неделе про метро вспомнили депутаты гордумы, предложив передать его на баланс региона. Но никто так и не может чётко прояснить будущее подземки. Журналисты 74.RU спустились в строящееся метро и посмотрели, что происходит с самым дорогим недостроем Челябинска.

М — значит муки. Челябинцы устали ждать, когда построят метро 
Источник:

43 метра под рекой

Каждый день челябинцы проезжают мимо синего забора и ворот с ярко-красной буквой «М» напротив Торгового центра. Огороженная площадка давно стала привычным элементом ландшафта. Некоторые жители города уже и забыли, что здесь роют метро.

— Тут правда метро? Его разве всё еще строят? — удивился таксист, подвозивший меня к воротам.

Под Челябинском вырыли 8 километров тоннелей
Источник:

В Советском Союзе считалось, что в каждом городе-миллионнике должно быть метро. Челябинск достиг этой планки в 1976 году. Но к строительству подземки у нас, к сожалению, приступили только в 1992-м, после развала СССР. И это опоздание стало нашей бедой. По проекту первый пусковой комплекс метрополитена должен состоять из четырёх станций: «Тракторозаводская» (также её называют «Комсомольской площадью». — Прим. ред.), «Площадь Революции», «Торговый центр» и «Проспект Победы». Горную выработку вели с разных сторон. По словам метростроителей, бурить приходилось и гранитные плиты, и рыхлую почву. Подземный Челябинск пронизывают километры тоннелей, но прогуляться по перрону пока можно только на двух станциях — «Комсомольская площадь» и «Торговый центр».

Каждый день метростроевцы обходят тоннели
Источник:

— Хотите спуститься вниз? — спрашивают нас представители «Челябметростроя» — компании, которая уже много лет занимается обслуживанием строящейся подземки.

Лифт спускает нас на 43 метра вниз
Источник:

Мы с фоторепортёром Ильёй Бархатовым для этого и пришли. Даже хотели взять с собой резиновые сапоги. Но не пришлось — нас снабдили полным комплектом спецодежды и обуви, выдали каску, фонарик и баллон с запасом воздуха. Говорят, спасательная система позволяет находиться в завалах более четырёх часов — к счастью, опробовать её в действии не пришлось.

Имущества под землёй — на миллионы рублей
Источник:

Проходим к железному лифту. Лязгают двери, клетка дёргается и начинает опускаться. Через несколько минут мы выходим на глубине 43 метра под землёй. Здесь на удивление тепло, как в московском метро. Фонари освещают стены тоннелей, плюс мы подсвечиваем дорогу фонариками.

На стенах выступают солевые отложения
Источник:

Идём по перегонному тоннелю по деревянному настилу. Пахнет сыростью. То слева, то справа видим лужицы, временами вдоль «тротуара» журчат настоящие ручьи. В центре будущего перрона образовалось целое озерцо. К нему просят не подходить — мало ли что… В местах, где не закончена металлическая отделка, с потолка капает вода. Где-то высоко над нами протекает Миасс — станция «Торговый центр» расположена прямо под рекой. И грунтовые воды, проходя сквозь горную породу, находят лазейки, проникают в тоннели и подмывают станцию.

Посреди станции «Торговый центр» образовалось озеро
Источник:

— Когда начинают строить станцию, сначала возводят борта и верхний свод. Мы их с вами видим. Затем идёт работа по возведению обратного свода — он должен быть глубиной пять метров. Смонтированные конструкции верхней части станции опираются на так называемый «тощий» бетон. Обычно он делается временно, потому что при возведении нижней части станции этот бетон разбирают, а выпуски арматуры бортов соединяют с арматурой обратного свода, — объясняет гендиректор АО «Челябметрострой» Денис Агеев.

Метро планировали запустить в 2012 году
Источник:

Проектировщики отводят на работу над станцией четыре года. «Торговый центр» начали строить в 2015 году, то есть срок уже прошёл.

Здесь ещё не убрали лишнюю горную породу
Источник:

В итоге сейчас больше 60 тысяч тонн конструкций станции — металлоизоляция, бетон и арматура — опираются на тот самый «тощий» бетон. Как он себя поведёт в дальнейшем, никто не знает. В некоторых местах заметны проседания подпорных конструкций. Ну а с водой сами видите, что творится…

Рабочие следят за состоянием рельсов
Источник:

Последний раз на станции «Торговый центр» строительные работы вели в 2015–2016 годах, отмечают представители «Челябметростроя». Тогда прошли 159 погонных метров и закрепили постоянной обделкой без обратного свода 152 из 176 погонных метров.

Под землёй постоянно работают насосы и вентиляция
Источник:
А тоннели выводят на свет
Источник:

Оставшийся участок может стать миной замедленного действия. По документам 2018 года объекты метрополитена считаются ограниченно работоспособными. Но фактически ситуация аварийная, и метростроители в буквальном смысле хватаются за голову.

Гендиректор «Челябметростроя» Денис Агеев показывает, где проседают конструкции
Источник:

— В любой момент на станции «Торговый центр» может прорваться вода. Никто не спрогнозирует, что именно и где обрушится. А ведь это самый центр Челябинска, в эту зону попадают и Торговый центр, и рынок, и мост на улице Кирова, — говорит Денис Агеев. — Конечно, у нас круглосуточное наблюдение, конечно, дежурят спасатели. Но в такой ситуации у них есть только 15 минут. По нашим расчётам, за это время нужно успеть обрезать рельсы и закрыть специальные двери, чтобы вода не разлилась по километровым перегонным тоннелям под землёй. И, конечно, вывести людей на поверхность.

В случае прорыва воды эта дверь должна остановить поток
Источник:

В каком состоянии будет территория в центре города даже после небольших обрушений, прогнозировать бесполезно, говорят метростроители. По их словам, разумнее просто предотвратить аварийную ситуацию.

В метро много опасных участков
Источник:
Станции уже приобрели свой вид
Источник:

— Все имеющиеся экспертизы говорят о том, что строящееся метро нельзя бросать. Особенно, если уже есть сигналы о складывающейся аварийной ситуации. В первую очередь нужно доделать работы, остановленные на полпути. Освободить проходы, закрыть металлической обделкой недостроенный свод станции, — объясняет Денис Агеев. — По сметам 2018 года, на эти работы требовалось около 60 миллионов рублей. Это не какие-то фантастические суммы, но они реально обеспечат защиту метрополитена.

Вода находит лазейки
Источник:

«Аллу» греют, чтобы не ржавела

По наивности мы думали, что от станции «Торговый центр» прямо под землёй пройдём-проедем до площади Революции, а потом и до Комсомольской площади. Но челябинское метро оказалось более суровым.

Ещё один вход в тоннель — в Ленинском районе
Источник:

— Нет, так не получится, — засмеялись представители «Челябметростроя». — Надо выбираться на поверхность и ехать на машине по «Меридиану».

Диггерам вход воспрещен
Источник:

В итоге в сапогах и касках садимся в машину и едем на территорию будущего электродепо. Сейчас это полузаброшенный участок около железнодорожной магистрали в Ленинском районе с хаотичным нагромождением гаражей и контейнеров. Говорят, земля зарезервирована под метрополитен, а пока её сдают в аренду частникам.

Наибольшая готовность — у станции «Комсомольская площадь»
Источник:

Со стороны Торгового центра к площади Революции тоннели прокладывали буровзрывным способом. А от будущего электродепо к Комсомольской площади и чуть дальше подземку рыл тоннелепроходческий комплекс Lovat. Эту машину купили 15 лет назад. Для простоты рабочие назвали её «Аллой». Что называется, приятно познакомиться!

Тоннелепроходческий комплекс сейчас стоит без дела
Источник:

Моя тёзка родом из Канады, она весит 450 тонн, а в длину достигает 70 метров. Говорят, стоила бешеных денег — в 2003 году её купили за 79 миллионов рублей. Машина приступила к работе в 2004 году, а в ноябре 2007-го выходила на поверхность на Комсомольской площади, закончив проходку первой ветки в депо.

Машинисты каждый день включают Lovat
Источник:

Поначалу комплекс активно работал, прокладывая тоннели в районе Комсомольской площади. Их отделывали бетонными тюбингами, пока однажды не сломалась важная деталь. С тех пор «Алла» застряла на глубине где-то рядом с перекрёстком проспекта Ленина и улицы Российской и превратилась в головную боль для властей и самих метростроевцев.

Гамлетовский вопрос: ремонтировать или демонтировать?
Источник:

Обслуживанием челябинской подземки занимается «Челябметрострой». Предприятие работает в нашем метро почти 20 лет с небольшим перерывом. Компания выиграла последние торги на строительно-монтажные работы на первой линии метрополитена, объявленные мэрией в конце прошлого года.

Несколько лет назад тоннелепроходческий комплекс выходил на поверхность
Источник:

Но, по словам специалистов предприятия, на самом деле о строительстве речи не идёт. Метростроевцы следят за состоянием станционных комплексов «Комсомольская площадь» и «Торговый центр», обслуживают тоннелепроходческий комплекс Lovat, системы видеонаблюдения и тревожной сигнализации на стройплощадках и в подземных выработках метрополитена.

Прогулка в метро требует равновесия
Источник:

— Содержание тоннелепроходческого комплекса Lovat вообще приносит нам ежемесячные убытки. Машина не работает, власти никак не решат, что с ней делать. В то же время нельзя допустить, чтобы комплекс окончательно заржавел и погиб, — рассказали представители «Челябметростроя». — Поэтому машинисты ежедневно включают Lovat, прогревают двигатели, смазывают детали.

На «Комсомольской площади» можно погулять по перрону
Источник:

Строить метро нельзя остановить

На этой неделе депутаты городской думы заговорили о передаче метрополитена из муниципального подчинения в областное. Это связано с тем, что разрабатывается новая транспортная схема челябинской агломерации. Кроме того, региональные власти сосредоточили в своих руках управление транспортом в Челябинске и пригородах.

Достройка метро оценивается в 70–80 миллиардов рублей
Источник:

— Челябинское метро — настолько крупный стратегический объект, что решать его судьбу должны областные власти. Надо продолжать строить и одновременно лоббировать проект на федеральном уровне, — считает гендиректор «Челябметростроя» Денис Агеев. — Для нашего региона метро гораздо важнее конгресс-холлов и прочих прожектов.

Метростроители уверены, что всё-таки достроят подземку 
Источник:

За 28 лет в Челябинске построено: станции «Комсомольская площадь» — на 80%, «Торговый центр» — на 5%, перегонные тоннели (8 км) — на 60%.

Власти задумались — не пустить ли вместо метро какой-нибудь другой транспорт
Источник:

В 2017 году, когда стало ясно, что строительство подземки прекратилось и денег дают только на обслуживание, метростроители обратились с запросом к генеральному проектировщику — АО «Метрогипротранс». Прямо спросили, какова устойчивость смонтированных конструкций в случае приостановки работ на неопределённый срок.

— Расчёты делались на непрерывное, последовательное выполнение работ в соответствии с графиком строительства, тем более в таких сложных горно-геологических условиях, — ответили в «Метрогипротрансе».

Проектировщики говорят, что все расчёты делались на работу без остановки
Источник:

Потом в Челябинск приехал главный инженер проекта и подтвердил недопустимость остановки строительства станции. По словам проектировщиков, нужно в кратчайшие сроки закончить работы по возведению бортов и свода станции и приступить к возведению обратного свода. Это позволит исключить возможную просадку возведённых конструкций и проникновение в горные выработки реки Миасс. А в дальнейшем поможет избежать колоссальных затрат по ликвидации возможной чрезвычайной ситуации как под землёй, так и на поверхности в городской застройке.

Как в Челябинске строят метро

В Челябинске построят первую очередь метро. Но по ветке подземки пустят другой транспорт. Об этом сообщили в комитете градостроительства и архитектуры на презентации генерального плана развития Челябинска до 2039 года. Чиновники признались, что метро формально указали в генплане, чтобы была возможность выбивать деньги на достройку станций.

А вы верите в свет в конце тоннеля челябинского метро?
Источник:

В прошлом году определили судьбу метро до 2025 года. За это время в стройку века вложат ещё 1,7 миллиарда.

В марте прошлого года проект планировки территории для строительства челябинской подземки прошёл публичные слушания.

В 2018 году компания «А+С Транспроект», разрабатывавшая комплексную схему организации дорожного движения в Челябинске, предложила властям пересмотреть востребованность метро. Её специалисты отмечают, что в федеральном бюджете средства есть и на подземку.

В мае 2016 года бывший тогда губернатором Борис Дубровский поручил городским властям разработать план развития метрополитена.

Проектировщики видели в Челябинске три линии метро
Источник:

Экс-глава Челябинска Евгений Тефтелев предлагал продлить линию метро до Чурилово и Северо-Запада.

Челябинские депутаты планировали привлечь для строительства частного инвестора. Два года назад Евгений Тефтелев подписал распоряжение о подготовке задания на планировку территории под строительство второго пускового комплекса подземки.

В 2013 году Счётная палата РФ сообщила, что на строительство метро в Челябинске за 20 лет направлено около 8,2 миллиарда рублей, из них 2 миллиарда — неэффективно.

История недостроенной подземки, планы и финансы — в материалах 74.RU.

Знаете новую информацию о челябинском метро? Присылайте сообщения, фото и видео на почту редакции, в нашу группу во «ВКонтакте», а также в WhatsApp или Viber по номеру +7–93–23–0000–74. Телефон службы новостей 7–0000–74.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
417
ТОП 5
Мнение
Как встретить Новый год экологично: 10 советов для осознанных челябинцев
Виталий Безруков
экология
Мнение
«Становится приятнее возвращаться домой»: организатор пространства рассказала, как правильно расхламляться
Анастасия Карачаровская
Мнение
«Провоцируют не бутылки»: сомелье из Челябинска — о запрете детского шампанского
Григорий Шевченко
урбанист, общественный деятель
Мнение
Разнос для полос. Что убивает выделенки и вместе с ними плюсы для общественного транспорта в Челябинске
Роман Демешко
Транспортное планирование, городская среда
Мнение
О чем дымим? В 2024 году был дедлайн проекта «Чистый воздух» — что удалось Челябинску
Артем Краснов
Рекомендуем
Объявления