Внешнему виду Челябинска требуется кардинальное обновление. Об этом эксперты заявили 9 июня на круглом столе «Инвестиционный климат Челябинска и Челябинской области: проблемы и перспективы». Предполагается, что появление нового бренда города поможет сделать столицу Южного Урала привлекательной не только для ее жителей, но и для инвесторов из других регионов.
Про облик Челябинска сегодня не высказался разве что ленивый. О местных дорогах, скудной архитектуре и неблагоприятной экологии рассуждают как сами жители города, так и его знаменитые гости. К примеру, в феврале кинорежиссер Александр Сокуров назвал Челябинск городом без лица, отметив плохое состояние старинных домов и почти полное отсутствие деревьев: ««Больше ничего не скажу о вашем прекрасном городе. И больше не приеду, потому что нужно всегда говорить честно о том, что думаешь».
Этой весной журналист и общественный деятель Владимир Соловьев после визита в наш город назвал его «зоной экологического бедствия»: «У меня сложилось впечатление, что люди, которые городом управляют, в этом городе сами не живут. Удивляет, например, когда такой запах в городе стоит, когда такая пылища стоит. Ощущение, что город не убирают, неухоженный он. Народ заслуживает гораздо лучше участи».
Известный рэпер Баста также после концерта в Челябинске выступил с видеомонологом в одной из социальных сетей. Он резко раскритиковал состояние дорог и экологии: «Мне здесь неуютно. Центр города – это вообще полная катастрофа. Посмотрел на город сверху, и он мне напомнил Детройт по количеству пустырей, промзон, недостроев. Архитектурный хаос, огромное количество нелепых зданий – все это создает удручающее впечатление. Нет понимания исторической среды и что с ней делать».
Художник Михаил Шемякин, прибывший недавно в Челябинск из Франции, отметил скудность челябинской архитектуры: «Я думаю, у этого города большое будущее, если сюда будут приглашаться интересные архитекторы. Поскольку город новый и нет древних построек, здесь можно создавать новые архитектурные монументы и сделать суперсовременный мощный город».
Позже главный архитектор Челябинска Николай Ющенко прокомментировал критику гостей города: «Достоинство и беда нашего города в том, что он формировался как промышленный центр в предвоенные, военные и послевоенные годы. Город сложился из разных пазлов, формировавшихся вокруг предприятий, и мы до сих пор не можем эти пазлы срастить в единое целое из-за этих же предприятий и санитарных зон вокруг них».
Все эти замечания о внешнем виде столицы Южного Урала в очередной раз заставили разных экспертов собраться и обсудить идею о том, что городу необходимо свое «лицо», свой новый бренд. В частности, это позволит привлечь в Челябинск инвестиции, которые необходимы для местной экономики.
«Безобразный внешний вид города может привести к тому, что он потеряет свою инвестиционную привлекательность, – заявил на круглом столе челябинский архитектор Дмитрий Ступин. – Больная и некомфортная среда отталкивает людей на ментальном уровне, она вызывает недоверие».
С этим мнение согласен и другой челябинский архитектор Александр Тимарцев: «К экологическим и экономическим проблемам города добавляются и эстетические недостатки. Необходимо разработать концепцию рестайлинга Челябинска и реализовать ее. Но механизм исполнения пока никому не понятен. К сожалению, сегодня архитекторы вынуждены работать не по заказу города, а действовать в интересах конкретного частного заказчика, который платит деньги. Если говорить о переменах, можно и название города изменить на более благозвучное, например. Ведь перевод этого слова не самый приятный».
По словам директора «Корпорация Стратум» Олега Пермякова, чтобы начать процесс обновления образа города, нужно четко понимать, чем живет город: «Надо определиться, как все-таки себя позиционирует Челябинск. Как промышленный, финансовый, туристический центр? Только определив это, можно понять, в каком направлении нужно двигаться».
А вот председатель правления ЧРО «Союз архитекторов России» Сергей Якобюк уверен, что спикеры чересчур пессимистичны в описании Челябинска: «Я не считаю, что наш город серый. Он не всегда был городом-заводом, у него длинная история. Сперва через него проходили торговые пути, в советский период он превратился в промышленный центр. Сейчас он, скорее, напоминает логистический узел».
«Еще один вопрос, на который предстоит ответить, – как привлечь инвесторов в Челябинск, – рассказал на встрече глава комитета по градостроительству челябинского регионального отделения «Опоры России» Андрей Бодрягин. – На мой взгляд, это должны быть инвестиции из той сферы, которая уже сейчас успешно работает в городе. Ведь инвестиционной привлекательностью можно назвать долгосрочность бизнеса. Город должен развиваться гармонично. К примеру, как убеждать стрит-ритейл развиваться, если в планах строительство очередного крупного торгового комплекса? Поэтому генплан города должен составляться с учетом всех экономических и социальных показателей. Если это не будет при разработке будущего документа, ситуация останется прежней».
По мнению спикера, Челябинску не хватает знаний в области реновации облика города: «Во-первых, необходимо привлекать экспертов со стороны, обмениваться опытом, делиться практикой. У нас пока нет специалистов, но много энтузиастов. Во-вторых, все промышленные города, которые хотят обновления, идут по пути «зеленой стратегии», это нужно применять. В-третьих, нужно пересмотреть местные нормы проектирования. Они ограничивают работу архитекторов, проектировщиков».
По итогам встречи было принято решение о создании рабочей группы или даже целой корпорации городского развития, которая бы в течение года разработала для города определенный бренд и попыталась решить вопросы градостроительства. Одно из предложений – организовать такую инициативную группу на базе общественного совета при администрации города. Там уже есть конкретные идеи по созданию имиджа города. Однако у этого предложения нашлись противники.
«Для действительно эффективного мозгового штурма нужно привлекать не власти, а бизнес-сообщество и общественность, самих челябинцев, – высказал свое мнение Алексей Севастьянов. – Ведь горожане практически не участвовали в создании агломерации Челябинска. Конечно, контроль и поддержка городской администрации нужны. Но лучше, если в работе будет принимать смешанная группа людей из разных экспертов и активных горожан».
Нужен ли Челябинску рестайлинг?
Не обошлось на круглом столе и без резких замечаний экспертов. «Пока все разговоры об изменении имиджа города сводятся к постоянным круглым столам, форумам, обсуждениям, – комментирует директор компании «Элефант» Михаил Смирнов. – Кто именно войдет в рабочую группу? Ответственность должна быть персональной. За то, как изменится город, должен кто-то отвечать. Например, в Екатеринбурге разработкой концепции города занимались конкретные люди, их имена известны. Считаю, что создание стратегии развития города надо заказать профессионалам».
Фото: Фото Олега Каргаполова