Женщина с ребенком в коляске замирает посреди проезжей части, что-то прикидывает, разворачивается и идет обратно. Одна из половин Комсомольского проспекта на пересечении с улицей 40-летия Победы так осела, что перейти ее без сапог в дождливую погоду невозможно.
Пикантность ситуации в том, что в мае этого года перекресток отремонтировали как раз для устранения пучин. Но вложенные (точнее, влуженные) деньги пока не принесли эффекта — машины здесь по-прежнему скачут на изломах и ныряют в водоемы.
Прячась от брызг за углом остановки, жительница микрорайона Вера рассказывает:
— Ой, они тут всё капитально делали: разрыли вон дотуда, — она показывает точку метрах в пятидесяти от перекрестка. — Весь гравий вынули, заново насыпали, асфальт положили — до-о-лго ковырялись. А теперь вот что получилось: дорогу сделали, а лодки нам раздать забыли.
Зато теперь понятен сакральный смысл островков безопасности, которые городят на Комсомольском: когда по дорогам текут реки, без островов не обойтись. Правда, именно здесь островков нет.
Масштабная реконструкция Комсомольского проспекта началась весной этого года, но на большей части магистрали асфальт меняют в режиме «лайт»: срезают верхний слой и кладут новый, чтобы убрать трещины и мелкие выбоины. Капитальный ремонт был запланирован только на пересечении проспекта с улицей 40-летия Победы. Его необходимость вице-мэр по дорожному хозяйству и транспорту Максим Куляшов объяснил так:
— Там каждый год образовывается просадка из-за пучинистых грунтов. В этом месте будет масштабная выемка грунта, полная его замена, и эти пучинистые образования мы планируем ликвидировать.
Движение на перекрестке закрывали с 1 по 10 мая 2021 года, но после окончания работ в администрации Челябинска объясняли, что они проведены в ограниченном объеме. Первичной задачей стала ликвидация пучин, а масштабный ремонт отложен. Для чего нужно дробить процесс, пока неясно. Мы направили запрос в мэрию, чтобы понять, когда именно перекресток доведут до ума.
Кстати, если островки безопасности в конкурсной документации описаны очень скупо, то ремонт проблемного перекрестка детализирован. Например, указана глубина разборки дорожной одежды — 1,45 метра. Конкретизированы типы изолирующих материалов, марка щебня и требования к битуму. Подрядчик обязан проверить поперечный уклон, ровность дороги и качество уплотнения. Но всё это потом.
Лидер национальной технической инициативы Econet Денис Константинов считает, что проблемы такого рода в Челябинске связаны с отсталостью технологий дорожного ремонта:
— Для обеспечения устойчивости дорожного полотна нужно соблюсти ряд требований, например, обеспечить гидроизоляцию дорожной одежды и правильный дренаж. Когда на этом экономят, дороги начинают плыть в осенне-зимний период, — считает он.
Провалы на указанном участке, по мнению эксперта, могут быть связаны с наличием под землей полостей и коммуникаций, которые нужно картографировать перед ремонтом:
— Технически здесь нет никаких проблем: есть комплексы, позволяющие составлять 3D-модели грунта на глубину до сотни метров и определять места, где идет утечка воды или образование полостей. Если просто разрыть дорогу на заданную глубину и засыпать щебнем, рано или поздно скрытые проблемы проявятся и на этом месте опять образуется пучина.
Майское закрытие перекрестка спровоцировало транспортный хаос: маршрутки стали объезжать пробку по дворам. Ремонт планировали завершить до 6 мая, но затем продлили срок. Возможно, ограниченный объем работ был связан со стремлением уложиться в майские праздники.
Сильное возмущение челябинцев вызывают гигантские островки безопасности, которые появились на Комсомольском проспекте. Вот как они выглядят с квадрокоптера.
Впрочем, адресовать вопросы пока некому: глава Челябинска вместе с заместителями улетела в Дубай.