После месяца уговоров челябинская мэрия наконец опубликовала детальный проект ремонта Комсомольского проспекта. Странно, что этого не сделали раньше, потому что часть негатива, связанного с островками безопасности, это снимает. Сейчас на проспекте наносят разметку, так что обновленную Комсу вы уже можете оценить. Впрочем, изучив проект, мы нашли проблемные зоны, которые могут привести к усилению пробок для жителей Северо-Запада и микрорайона «Парковый».
Поедем в две полосы
На перегонах Комсомольского проспекта для личных автомобилей останется по две полосы в каждом направлении, еще одна — для общественного транспорта, а рядом — велосипедная. Плюс в том, что упомянутые две полосы сохраняются на всём протяжении проспекта, то есть резких сужений нет (но есть потенциальные «бутылочные горла», о которых ниже).
У крупных перекрестков проспект расширяется: например, в районе пересечения с Молодогвардейцев общее количество полос увеличивается до восьми, не считая рукава для поворота в сторону Паркового и наличия широкого семиметрового островка.
Появление выделенных полос для общественного транспорта и велосипедов — воплощение в жизнь идей комплексной схемы КСОДД-2018, разработанной петербургской компанией «А+С Транспроект».
Эффект бутылочных горлышек
Он может появиться вблизи остановок общественного транспорта, где они соседствуют с переразмеченными островками безопасности, например в районе пересечений проспекта с улицей Чайковского и улицей Молодогвардейцев. Здесь даже сейчас, в дни без пробок, пазики и «Форд-Транзиты» умудряются организовать битву за поул-позицию на остановке, выезжая во вторую полосу, из-за чего для обычных машин остается лишь одна полоса.
Островки облегчают маневры
В ряде случаев островки шириной от 3 до 7 метров использованы для организации мест для разворота или поворота налево без создания помех основному потоку. Например, место для разворота появится напротив остановок «Солнечная» и «Ворошилова», а также перед пересечением с улицей Молодогвардейцев.
Велосипедная полоса
В ширину она 1,5 метра и идет практически по всей длине проспекта от Чайковского до Чичерина. От основной проезжей части отделена буферной зоной шириной 0,75 метра. Ряд экспертов считает, что лучше было бы проложить велодорожку по краю тротуаров, поскольку нынешний вариант явно небезопасен: челябинские водители еще не научились уважать права велосипедистов (что, вероятно, невозможно без штрафов).
На крупных перекрестках велосипедная полоса уходит с проезжей части, что не позволяет ехать по ней непрерывно с транспортным потоком. Зимой у нее возникнет и еще одно применение: сама полоса и буферная зона наверняка будут использоваться для складирования снега.
Конфликт с автобусной полосой
Езда по выделенным полосам разрешена маршрутному транспорту, а также официальным такси. Движение по ней автомобилистов наказывается штрафом 1500 рублей (пункт 1.1 статьи 12.17 КоАП) и обычно контролируется камерами видеофиксации. На Комсомольском проспекте они появятся не сразу, но это есть в планах.
Автомобилистам разрешен кратковременный выезд на выделенную полосу при повороте направо или заезде/выезде из дворов. Для этого в сплошной разметке, отделяющей полосу, предусмотрены «окна», обозначенные линиями 1.11 (по ПДД), которые разрешают перестроение с одной стороны. Длина таких участков на Комсомольском проспекте составляет от 20 до 28 метров (4–6 корпусов автомобиля). При перестроении на автобусную полосу необходимо пропускать идущий по ней транспорт, а выехать необходимо через ближайшее окно, так что маневр требует хорошего ориентирования на местности. Иногда поворачивать направо придется из самой автобусной полосы, иногда ее нужно просто пересечь и уйти в отдельный «рукав», как на схеме ниже.
Не возникнет ли проблем, ведь «окна» для перестроения не так велики, а если автобусы выстроятся перед светофором вереницей, автомобилистам придется ждать, затыкая одну из двух полос для движения.
Профессор кафедры «автомобильный транспорт» Южно-Уральского госуниверситета Владимир Городокин считает, что при нормальной организации проблем быть не должно:
— Сама по себе схема, когда автомобильный поток перестраивается для маневров в полосу общественного транспорта, является не челябинской и даже не московской — это принятая мировая практика. Длина «окна» для перестроения не стандартизована и выбирается, исходя из конкретных параметров. Обычно поток общественного транспорта не настолько плотный плюс движется медленнее автомобильного, поэтому проблем при перестроении не возникает. Возможна ситуация, когда автобусы выстроятся в колонну и автомобилисты будут вынуждены ждать в своей полосе, но этот вопрос решается грамотным выбором места для перестроения. То есть разработчики должны учесть максимально возможный «хвост» в полосе общественного транспорта и сделать коридор для перестроения до этой отметки.
На крупных перекрестках с Молодогвардейцев и Чичерина «окна» для перестроения отнесены от пересечения на значительное расстояние, поэтому в нормальных условиях особенных проблем быть не должно. С другой стороны, в эти 20-метровые промежутки пойдет большой поток транспорта, что спровоцирует нервозность.
Проблемой может стать и качество маршрутного транспорта: выделенные полосы эффективны, если пустить по ним автобусы большой вместительности. Но если по ним пойдут стаи маршруток, конфликты с автомобилистами, вынужденными пересекать такую полосу в выбранных местах, могут стать нормой.
Нужны ли псевдоразделительные полосы
Полноценная разделительная полоса с озеленением появится лишь на 200-метровом участке между Ворошилова и Солнечной, на большей же части проспекта она будет обозначена разметкой, а ее ширина составит от 3 метров.
При этом в районе островков безопасности, размеры которых достигают 7 метров, полоса также раздается вширь. Когда разметка станет невидимой, эти участки почти наверняка будут использовать торопливые автомобилисты для объезда пробок, усиливая хаос.
Владимир Городокин считает, что самое надежное — это выделять разделительные полосы конструктивно.
— Это исключает возможность движения по этим полосам, поэтому моя позиция в этом вопросе однозначна. Но в администрации города заявляют, что сделать этого нельзя из-за наличия теплотрассы. На мой взгляд, возможно сделать разделительную полосу, которая не будет влиять на сохранность теплотрассы. Есть, например, вариант ограждений типа «Нью-Джерси» — это бетонная конструкция, которую можно минимально закрепить и при необходимости убрать. А так, конечно, при наличии снежного покрова разметка исчезнет и будут вопросы. При этом само наличие разделительной полосы позволяет решить ряд вопросов, например организовать места для поворота налево и разворота. Не все понимают, насколько это эффективное решение: оно позволяет существенно разгрузить перекрестки.
«Косые» перекрестки усилят нервозность
Еще одна потенциальная проблема — «диагональные» полосы на крупных пересечениях с улицей Молодогвардейцев и 40-летия Победы. Когда разметку заметет снегом или она сотрется, возникнет известная дилемма: ехать ли вдоль края проезжей части (проще говоря, прямо) или по предполагаемой разметке чуть наискосок?
Разработчик проекта Ксения Кондратова так прокомментировала эту особенность:
— К сожалению, сам по себе Комсомольский проспект имеет неравномерную ширину, поэтому в ряде мест необходима разметка типа 1.7 на самом пересечении, что соответствует нормативам.
Заместитель главы Челябинска по дорожному хозяйству и транспорту Максим Куляшов в ответ на вопрос, что делать, когда разметка сотрется, возразил:
— Быстрое стирание разметки связано с частыми перестроениями машин, а мы стараемся создать схему, при которой не будет необходимости часто менять полосу: автомобиль встал в ряд и едет до нужного перекрестка.
Автобусные полосы убили парковки
Еще одна боль наших читателей — осложненный доступ на парковки и сокращение машиномест. На большей части проспекта парковки отделили от проезжей части барьером, что, по словам Максима Куляшова, необходимо для беспрепятственного проезда автобусов по выделенной полосе. При этом некоторые парковки получились вполне удобными, хотя и тесноватыми. Но не все.
На ряде парковок въезд получился зауженным настолько, что повернуть с крайней правой полосы сможет не каждый. Кроме того, через многие парковки идут выезды из дворов, что порой создает тупиковую ситуацию: машины идут лоб в лоб. А жители близлежащих домов уже жалуются на приток автомобилей, которые ищут парковочные места в жилых зонах.
Все публикации о скандальном ремонте Комсомольского собраны у нас в один сюжет.
Ажиотаж начался в конце весны, когда посреди проспекта стали строить огромные островки безопасности. Позже их длину слегка сократили.