На входе в заведение, которое в последнее время располагалось на пересечении Карла Маркса и Советской, появилось объявление «Извините, мы не работаем», телефон отключен, на страницах в соцсетях давно нет свежих записей. Владелец кофейни подтвердил 74.RU, что она больше не будет работать. Так закончилась 17-летняя история «Апельсина».
— Мы закрылись совсем, «Апельсином» я владел с 2018 года, — рассказал нашему сайту предприниматель Руслан Бикулов. — Тут сыграла роль и высокая плата за аренду, и пандемия подкосила, да и люди стали экономнее, гостевой поток в последнее время упал в два раза. Челябинцы стали меньше ходить по заведениям.
Кофейню «Апельсин» на улице Каслинской в начале 2000-х создал Роман Похлебаев. Спустя годы он попытался расшириться и превратить свое успешное детище в сеть, открыв еще две кофейни на улицах Сони Кривой и Советской. Но не пошло — заведения на Каслинской и Сони Кривой были закрыты, бренд продан.
Сейчас помещение, которое ранее занимала последняя кофейня сети, снова сдается.
— «Апельсин» в среду съехал окончательно, новые арендаторы могут заезжать, — подтвердил информацию риелтор, который занимается объектом. — Цена там — 800 рублей за метр, всего 198 квадратов, получается, всё помещение будет стоить 158 400 рублей в месяц, но это обсуждаемо.
Впрочем, «капитуляция» владельца кофейни экспертов не удивила — многие считают, что взгляды на кофе в последние годы сильно изменились.
— В «Апельсине» я был в 2004 году, когда только начинал карьеру бариста, а они только открылись, — вспоминает владелец Doza Coffee Сергей Куребеда. — Тогда это был новый формат для Челябинска, они были очень крутые, чем пользовались. Но сначала они не выдержали масштабирования, начали конкурировать сами с собой, потом и сам рынок сильно изменился. В плане кофе я никогда не рассматривал их, что это кофейня с каким-то хорошим кофе. Сейчас актуальны кофейни третьей волны, сторонником которой я являюсь. Там речь идет в первую очередь о приготовлении кофе и философии его подачи. Это не столько бизнес, их открывают бывшие бариста, обжарщики, приверженцы свежеобжаренного кофе: там должно быть грамотно всё приготовлено, из кофе — какие-то лоты, которые невозможно купить в магазине, это как крафтовое пиво, это своя субкультура. «Апельсин» не вписался в третью волну.
Впрочем, перестроиться во многом не удалось из-за смены собственника, полагает директор компании «Андреев Consulting» Артур Андреев, работающий в ресторанном бизнесе.
— Первый владелец, Роман Похлебаев, когда создавал кофейню, был энтузиастом, он горел идеей, — вспоминает Артур Андреев. — По тем временам это была «бомба», «Апельсин» располагался тогда на улице Каслинской, а когда он ее продал, он стал совсем другим. Потерял свою актуальность, да и мир изменился: они занимались кофе illy, и это правда вкусный кофе, но сейчас предпочитают свежеобжаренный крафтовый кофе. То, что кофейня закрылась, наверное, и ограничения дали о себе знать, падение спроса, но это в любом случае был не тот «Апельсин», продукт был не тот: это и кухня, и десерты, и сам кофе, в том числе и отношение к кофе.
В другой популярной кофейне — Coffeelab42 — констатируют, что современные гости довольно трепетно относятся к напитку, и, скорее всего, в заведении не смогли угодить искушенной публике.
— Сейчас стали разбираться: кофе должен быть правильно обжарен, правильно приготовлен, бариста должны быть профессионалы своего дела, — рассуждает владелец Coffeelab42 Алексей Казанцев. — Скорее всего, там работали на скорость, а не на качество. Но люди чувствуют: помол не тот, обжарка не та, а если помолотый заранее — это вообще не то.
Недавно мы рассказывали о том, что первая в Челябинске точка coffee to go закрылась после 10 лет работы. В январе 2021 года с ресторанной карты города исчез еще один старожил — TITANIC.
Ранее 74.RU подсчитывал, сколько заведений не пережили коронакризис, подробности — в нашем обзоре.