Новая волна интереса к франчайзинговому бизнесу формируется в России. Ежегодно в нашей стране появляется минимум сотня новых франшиз. А, по данным Российской ассоциации франчайзинга (РАФ), несмотря на резкий спад покупательной способности населения, в 2015 году количественный прирост франчайзинговых точек составил 15%. Причем особое внимание к этой модели развития бизнеса отмечается в регионах. Какие франчайзинговые бренды наиболее популярны в России, почему 80% франшиз не имеют права на существование и как избежать подводных камней в этой сфере? Подробности – в материале Chel.ru.
Привкус известности
Решив вести бизнес в формате франчайзинга, предприниматели в первую очередь рассчитывают на возможность работать от имени известного бренда и по проверенной бизнес-модели. Такие преимущества, по данным Национального агентства финансовых исследований (НАФИ), отметил каждый третий бизнесмен (36% и 34%). 21% участников исследования указывают на наличие совместной рекламы, позволяющей оптимизировать расходы на продвижение.
Как бы то ни было, сила бренда, его известность – главный аргумент в пользу приобретения франшизы. А что об этом механизме развития бизнеса известно конечным потребителям? Неслучайно крупнейшая в мире сеть по количеству ресторанов (более 43 500 заведений в 110 странах мира, в том числе 670 ресторанов в России) – Subway добилась успеха именно благодаря активному использованию системы франчайзинга. Как выяснило НАФИ (всероссийский опрос населения в сентябре 2015 года), большинство россиян осведомлены о франчайзинге в сфере розничной торговли продуктами питания и общепита. Больше всего наших сограждан – 78% – знают о магазинах «Пятерочка». О «Шоколаднице» и «Баскин Роббинс» имеют представление по 45% россиян. У 37% опрошенных на слуху бренд «Планета Суши».
Самыми непопулярными оказались Yamkee (Ямки) – об этом бренде знают только 5% опрошенных, «Маленькая Япония» и Costa Coffee (Коста Кофе) знакомы лишь каждому десятому. Ни один из брендов не смогли распознать 10% участников исследования.
В целом этот срез отражает распространенность данной модели ведения бизнеса в тех или иных отраслях, считают эксперты.
«Известность брендов среди населения совпадает со знанием таковых среди предпринимателей, – отметила руководитель направления корпоративных исследований НАФИ Ольга Стасевич. – Результаты опроса владельцев собственного бизнеса показали, что большинство из них ассоциируют франчайзинг со сферой общественного питания, торговли и услуг. Так, самыми часто называемыми брендами среди предпринимателей стали McDonald’s, 1С, Subway и Лукойл. Многие вспомнили названия магазинов одежды, работающих по франчайзинговой модели».
Франчайзинг – предпринимательская деятельность, согласно которой одна сторона (франчайзер) передает второй (франчайзи) стороне за вознаграждение на определенный срок (или бессрочно) право использования торговой марки, фирменного (торгового) наименования; услуг; технологического процесса; специализированного оборудования; ноу-хау; коммерческой информации, которая охраняется законом; других, предусмотренных договором объектов права интеллектуальной собственности.
Экономия на разработке бизнес-модели
Экономика стагнирует, если не пикирует вниз, стонут эксперты. Война санкций, валютные скачки, напряженные отношения со странами, еще недавно бывшими хорошими бизнес-партнерами – все эти негативные факторы, по идее, должны отбить охоту открывать свое дело в трудное время. Но в России, похоже, нет ничего более постоянного, чем временные трудности. Экономическая нестабильность, с одной стороны, гнетет, с другой, подстегивает к поиску новых возможностей для старта и развития бизнеса. А чтобы соломку подстелить, люди выбирают проверенные модели ведения бизнеса. Неслучайно ту же сентябрьскую выставку франшиз BUYBRAND Expo в Москве посетило свыше четырех тысяч человек. Это те, кто понимает, что покупка франшизы – один из наиболее эффективных способов минимизировать риски при открытии бизнеса.
Готовый бизнес занимает особое место в системе экономических приоритетов, убежден член правления РСПП, президент и председатель Совета директоров Российской ассоциации франчайзинга Мераб Бен-Эл (Елашвили). По его мнению, это единственный механизм, позволяющий быстро развить отрасли и сектора, отвечающие массовому спросу потребителей.
«Как мы начали работать по франшизе Fix Price? Увидели хорошую бизнес-модель и решили ее тиражировать. Причем, нашел я ее случайно – шел по одному из торговых центров Москвы и увидел надпись «Все по одной цене». Стало интересно, зашел внутрь и увидел, что там и продукты, и бытовая химия, и мелочевка всякая... – вспоминает владелец сети магазинов Fix Price в Челябинске Николай Малетин. – Вообще магазины фиксированных цен есть в Европе и США, в Канаде и Японии. Но в России тогда увидел впервые».
Николай признается, что первой мыслью было – надо скопировать этот бизнес, придумать, как то же самое сделать самому. Но, внимательно изучив, как устроен этот бизнес, он понял, что матрицу из 2500-3000 наименований продуктов по низкой цене самостоятельно сформировать практически невозможно.
«Когда только начинали, гранатовый сок у нас стоил 36 руб. И это уже с нашей маржой, – приводит пример Малетин. – Рядом на рынке такой же сок продавался от 56 до 110 руб. – разница, согласитесь, серьезная. Даже оптовики разводили руками: такой цены у нас нет. А все потому, что владельцы франшизы покупали этот сок огромными партиями – буквально вагонами, поэтому и добивались столь низкой цены».
Когда челябинцы вступили в этот бизнес, в России было примерно 300 магазинов Fix Price. Открывшийся в столице Южного Урала стал 318-м, ближайший магазин в то время был в Уфе.
«Основатели франшизы около трех лет оттачивали продуктовую матрицу, меняли наполнение. Самая большая проблема такого магазина – технология дискаунтера, здесь все должно быть по минимальной цене. А это значит минимум персонала, самая дешевая аренда и – вот оно, самое большое противоречие! – большая проходимость», – делился опытом Николай Малетин на круглом столе «Бизнес по франшизе. Тиражируем свой бизнес», прошедшем недавно в Челябинске.
Соблюсти все эти условия было трудно, Так, из ста объектов, которые отправляли на согласование, одобрение получали всего восемь. Возможно поэтому, несмотря на то, что у компании Малетина не было эксклюзива на открытие магазинов, больше никто в городе не успел ими заняться.
Все остальное, по словам челябинского франчайзи Fix Price, было гораздо проще. Четко прописанные бизнес-процессы, готовый склад, программа, рекомендации по помещению, размещению товара, по работе с персоналом... В общем, все, что заложено в любой франшизе, ведь именно этот опыт и покупается.
Первые четыре млн руб. пошли на закупку товара, аренду и ремонт помещения, стеллажное оборудование. Паушального взноса тогда не было (сейчас это фиксированная сумма – 400 тыс. руб.), платили только роялти – фиксированный процент от оборота. «Ситуация в то время была уникальной – один магазин на город-миллионник, огромный спрос, даже ипэшники там в очередях стояли, – продолжает Николай Малетин. – Вместо расчетных 18 месяцев магазин окупили за четыре, вторую торговую точку – точно так же».
Потом насыщаемость рынка взяла свое, процесс окупаемости новых магазинов замедлился. Тем не менее сегодня Челябинск – это второй город после Москвы по количеству магазинов Fix Price (34), даже в Питере их меньше (31). В столице Южного Урала сеть Fix Price представлена как собственными магазинами московской компании ООО «Fix-price», так и франчайзинговыми. В целом по России сеть насчитывает сейчас свыше двух тысяч магазинов.
«В большинстве случаев главный плюс франшизы – это экономия на персонале и времени создания бизнеса», – считает Николай Малетин. Сам он работает еще и над другим проектом, где выступает уже в роли франчайзера. Планирует создать пакет услуг, отточить его и потом тиражировать.
«Даже если продукт или услуга конкурентоспособны, пользуются спросом, надо крепко подумать, как вы будете администрировать процесс в нескольких регионах. Два филиала – это одно, а 22 – совсем другая песня... Огромные инвестиции, сложности с системой контроля, – говорит Малетин. – Система франчайзинга пригодится, когда нужно очень быстро масштабироваться, занять рынок вперед конкурентов».
Бизнес вдолгую
Торговля и общепит – идеальные сферы для начинающих предпринимателей, интересующихся франшизой. «Что касается медицины, то здесь практически не встречаются люди, для которых это первый бизнес. Хотя сумма в принципе подъемная, – отмечает генеральный директор ООО «Инвитро-Урал» Андрей Тарасов. – Дело в том, что в медицине бизнес идет по нарастающей, это долгосрочные вложения».
Первой на медицинском рынке России вышла на управление франшизой компания «Инвитро», это было еще в 2005 году. С тех пор началось бурное активное развитие: с 60 точек в Москве до 700 точек в России. «Главный критерий для открытия нового офиса: место, место и еще раз место! – поясняет Тарасов. – Наша услуга не привязана к врачу. Она должна быть возле дома клиента, чтобы ему было удобно, постоянно мелькать перед глазами».
Покупатель франшизы «Инвитро» оказывает две услуги – взятие крови (вся стоимость остается у него) и непосредственно анализ (40% остается у франчайзи, остальное – в головную компанию), есть также вариант продажи допуслуг. Именно в Челябинске 10 лет назад открылась первая удаленная от Москвы франчайзинговая точка «Инвитро». С тех пор региональное подразделение выросло с одного до 60 медицинских офисов в четырех областях – Челябинской, Свердловской, Курганской и Тюменской. Половина из них открыта по франшизе. Кстати, плюс медицинской франшизы еще и в том, что здесь очень сложно скопировать бизнес – для этого надо открыть лабораторию, а это совершенно другие инвестиции.
«За эти годы мы переформатировали бизнес – на Южном Урале появилась собственная лаборатория, которая производит непосредственно медицинские анализы, вокруг нее существует пул медицинских офисов, – продолжает Андрей Тарасов. – Развиваемся как собственными вложениями, так и франчайзинговыми точками. При этом у компании есть четкая региональная политика – какое количество точек может переварить один город с определенной плотностью населения».
Так, по словам руководителя «Инвитро-Урал», на карте Большого Урала есть территории, где они уже не могут открыть точку. Закрыты для продажи франшизы Челябинск и Екатеринбург, на стоп-листе Тюмень, а мелкие города нужно смотреть точечно. Таким образом компания-франчайзер заботится не только о соблюдении всех необходимых стандартов, но и о рентабельности франчайзи.
Опасности «кота в мешке»
Существует огромное количество людей, которые хотят купить франшизу. Потому что во многом это бизнес по инструкции, что зачастую и понятнее, и привычнее. В то же время на рынке сейчас представлено до полутора тысяч заманчивых франшизных предложений. Все ли они жизнеспособны, за каждой ли стоит реально успешная модель бизнеса?
«На мой взгляд, в нашей стране имеют право на жизнь те франшизные проекты, срок окупаемости которых – не более двух-трех лет, – считает франчайзи сети магазинов Fix Price в Челябинске Николай Малетин. – Франшиза франшизе рознь. Процентов 80 из них просто не имеют права на существование. Не понимаю, к примеру, зачем покупать франшизу малоизвестного бренда или, к примеру, франшизу турагентства, агентства недвижимости? Какая проблема работать под своим ИП, если у тебя есть контракты с туроператорами? Зачем кому-то платить отчисления?».
С ним соглашается генеральный директор ООО «Инвитро-Урал», франчайзер и франчайзи Инвитро Андрей Тарасов. «Множество франшиз, представленных сегодня на рынке, непонятно зачем и почему организованы, где успех, ответить никто не может. Поэтому будущим франчайзи надо самим внимательно смотреть, есть ли франчайзинговые точки, успешны они или нет, и хватит ли у вас сил и средств, – говорит Андрей Тарасов. – Потому что «я хочу развивать бизнес по франшизе» и «у меня получается развивать бизнес по франшизе» – это две большие разницы. Нужно понимать, что это бизнес, который формализуется головной компанией, и в этом залог успеха».
Представитель «Инвитиро» не исключает, что строгие требования могут вызывать несогласие у непосредственного владельца точки как бизнесмена, что периодически случается («я знаю, как лучше», «у нас свои особенности» и так далее). Однако вещи, которые формализуются брендом, должны исполняться неукоснительно. У «Инвитро» на этот случай разработан большой пакет штрафных санкций, потому что именно целостность бренда – это один из тех факторов, который приводит покупателей.
«Франшиза, конечно, – привлекательная и перспективная модель для развития бизнеса с нуля. Но глубокое заблуждение – думать, что это полностью ваш бизнес, – добавляет Николай Малетин. – Ты зависишь от своего франчайзера процентов на 70. Во-первых, ты все время под контролем, во-вторых, тебе диктуют свои условия сверху, и, в-третьих, ты все время находишься в материальной зависимости».
В сегодняшней сложной экономической ситуации хорошим подспорьем для бизнеса, в том числе развивающегося по франшизе, могли быть стать системные меры поддержки предпринимателей – уменьшение налоговых платежей по объекту «доходы минус расходы», передача части налогов от упрощенной системы налогообложения в муниципалитеты и так далее, считает председатель комитета по развитию малого и среднего бизнеса Союза промышленников и предпринимателей Челябинской области, руководитель регионального отделения «Опоры России» Артем Артемьев.
Информации о качестве как минимум трети концепций, подтвержденной успешной и долговременной деятельностью франчайзи, сейчас практически нет. По данным участников рынка, попадаются откровенно «липовые» франшизы. Пришло время определить четкие критерии, которым должен соответствовать франчайзер, предлагающий другим предпринимателям вложить деньги, силы и энергию в свою концепцию. В связи с этим Российская ассоциация франчайзинга инициировала новый проект – Национальный реестр франшиз. Он призван стать своего рода «сертификатом качества» для добросовестных франчайзеров, облегчив таким образом жизнь и потенциальным франчайзи.
Фото: Фото с сайта Shutterstock.com