![Путешествие в недра Урала: как живут в зоне, которая расцвела и угасла в «железном веке» Завод и привкус упадка — эта картинка типична для этих мест | Источник: Артем Краснов](https://n1s1.hsmedia.ru/a5/ca/1f/a5ca1fdf4e9c9924203de64aaab6af24/656x440_1:5723_18672721a3f87255e85c0e59969f55b9@1280x857_0xh9YM09Qn_6985172622708479952.jpg.webp)
Все города горнозаводской зоны Урала сделаны по шаблону: вы всегда найдете здесь пруд, плотину и старый завод. Когда-то они были счастливы одинаково, теперь же несчастливы по-своему — всё как у Толстого. Я сижу на горе с видом на завод, и глаза слезятся от жары и странной тоски, которая навалилась после посещения трёх городов: Катав-Ивановска, Юрюзани и Усть-Катава. Я хотел добраться ещё до Сима и Миньяра, но духота и меланхолия подытожили день.
![Катав-Ивановский литейно-механический завод. Мост перекинут через речку Катав, на заднем плане — пруд | Источник: Артем Краснов](https://n1s1.hsmedia.ru/b8/08/05/b80805c5da4a918fa1e1862061692d3f/656x369_1:5723_b38f30a6bfc22b30303fe42323638503@1280x720_0xt8QD8zVC_0619624761106544991.jpg.webp)
![Уникальный кадр примерно того же места, сделанный в 1910 году известным фотографом Сергеем Прокудиным-Горским: он специализировался на цветной съёмке | Источник: Сергей Прокудин-Горский](https://n1s1.hsmedia.ru/ac/5b/78/ac5b78a3c445de39d55c463a567a3669/656x569_1_b4a878aca29fcf60a3a3ba4d6f2acf81@1024x887_0xKAIHqPmi_1367967944436241185.jpg.webp)
![На фото выше видна плотина, а вот так она выглядит сейчас, 110 лет спустя | Источник: Артем Краснов](https://n1s1.hsmedia.ru/40/c1/e4/40c1e4ecd20e6586a9e0f3ac42877ba3/656x440_1:5723_e4e4b419c07ed579a3661a02aab26e3b@1280x857_0xnwl8k4wN_7373416251398414356.jpg.webp)
Из этой троицы самым живым выглядит Катав-Ивановск, он же — районный центр. Ещё два-три года назад главные сооружения стояли обшарпанными, теперь ослепительны.
![Церковь Иоанна Предтечи, построенная в 1824 году: она была в упадке и лишилась двух башен, но сейчас отреставрирована (хотя башен нет) | Источник: Артем Краснов](https://n1s1.hsmedia.ru/43/df/17/43df17492d1d9860b5ab120b183ef583/656x440_1:5723_5c768da76d50ef76f580d45aa897795e@1280x857_0x41rAjP5u_1632221634408269945.jpg.webp)
![За территорией ухаживают | Источник: Артем Краснов](https://n1s1.hsmedia.ru/c6/0c/92/c60c92aa6421cb8d0856e89edb794c25/656x369_1:5723_1163de461bcb6664ae0f0d1560aaa5a7@1280x720_0xPjadDVpn_3569139282989668539.jpg.webp)
![А это усадьба второго поколения заводчиков Белосельских-Белозерских, родом из столицы. Размещение резиденции здесь, на Урале — свидетельство важности Катав-Ивановского завода для их бизнеса. Сейчас в отреставрированном здании находится краеведческий музей | Источник: Артем Краснов](https://n1s1.hsmedia.ru/a7/dc/a2/a7dca2ff52c92e813f676adba1e789e4/656x440_1:5723_da5eb93c37f6bcbbaafc5af28a156aaa@1280x857_0xjDrSsjbQ_1901936523115791740.jpg.webp)
В Усть-Катаве настроение поднимают сделанные с выдумкой мосты и Дворец культуры Белоконева, который не бросили на произвол судьбы.
![Вантовый Брянский мост в Усть-Катаве построен в конце Великой Отечественной войны | Источник: Артем Краснов](https://n1s1.hsmedia.ru/7f/43/ca/7f43ca05dbadecca5cfc61ea47c693e5/656x440_1:5723_a70d477652f086966547262cbdd39057@1280x857_0xzFkOEzt8_2780601855927991664.jpg.webp)
![А это Французский мост с железными фермами и деревянным покрытием: едешь, и доски «играют» под колёсами | Источник: Артем Краснов](https://n1s1.hsmedia.ru/59/3a/6f/593a6f3da0e2291bff5c35acf29b9709/656x440_1:5723_f0d5832287b14ca414fb1b6374cb77ac@1280x857_0xagy4yujd_2628392466717326103.jpg.webp)
![Мост хорошо вписывается в ландшафт и виден с разных точек | Источник: Артем Краснов](https://n1s1.hsmedia.ru/a6/d9/e6/a6d9e6ab5f1ca66f052f08440e0cd305/656x369_1:5723_d2134811fadecf8fb048e461a397e5f3@1280x720_0xoSpWyWB2_6725218947512254622.jpg.webp)
![Дворец культуры Белоконева в центре Усть-Катава | Источник: Артем Краснов](https://n1s1.hsmedia.ru/2a/c9/69/2ac9696195db4fd2061055578d4971ed/656x440_1:5723_5ff080d4548c838553703548429a3a4e@1280x857_0xdtCyQgO0_1626498284877844951.jpg.webp)
Что ещё роднит города — здесь не нужно искать окраины: в шаге от центра начинается частный сектор, где улицы разбиты и часто неасфальтированы, дома старые, а некоторые — заброшены. Идёшь по пружинящей щепе снесённого дома, и словно уплотняешь ногами историю. Большое сжимается до малого, малое исчезает за ненадобностью.
![Катав-Ивановск | Источник: Артем Краснов](https://n1s1.hsmedia.ru/36/ac/d5/36acd5d40afcdb743c5491887afb9684/656x369_1:5723_03bcb13af0cf50950048e388669efe3d@1280x720_0xROl5PnHZ_0846599616755179489.jpg.webp)
![Юрюзань | Источник: Артем Краснов](https://n1s1.hsmedia.ru/7d/b9/e7/7db9e740d68272cf784c9172b08c4987/656x440_1:5723_3435966f6ec26250dc72defa7fd297e2@1280x857_0xwn7NxfZl_5335145827970259041.jpg.webp)
![Усть-Катав | Источник: Артем Краснов](https://n1s1.hsmedia.ru/47/9c/e7/479ce7893b5a92854af40c40f55a27ab/656x440_1:5723_c95f89da3955224390395525d86a8e61@1280x857_0xJxJxWJed_6702444544685897448.jpg.webp)
Однако невероятный ландшафт и заводские пруды создают такую оправу, что если не зарываться в щепу истории, города смотрятся очень мило. Здесь хочется забыть об экономических фрустрациях и представлять, насколько здорово жить формально в городе, а по факту — среди такой щедрой природы. Знаете, сколько тут грибов? Багажники.
![Пруд на реке Юрюзань | Источник: Артем Краснов](https://n1s1.hsmedia.ru/b4/b5/fd/b4b5fd1b83f40ad32f6d0179d201c675/656x369_1:5723_feae7c59731b08e88278bb180ad4654a@1280x720_0xpHX6jVEi_4451295139923759796.jpg.webp)
![Усть-Катав | Источник: Артем Краснов](https://n1s1.hsmedia.ru/a2/9a/37/a29a379c7aa2e253272f5fa81fbc8dcf/656x440_1:5723_0786b3f676863f3601c17c8341700f50@1280x857_0xZsPAgRou_1783705060535335652.jpg.webp)
![Катав-Ивановск | Источник: Артем Краснов](https://n1s1.hsmedia.ru/db/c9/bd/dbc9bd772f705a9275187988d007299f/656x440_1:5723_7c2ef88ab7d4d3fb976f75bf6fdc13a6@1280x857_0x5PYhL4de_0488545450103935625.jpg.webp)
![Большая часть этих городов выглядит посёлками, но есть и многоэтажная застройка. Это Катав-Ивановск | Источник: Артем Краснов](https://n1s1.hsmedia.ru/33/ec/c2/33ecc26e42babe51e56982c8fe108ec4/656x440_1:5723_a5ed99033b8f2b54befbc5c6390f6589@1280x857_0xJYW4v3LB_1663249554910720973.jpg.webp)
![В Усть-Катаве большие дома заняли господствующие высоты | Источник: Артем Краснов](https://n1s1.hsmedia.ru/d7/8c/99/d78c9978bd3f2c5a3e50fd471b128c63/656x440_1:5723_fbfb56f99b75a8174c805dd4ff9f5605@1280x857_0xoH0hqI6g_5760205391596360089.jpg.webp)
![Остатки деревянного моста вдоль плотины Катав-Ивановского пруда | Источник: Артем Краснов](https://n1s1.hsmedia.ru/95/ee/ba/95eeba0135fc571d26021d6808b277b7/656x440_1:5723_48e27870961f2cc5043ea5b04b5e658b@1280x857_0xI7eV3HX6_9190285794704040092.jpg.webp)
![Необычный рельеф: вероятно, здесь вулканические породы прорвали слои известняка | Источник: Артем Краснов](https://n1s1.hsmedia.ru/ed/82/ca/ed82ca21daf8bf5a50d432a7b1568925/656x440_1:5723_66966ac2dd36b227a13b1894600f5bf5@1280x857_0xUfn8vKkr_9005064154049124152.jpg.webp)
![Виды Усть-Катава местами щемят сердце | Источник: Артем Краснов](https://n1s1.hsmedia.ru/97/e1/ef/97e1efda2d870575abf54a1b77a5b2e4/656x440_1:5723_85a4f7051e775582d76d7b67e6fde22a@1280x857_0xdQ41lwcU_9583345812555590422.jpg.webp)
Этих городов могло не быть. Давшие им начало посёлки возникли искусственно в середине XVIII века вокруг железноделательных и чугуноплавильных заводов, которые два промышленника-тёзки, Иван Твердышев и Иван Мясников, расставляли вдоль Уральских гор с шахматным азартом — всего у них было 15 локаций. Река Катав дала название двум из них, а Катав-Ивановск заодно увековечил имена Иванов-основателей. Позже, до Октябрьской революции, заводами владела столичная семья Белосельских-Белозерских.
![Дом Белосельских-Белозёрских на заднем плане. Слева в кадре — церковь | Источник: Артем Краснов](https://n1s1.hsmedia.ru/11/81/89/1181897b5bd2aa23c1a718bc906e809e/656x440_1:5723_3e357698751af8cf71d45cbf9f4e5de0@1280x857_0xG30Ap7Pe_5680260373951653792.jpg.webp)
Назвать то время «золотым» язык не поворачивается: если с экономикой был порядок, то социалка была на уровне своего века. Крепостных для работы перебрасывали из других областей (кстати, у горнозаводских крепостных был особый статус), и они вытесняли местное, башкирское население. Поэтому много позже район перейдет из Уфимского уезда в Златоустовский, а затем станет частью Челябинской губернии (области).
![Сброс плотины в Усть-Катаве | Источник: Артем Краснов](https://n1s1.hsmedia.ru/8d/43/12/8d43126d625a0216b5392609761bd894/656x440_1:5723_c928a7cbdbd1d9619fa7e9ea3484033e@1280x857_0xmLR5LBnE_9613576399493236259.jpg.webp)
С крепостными приехал и менталитет, подразумевающий выносливость и смирение. Плотины в этих краях — не только для воды, но и для безграничного терпения. Изредка лопалось и оно: заводы пережили пугачёвские бунты не без потерь, а в первой половине XIX века были восстания мастеровых, связанные с особенной жёсткостью Белосельских-Белозёрских — столичных «экономических варягов».
![Одна из глухих улиц Усть-Катава | Источник: Артем Краснов](https://n1s1.hsmedia.ru/eb/03/8b/eb038bec7cb0a531f2ed3e67f47f5889/656x440_1:5723_ddd72c9e2c6b36bfe994e64e718d00d9@1280x857_0xTNftGwoO_2927342731831352707.jpg.webp)
А к концу XIX века возникли проблемы концептуальные. После отмены в 1861 году крепостного права требовалось обновление производств и, вероятно, перепрофилирование. Попытки адаптироваться были, например, Катав-Ивановский завод к концу XIX века перешёл на производство рельсов, что было актуально ввиду строительства железной дороги. Но срок «чугунного благополучия» всё равно истекал, цены на металл упали, и после революции каждый из городов пошёл уже своим, «неметаллическим» путём.
![Катав-Ивановский литейно-механический завод | Источник: Артем Краснов](https://n1s1.hsmedia.ru/82/b0/fe/82b0fe98ab5f5fc0de36274d472891cb/656x440_1:5723_b85ee4395afaeb345ececdf06af78f4c@1280x857_0xUxsB6xrP_7253164953571990000.jpg.webp)
![Вид на Катав-Ивановск образца 1910 года: церковь ещё с башнями | Источник: Сергей Прокудин-Горский](https://n1s1.hsmedia.ru/7e/0d/db/7e0ddb8d980555bcb3ab4b8fab0c6031/656x452_1:5723_bfa2261d86a078989ea3ad3d8b859382@1024x705_0x9XnITtXu_5806017018752143288.jpg.webp)
Каждый из трёх городов-братьев освоил что-то новое. Катав-Ивановску в какой-то мере повезло: обнаруженные перед революцией запасы мергеля, сырья для цемента позволили создать здесь мощное производство. Бывший железоделательный завод превратился в литейно-механический и выпускает, например, «металлургическую посуду» — ёмкости для выплавки сталей. Плюс во время Великой Отечественной войны в город было эвакуировано несколько сложных производств, сохранённых до сих пор, например, Катав-Ивановский приборостроительный завод (бывший Ленинградский завод штурманских приборов).
![Ещё один признак диверсификации: пищевой завод SMART в Катав-Ивановске, известный, например, благодаря семечкам «Джинн». Главный офис компании находится в Златоусте. Хороший пример создания современных производств в зоне, которая кроме металла и «военки» вроде бы ничего не признаёт | Источник: Артем Краснов](https://n1s1.hsmedia.ru/12/39/45/123945116a5378c2b1bed0ae7b62ec95/656x440_1:5723_f4f9b5941f891df239e762e3d5dcac40@1280x857_0x3ABaN8m4_1620231042529122802.jpg.webp)
![Дамба Катав-Ивановского пруда | Источник: Артем Краснов](https://n1s1.hsmedia.ru/ac/23/3b/ac233b07caaceaac8d5acbc4750c3160/656x369_1:5723_0e08fdbfc592878ca3408dbf8a53a851@1280x720_0xz9KIbaAI_6264928766196553512.jpg.webp)
Юрюзань и вовсе стала брендом, дав своё шикарное имя (мне всегда нравилось звучание) советским холодильникам, которые делали на том самом градообразующем заводе, когда-то лившем чугун. Но если переработка недр России удавалась неплохо, то производство бытовой техники было в некотором смысле чуждым. В 90-х, с открытием границ и общим упадком, завод «Юрюзань» тоже упал. Да так, что подняться не смог — сейчас его «расчленили» независимые арендаторы.
![Юрюзанский механический завод когда-то делал холодильник «Юрюзань», а ещё — боеприпасы (следствие эвакуации производства из Тулы в годы войны) | Источник: Артем Краснов](https://n1s1.hsmedia.ru/a4/c8/3a/a4c83aac40fd00fabdf254b09f747469/656x440_1:5723_6e3349fec5415638dc311cc02ffa5798@1280x857_0x6pUZ2lZP_2882637840618310666.jpg.webp)
![«Уральский завод нестандартного оборудования» находится в Башкирии, а в Юрюзани — филиал. В 2013 году филиал признан банкротом | Источник: Артем Краснов](https://n1s1.hsmedia.ru/14/17/66/141766f4c411b51a1d8941f700c94e26/656x440_1:5723_05209bbb29660bb5ef4aec319cbba883@1280x857_0x0t86Achc_6730597973140723043.jpg.webp)
![Главная проходная, ныне закрытая | Источник: Артем Краснов](https://n1s1.hsmedia.ru/a3/c5/4e/a3c54e7ea9705d1cd0a40d273ffe7752/656x440_1:5723_5da922e76614467af3edfe06b92a18c4@1280x857_0x4ipzO4wy_0856487480456168021.jpg.webp)
![На территории завода есть жизнь, но, насколько мы поняли, это машины предприятий-арендаторов | Источник: Артем Краснов](https://n1s1.hsmedia.ru/de/c5/7f/dec57f7842d4c16c7ce1eb3827973e10/656x440_1:5723_693b64529594fcd37b36eff147fe27b3@1280x857_0xTHGF0yVC_5565071754921934411.jpg.webp)
![В остальном вид вот такой | Источник: Артем Краснов](https://n1s1.hsmedia.ru/47/4a/5d/474a5d4b115690474f9d432acae11b0f/656x369_1:5723_85380cb4393691119d98b3691519a663@1280x720_0xvvH0IbNW_8215375294270157261.jpg.webp)
![Это так жутко, что местами красиво | Источник: Артем Краснов](https://n1s1.hsmedia.ru/ef/c5/0b/efc50b0872a0c6a168a4961c1a9be86a/656x440_1:5723_6b26f1ef7be5bd41c0c1f917fd050951@1280x857_0xDuiMCoUm_4954213782577172778.jpg.webp)
Усть-Катав прославился благодаря трамваям, которые служили прикрытием для иного производства, режимного — тут занимались компонентами для ракет. Но и трамваи делали будь здоров: почти все модели в наших краях — из Усть-Катава, включая примелькавшуюся серию КТМ-5, самую массовую в мире.
![Трамвай Усть-Катавского вагоностроительного завода — знакомый вид? | Источник: Олег Каргаполов](https://n1s1.hsmedia.ru/42/9d/df/429ddf460253c64b6b36dac359d21ad9/656x438_1_3d3da15725c3448cdc85a360e2519d38@960x640_0xJ0Fk44jL_9401768399457871678.jpg.webp)
Кстати, здесь же делали велосипеды «Лёвушка» и «Олимпик» — тоже бренды, если ваше детство прошло в 70-х и 80-х.
![Усть-Катавский вагоностроительный завод. Я всё гадал, почему наши секретные производства часто располагались рядом с высотами, которые открывают вид на территорию. Местные говорят, что в старые годы здесь постоянно висели туманы, поэтому разглядеть что-то с самолётов, спутников или гор было проблематично | Источник: Артем Краснов](https://n1s1.hsmedia.ru/1f/17/cd/1f17cda1dbb27fff8af03d41ecf45ee4/656x369_1:5723_02972aaf4cd262578426c477d0a78ead@1280x720_0xOPp9GQR5_3587738484707480956.jpg.webp)
![Антураж не так что современный | Источник: Артем Краснов](https://n1s1.hsmedia.ru/59/c9/75/59c9750f3a2f6e98b7d61eabeeaedda3/656x369_1:5723_794068b40708869923a9f18b4b676afc@1280x720_0xgn6tz586_6901429584735464729.jpg.webp)
![Здание заводоуправления и конструкторского бюро, а за ним — жилой сектор Усть-Катава | Источник: Артем Краснов](https://n1s1.hsmedia.ru/13/f3/97/13f3974b0a2faa1cfe98041e5d436013/656x440_1:5723_3c9740886e5b00d487dcac9190dc0658@1280x857_0xoGV0Odxr_1746120045311248840.jpg.webp)
![Для небольшого города трамвайные пути — редкость, но здесь они нужны для испытательных целей. Правда, состояние в этом месте «нежилое» | Источник: Артем Краснов](https://n1s1.hsmedia.ru/a7/c7/ab/a7c7ab0ef02280246066e94e4ecff137/656x440_1:5723_522e7bfcd9f7630239ff79247e455d52@1280x857_0xy4Dumhfu_4716744686776349664.jpg.webp)
В новых условиях Усть-Катавский завод приживается с трудом, тем более и в Советское время его трамваи считали «лоукостерами». С развалом Союза численность сотрудников упала втрое с невероятных 12 тысяч. Невероятных, потому что в городе с населением 30 тысяч (в те годы) это означало почти полную занятость работоспособного населения. Но с тех пор было больше скандалов, чем успехов, и самый громкий — уголовное дело против бывшего гендиректора Павла Абрамова. Сейчас завод переживает осторожный ренессанс: в 2020 году его вывели из состава ракетного ГКНПЦ имени Хруничева, чтобы оформить гражданское производство в отдельный кластер и разнообразить, например, выпуском лифтов с голосом Гагарина.
![Сейчас завод делает ставку на современные низкопольные трамваи, но их испытания в Челябинске закончились курьёзом | Источник: Кирилл Садыков](https://n1s1.hsmedia.ru/14/17/ed/1417ed79fea057d710dc04e08c3fd5bb/656x438_1_1666088448685f8584ff9a259caf2249@709x473_0xy3x5enc7_7291818191514582030.jpg.webp)
Все эти города хорошо знакомые нам ещё и потому, что в их окрестностях проходят две важнейшие для России магистрали — автомобильная трасса М-5 и железная дорога.
![Горная местность — ад для дорожных строителей. Здесь нет прямых, зато полно уклонов | Источник: Артем Краснов](https://n1s1.hsmedia.ru/ac/5f/29/ac5f290d45263fbd5737008c38a7c32d/656x369_1:5723_d6b332aecf4d5e88576e6d31b0351035@1280x720_0xacXJTNUn_5279465355218566955.jpg.webp)
«Железка», кстати, интересна вот чем: строительство участка от Уфы стартовало в сентябре 1888 года и завершилось в Челябинске в октябре 1892-го. То есть за четыре года проложено 400 километров рельсов через хребет Уральских гор. И это во времена, когда главными друзьями строителей были кирка, лопата да гужевая повозка. Сравнения не вполне корректны, но напрашиваются: автомобильную магистраль, которая остро нуждается в расширении, ковыряют потихоньку уже полвека, а горный участок так и остаётся «дорогой смерти». Более-менее цивилизованный вид трасса М-5 имеет вблизи Челябинска и Уфы, плюс за последние 10 лет стала логичнее разметка и расстановка знаков. Но в остальном — позорище.
![Главная проблема трассы М-5 — малая ширина (в основном — две полосы) и обилие медленных фур. Каждый обгон в горах — это риск, поэтому бьются тут часто и сильно | Источник: Артем Краснов](https://n1s1.hsmedia.ru/70/c3/1f/70c31f8dcf438833b6051df4b30821ae/656x440_1:5723_9bc0e781cf7142420f8e837d56e2f591@1280x857_0x3GD8Mrus_8622402425889943617.jpg.webp)
В наше время главный профит от трассы М-5 для местных — это торговля. Жители продают здесь старые самовары, златоустовские ножи и самогонные аппараты, которые делают в Юрюзани на том самом заводе. Не исключено, этот примитивный промысел даёт району не меньше, чем исконные ремёсла. Этакий экономический андеграунд.
![Самовары, по словам продавцов, настоящие, отреставрированные. Есть, например, 1941 года. Цена — 5–8 тысяч, но отдельные экземпляры стоят более 20 тысяч | Источник: Артем Краснов](https://n1s1.hsmedia.ru/e0/e4/cd/e0e4cd450e13e096a7d296380bc3d605/656x440_1:5723_581a317744778e0892041847929b32f7@1280x857_0xj8d2b8WA_3825316368262123805.jpg.webp)
Контрастное впечатление оставляют и окрестные деревни. Здесь есть живенькие сёла, например, Орловка, виды которой просятся на открытку.
![Деревня Орловка под Катав-Ивановском | Источник: Артем Краснов](https://n1s1.hsmedia.ru/12/b2/a3/12b2a3950a830aaaabf8ed0384381fe3/656x440_1:5723_a5e74aa6a0741a49cfc7abafb6925d9a@1280x857_0xNI5aWtAP_2022325318866326639.jpg.webp)
Но есть и деревни в состоянии экзистенциального кризиса, вроде Серпиевки, которой посвящён предыдущий репортаж. Я снимал там дом и, вернувшись вечером из «Катавов», принялся рубить дрова, когда заметил, что это не дрова — это распиленный на деревянные чурки старый дом. Я рубил чьё-то прошлое. И я попробовал думать так: но ведь это естественно, разве нет? Когда-то горнозаводский район был экономически значим, и сюда стягивались люди. Времена изменились — потребность в людях снизилась. Пустеющие города — это отлив истории.
![Здание кинотеатра с рекламой IMAX 3D и церковь на фоне — это Усть-Катав | Источник: Артем Краснов](https://n1s1.hsmedia.ru/5a/65/b4/5a65b4959f9e92de99ec2842d07078fc/656x440_1:5723_57a3c2065681d274dbf25869af836589@1280x857_0xRmqv9KmY_8277971159053830234.jpg.webp)
![Рядом красивое, но запущенное здание | Источник: Артем Краснов](https://n1s1.hsmedia.ru/00/81/a0/0081a04296d10b211ee4f2c25b61f0d1/656x440_1:5723_11dfa369d647f7725ff9f9fdcb1a86bd@1280x857_0xAPYo0bL4_4389978659288625385.jpg.webp)
Но есть в этой логике зловещий изъян. Поколения людей ведь не станки: их нельзя демонтировать за ненадобностью. Точнее, можно и это происходит, но отсюда и привкус безнадёги. Сегодня демонтировали их, завтра нас: Челябинск — заложник той же идеологии, того же смирения, и он также пустеет. Кончаются руды, кончаются города. Когда люди бросают такие красивые и пригодные для здоровой жизни места, считать это «естественным отливом» сложно.
![Ленин хмуро приглядывает за катав-ивановскими укладчиками плитки. И думает: при мне такого не было... | Источник: Артем Краснов](https://n1s1.hsmedia.ru/21/93/ba/2193ba5852be665baeb62e6aab548394/656x440_1:5723_f25d17a5160cf3a0b4ce11d2528c8475@1280x857_0xnkgK2Qdz_1285412254985428335.jpg.webp)
Это вечная история про поиск себя и своего места. Горнозаводский район уже пережил кризис самоидентификации в начале XX века, но нынешний спад, судя по всему, острее. Об этом говорит кривая населения Усть-Катава, которая в прошлом всегда росла: сначала плавно, а в предвоенные годы XX века — лавинно. Но с развалом Союза она стремительно падает, и хотя сейчас процесс затормозился, он продолжается.
![Встречаются и зажиточные дома, владельцев которых, вероятно, привлекают виды, чистота и щедрость этих краёв | Источник: Артем Краснов](https://n1s1.hsmedia.ru/2f/22/59/2f2259c9be91e919c173c63a2952f90b/656x369_1:5723_85fcceccbed07526464f35052a0af08b@1280x720_0xcG2Yk1Ll_6247802380615588523.jpg.webp)
Вся эта шикарная местность... Мы словно не знаем, что с ней делать. Не можем придумать ей занятие. Разница между большими и малыми городами России такова, словно они находятся в разных странах и живут в разных временах. Мы, как огромный корабль, где пассажиры жмутся к бортам мегаполисов, накреняя всю баржу.
![Интригующий цвет воды на выходе из усть-катавского пруда | Источник: Артем Краснов](https://n1s1.hsmedia.ru/e3/f2/eb/e3f2eb4d9a918422545c46d204735719/656x440_1:5723_7896660372ad7d12a17fe2ea0e652e84@1280x857_0x0lqsbF5j_6281870591260530921.jpg.webp)
Попытки реанимировать горнозаводский регион есть. Но разговор, как правило, идёт в понятиях казённой логики: реорганизация, дорожные карты, проекты... Вялые попытки вдохнуть жизнь в то, что её уже выдохнуло. Чего уж лукавить: стране с самого начала были интересны не эти территории, а их недра. Что до жизни, которая наросла поверх ископаемых, она была лишь инструментом, а не целью проектов. А инструменты рано или поздно утилизируют.
![Брошенный дом в Катав-Ивановске | Источник: Артем Краснов](https://n1s1.hsmedia.ru/b5/47/ef/b547ef46ed07a93a4474bfc98e6137e5/656x440_1:5723_776ba6128ac4cd7385c1143601c9a4df@1280x857_0x7a12B0R1_2989337803352309985.jpg.webp)
Может быть, я излишне драматизирую? Виновата эта чёртова жара. Один Катав даёт цемент, другой — трамваи, Юрюзань — самогонные аппараты... Всё неплохо. Может быть, так и должно быть? Пусть горный край возвращается к дикости, из которой его когда-то вытащила индустриализация.
![Местные уже смирились, что детям в этих краях хорошо разве что в младенчестве или на каникулах. Подрастут — уедут | Источник: Артем Краснов](https://n1s1.hsmedia.ru/55/86/49/55864907f29fec074a9473ca451691fa/656x440_1:5723_293353d19767dfdb6c64829f3fd25880@1280x857_0xdZySW92X_3081083141673602200.jpg.webp)
С другой стороны, Россия — страна не только огромная, но и разнообразная. А мы скучились в городах, страдаем от перенаселённости, выбросов и парковочных войн. Может ли Россия позволить себе держать столь большую территорию наполовину бесхозной, или для нас органичней распределиться по площади? Но для этого нужна новая концепция, которой нет. А тем, кто захочет её придумать, нужно ответить на простой вопрос: что должно быть в городах вроде Катавов, чтобы у современной молодёжи со всеми её смартфонами и соцсетями возникло вдруг непреодолимое желание жить в таких местах. Думаете, ответа нет? Мы его плохо ищем.
![Усть-Катав | Источник: Артем Краснов](https://n1s1.hsmedia.ru/ce/51/0b/ce510bed482f877aa945c50f7fcf3f5d/656x440_1:5723_5f7de723a34c767dddd4de7082825c6b@1280x857_0xg7IZri66_9019912627379487017.jpg.webp)
![Пруд в Юрюзани | Источник: Артем Краснов](https://n1s1.hsmedia.ru/28/18/5c/28185c92fba640b83196ddc3554d6050/656x440_1:5723_5940bbf460f57b63e4088516bbf6667b@1280x857_0xvWvlN1vH_2872478479927351590.jpg.webp)
![Не помню где, но так уютно | Источник: Артем Краснов](https://n1s1.hsmedia.ru/02/19/94/021994ad32ec24c980302027bd826fb1/656x440_1:5723_83344b710dc3e16ba5a1bf0a6010be12@1280x857_0xk7bKVaVF_8903404332168767108.jpg.webp)
![Некий фикус | Источник: Артем Краснов](https://n1s1.hsmedia.ru/f3/a5/f2/f3a5f2eb3fc7cbebc8fea6edb1d483d5/656x440_1:5723_818d4d2df49b332f4730e1f66c66134a@1280x857_0xbuFLwLXO_4704831707281244146.jpg.webp)
![Детский сад | Источник: Артем Краснов](https://n1s1.hsmedia.ru/9f/d8/74/9fd874ae64e95855682100ee81e8ad60/656x440_1:5723_4dab52667e5d1adb74d57be39b55b7bf@1280x857_0xGFgGxDpU_2269046845589233608.jpg.webp)
![Окраина | Источник: Артем Краснов](https://n1s1.hsmedia.ru/6d/28/44/6d2844f1a5fa4748710f37c8b31fb1e5/656x369_1:5723_d8e90648e207df5d3691099c7f69f8d3@1280x720_0xUo9DLwQN_1700361650916381382.jpg.webp)
Но вот чего у горнозаводской зоны не отнять — её дикой красоты. Так что будет желание — приезжайте: здесь так много интересного, что за пятидневную поездку я успел посмотреть треть запланированного.
![Так и живём | Источник: Артем Краснов](https://n1s1.hsmedia.ru/86/61/28/86612836af191831f740371b473bce01/656x440_1:5723_adedcfbaef0aa7be8a45689ba09abf0b@1280x857_0x1Sk5tliV_5445006244976904891.jpg.webp)
Мы много ездим по городам области, и не все они кажутся депрессивными. Нам понравилось, как прихорашивается Сатка. Яркое впечатление оставил Троицк, местами напоминающий Казань. Очень красив наследник демидовских времён Кыштым, хотя есть и спорные места. А самым колоритным (хотя и в негативном смысле) является Карабаш, но и там заметны улучшения.
Знаете интересное место, где можно сделать отличный репортаж? Пишите на почту редакции 74@rugion.ru, в нашу группу во «ВКонтакте», а также в любом мессенджер по номеру +7 93 23–0000–74. Телефон службы новостей 7–0000–74.