RU74
Погода

Сейчас+18°C

Сейчас в Челябинске

Погода+18°

переменная облачность, без осадков

ощущается как +14

7 м/c,

ю-з.

740мм 56%
Подробнее
2 Пробки
USD 91,78
EUR 98,03
Город День города — 2023 мнение «Переключился в режим борьбы»: в День города обсуждаем, что Челябинску удалось, а где опять про...лёт

«Переключился в режим борьбы»: в День города обсуждаем, что Челябинску удалось, а где опять про...лёт

Авторская колонка журналиста 74.RU

Челябинск уже который год доказывает, что он — не верблюд

В День города наш журналист Артем Краснов предлагает подискутировать о том, куда движется Челябинск. По его мнению, есть поводы для оптимизма, но и скепсиса хватает. Далее — размышления Артема от первого лица.

Когда Челябинску исполнилось 250 лет, я был маленьким, стоял в толпе у Дворца спорта на парапете и только-только узнал само это слово парапет. Я еще не знал об имидже Челябинска, города трудовой славы и мелкодисперсной пыли. Прошло 37 лет. Думаю, за это время многие из нас пережили все пять стадий отношения к городу: через отрицание, гнев, торг и депрессию к принятию. Кто не принял Челябинск, уже в Питере и в Краснодарском крае. А теперь вопрос к выжившим: за эти 37 лет Челябинск уже миновал низшую точку биографии или она, по-вашему, еще впереди? Сразу размещу опрос, а ниже поговорим о плюсах и минусах города 287-летней выдержки.

Челябинск движется...

...скорее, вверх
...не движется
...скорее вниз

О плюсах «нового Челябинска»

Знакомый вернулся из Казани, которая лет шесть назад произвела на нас с ним впечатление, и я спросил: «Ну, как там сейчас?» И он сказал удивительную вещь, мол, за это время Казань слегка обветшала, а Челябинск, наоборот, пошел в гору, и даже если он не догнал ее, столь явного контраста уже нет. Знакомый говорил, например, об общественном транспорте и оформлении набережных, и я склонен согласиться: Челябинск, со скрипом преодолев мертвую точку, пошел в рост. И хорошо, что появилась поступательность, когда одни проекты вплетаются в другие и дополняются третьими. Тут перекладывают пути, там запускают производство троллейбусов. И пусть рано провозглашать победу, город начал выбираться из полной апатии и переключился в режим борьбы, а это немало.

Челябинск бывает и таким

Начал меняться и имидж Челябинска. Те, кто не переносил его совсем, по большей части разъехались, мем про красные труселя приелся (и был отчасти сбит метеоритом), а еще город как будто вспомнил, что он вообще-то не бедный родственник, а крупный и богатый промышленный центр. Объективных причин для уныния нет: есть проблемы, которые раньше казались нерешаемыми, потому что их не пытались решать.

Городу нужно научиться держать темп

Недавно госэкспертиза выдала положительное заключение на студенческий кампус на базе ЧелГУ. Строится новый спортивный город на Университетской Набережной, а недалеко от него — футбольный манеж (работы идут). В срок заработало производство троллейбусов «Синара». И такие проекты радуют глаз, потому что через их призму мы начинаем смотреть в будущее.

В спортивном городе будет экстрим-парк, теннисные корты, спортивная арена

Хоть мы на 74-ке часто критикуем благоустройство города, он и здесь как будто сдвинулся с мертвой точки: за последние годы появилось множество скверов и тема озеленения попала наконец в повестку. Окей, пусть не всё идеально, но, фотографируя город для «Челябинска без прикрас», я всё чаще разбавляю мрачные снимки мажорными.

Банально, в Челябинске стало больше клумб

Или взять трассу М-12, которая соединит Челябинск и Москву: проект был настолько амбициозный, что мы сразу записали его в прожекты. Но на днях открылся участок от столицы до Арзамаса, то есть за год сдали более 300 км. Начались и работы на участке, важном для Челябинска (274 км между Дюртюли и Ачитом). Победу праздновать рано, но если темпы строительства сохранятся, запустить трассу до конца 2024 года, наверное, возможно. А это — почти 2 тысячи километров.

С набережной у цирка открывается отличный вид, жаль, ремонт самого цирка буксует

Теперь о минусах

Но впереди — минное поле потенциально несбыточных проектов, а для Челябинска с его множеством прожектов и недостроев (помните, саммиты ШОС и БРИКС?) каждая такая неудача подрывает уверенность в себе. Челябинску важно доводить до конца начатое, но тут как будто не всё гладко.

Вероятно, главная болевая точка — экология. Проект «Чистый воздух» стоило бы занести в актив Челябинску, если бы он всё больше не выглядел профанацией, точнее — театром красивых цифр. Так, в июле вышел большой отчет Роспотребнадзора, и среди 12 городов, попавших в эксперимент федерального проекта «Чистый воздух», Челябинск и Магнитогорск попали в число худших.

В Челябинске контролируется больше всего загрязняющих веществ (44 — желтая линия), но и количество превышений очень высоко (28 — коричневая линия)

О мифичности красивых цифр челябинского экопроекта я рассказывал отдельно. С точки зрения властей, мы уже практически достигли всех задекларированных целей и даже превзошли их, но выбросы остаются очевидной (окей, обоняемой) проблемой, и по обратной связи читателей мы видим, что особенного прогресса нет. Лукавство экопроекта в том, что львиную долю успеха обеспечило закрытие городской свалки, тогда как снижение выбросов промпредприятий пока не слишком заметно, а ведь именно они являются корнем проблемы. К этому добавляются реалии СВО: заводы получили отсрочку и некоторые воспользовались ей (например, ЧЭМК), а спрос на металлы возрос. В итоге Челябинск решил ряд проблем, в том числе с тлеющим Коркинским разрезом, но главная болевая точка осталась — расположенные в черте города заводы дымят по-прежнему безобразно. Некоторые из них, например, «Мечел», продолжают экопроект, но этого пока недостаточно для перевода города в категорию благополучных.

Левша на Кировке снова размышляет, не пора ли валить?

Челябинску уже сейчас нужно думать о новом и куда более амбициозном экопроекте, но обстановка в стране, похоже, не позволяет заикнуться об этом: опорный край державы опять увлекся броней и бронью для тех, кто ее делает. И неплохо начавшаяся попытка Челябинска выбраться из экологической ямы может забуксовать, если вопрос опять не вернется в повестку.

Каждый видит город через свою амбразуру

Не меньше скепсиса вызывает метротрам, и хотя подготовительные работы идут, точка невозврата не пройдена: полновесная стройка не стартовала, сроки не обозначены, конкретики мало. Метротрам выглядит одним из кандидатов на выход, если в стране вдруг (ну вдруг) кончатся бюджеты. Может быть, его не отменят официально, ведь это репутационные потери, но будут волокитить как приснопамятное метро. И может быть, городу не так и нужен метротрам, ибо целесообразность проекта вызывает сомнения. Плохо, если проект ляжет в копилку нереализованных мечтаний, которые укрепляют имидж лузера.

Еще одна проблема Челябинска: неумение сохранять свою историю и превращать старое в винтажное. На фото — немецкий квартал

Челябинску важно не терять темп, не скатываться опять в безнадегу, не делать скидку на время и обстоятельства. Минувшие несколько лет были для города неплохими, но мы еще не достигли несгораемой суммы, после которой можно говорить о победе Челябинска над своими гремлинами.

Ребра Левиафана — один из самых известных недостроев Челябинска. Хорошо бы он не остался символом неспособности города завершать начатое

И вот когда в Челябинск начнут приезжать люди, и не только из Центральной Азии, можно считать проект «нового Челябинска» удавшимся. Пожелаем городу, чтобы этот момент наступил. Ну а нам всем пожелаем в 287 лет выглядеть как Челябинск и даже лучше.

Согласны с автором?

Да
Нет

Фотографии города мы собираем в проекте «Челябинск без прикрас». Весной мы показывали город с необычного ракурса: с реки Миасс, по которой сплавились на каяках.

ПО ТЕМЕ
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления