Эксперт прокомментировал итоги судебного разбирательства по картельному сговору экс-губернатора Челябинской области. Заведующий кафедрой конкурентного права РАНХиГС, бывший глава управления по борьбе с картелями ФАС России Андрей Тенишев (дело о сговоре на торгах рассмотрено в то время, когда он руководил управлением. — Прим. ред.) рассказал 74.RU, что доволен решением кассационной инстанции по делу Бориса Дубровского.
«Рад, что мы оказались правы. Губернатор — в отставке, дорожному монополисту — штраф 494 миллиона рублей. Конкуренция постепенно восстанавливается»
— Это одно из знаковых дел антимонопольной службы. Оно было сложным с точки зрения как доказывания сговора, так и беспрецедентного давления на ФАС, — отметил Андрей Тенишев. — И на челябинскую службу, и на федеральное ведомство пытались воздействовать. Был разработан целый план по дискредитации руководителя Челябинского управления ФАС Анны Козловой.
Экс-глава управления по борьбе с картелями ФАС России напомнил, что поначалу у компании «Южуралмост» было всего 6%, а к концу истории при содействии региональных властей она стала монополистом — получала 98% контрактов на ремонт и строительство дорог в Челябинской области.
«Монополизация сказывалась не только на отсутствии экономии бюджетных средств, но и на качестве дорог»
— Оставшиеся 2% доставались ипэшникам, которые закатывали асфальт во дворах. А дорожные фирмы разорялись или уходили в другие регионы, где их тоже никто не ждал. Это была даже не монополизация, а убийство бизнеса, — добавил Андрей Тенишев. — Страдало и качество работ. Несколько лет назад ОНФ составил карту убитых дорог России — там значилась и Челябинская область. Мы сравнили 10 регионов с худшими дорогами с десяткой наиболее картелизированных. И они практически полностью совпали. Так что монополизация сказывалась не только на отсутствии экономии бюджетных средств, но и на качестве дорог.
По словам эксперта, сейчас ситуация в сфере строительства и ремонта дорог восстанавливается.
— Не скажу, что всё идеально. Но в торгах уже участвует по 5–6 фирм, они конкурируют. И начальная цена снижается. Вот еще один эффект от проделанной антимонопольной службой работы, — добавил Андрей Тенишев. — Конечно, и сейчас ФАС находит нарушения и предъявляет дорожникам претензии. Но по сравнению с тем, что было, это совершенно другой масштаб.
По данным ФАС России, с 2015 по 2018 годы практически все госконтракты — более 90% — на ремонт и строительство автомобильных дорог в Челябинской области заключались с одной и той же компанией — АО «Южуралмост». Как в Челябинской области появился монополист «Южуралмост», какие контракты ему доставались и откуда там кипрский след — мы разбирались в специальном материале 74.RU.
Как шли суды по дорожному сговору
В марте 2019 года ФАС России признала тогда еще действующего губернатора Бориса Дубровского, региональное Министерство дорожного хозяйства и транспорта и компанию «Южуралмост» участниками сговора на торгах по ремонту дорог. Антимонопольное ведомство обнаружило нарушения в ходе 29 аукционов по ремонту дорог на общую сумму более 8 миллиардов рублей. Антиконкурентное соглашение доказали только по 10 аукционам на 2,4 миллиарда.
Именно это дело о дорожном сговоре фактически привело к отставке бывшего губернатора и чуть было не увенчалось уголовным преследованием Бориса Дубровского.
Экс-глава региона в июне 2019 года обжаловал решение ФАС в Арбитражном суде Москвы. Позже суд объединил иски экс-главы региона и «Южуралмоста» в одно дело.
Разбирательства длились почти три года. В январе 2022 года Арбитражный суд Московского округа отказал в удовлетворении кассационных жалоб экс-главы региона и «Южуралмоста».
Кто стоит за «Южуралмостом»
Крупнейший дорожный подрядчик Челябинской области в 2015–2018 годах — «Южуралмост» — создана в 2001 году в Магнитогорске. Компания заключила 90 контрактов на 40 миллиардов рублей. В конце 2015 года компания «Южуралмост» выиграла первый крупный аукцион на 980 миллионов рублей и получила годовой контракт на содержание дорог Челябинска. К 2018 году «Южуралмост», по данным регионального УФАС, набрал 95-процентную долю на рынке услуг по содержанию и ремонту дорог в Челябинской области. Последние торги «Южуралмост» выиграл 5 марта 2019 года, за две недели до ухода в отставку губернатора Бориса Дубровского. Компания заключила контракт на реконструкцию автодороги Аргаяш — Альмеева за 695 миллионов рублей.
Учредителями «Южуралмоста», по данным «Контур.Фокус», выступали ООО «Уралтрасс-Сервис» (70%) и ЗАО «Южуралавтобан» (30%). Компания «Уралтрасс-Сервис» ликвидирована в октябре 2011 года в связи с завершением конкурсного производства. Её учредителем был Виталий Сидоренко — сын бывшего заместителя главы Магнитогорска Виталия Сидоренко, в 2012 году его приговорили за взятку к девяти годам колонии строгого режима. ЗАО «Южуралавтобан» находится в стадии ликвидации — признано банкротом, в августе 2018 года в отношении него открыто конкурсное производство, а в штате остался один человек.
В ЕГРЮЛ сведения об акционерах «Южуралмоста» не раскрываются. Но два года назад в ходе разбирательств налоговиков с дорожниками в суде были обнародованы документы о том, что акционером АО «Южуралмост» с долей в 75%, по крайней мере, в 2016–2017 годах, был бизнесмен Сергей Вильшенко. Это сын бывшего первого секретаря горкома КПСС Златоуста, а затем экс-руководителя управления ФСБ по Златоусту Геннадия Вильшенко.
Семья Вильшенко связана с десятками дорожных компаний. В 2014 году Сергей Вильшенко продал нерудную компанию «Бердяуш» (сейчас «ПНК-Урал») Артему Чайке — сыну бывшего генпрокурора Юрия Чайки. Позже там обнаружили растрату. В августе 2019 года Тверской суд Москвы заочно арестовал Сергея Вильшенко по обвинению в хищении 1,3 миллиарда рублей у ОАО «РЖД». По данным правоохранительных органов, Сергей Вильшенко находится за пределами России, его разыскивает Интерпол.
В 2019 году арбитражный суд признал ЗАО «Южуралавтобан» и АО «Южуралмост» зависимыми организациями и удовлетворил требование налоговиков взыскать 1,3 миллиарда рублей — долг обанкротившегося «Южуралавтобана» — с «Южуралмоста».
По данным ЕГРЮЛ, в 2019 году штат «Южуралмоста» насчитывал 3375 человек, сейчас — всего 43 сотрудника. При этом одновременно с сокращением количества сотрудников «Южуралмоста» разрастался штат нового дорожного подрядчика — компании «Урал-Сервис-Групп». В 2019 году на момент участия «Урал-Сервис-Групп» в конкурсе на строительство набережной на реке Миасс за полмиллиарда рублей в компании числился всего один сотрудник. А через несколько месяцев — уже 2925 человек. Любопытное совпадение — бывший директор по строительству и эксплуатации дорог АО «Южуралмост» Алексей Струговец оказался в числе топ-менеджеров «Урал-Сервис-Групп». Именно его летом отчитывал губернатор за срыв строительства набережной.
В августе — сентябре 2020 года состав учредителей ООО «Урал-Сервис-Групп» поменялся. Владельцами компании стали Георгий Груднин (75,1%), Александр Зырянов (12,5%) и Александр Шутов (12,4%). Несколько лет назад Александр Шутов работал директором областного ГУП «Челябинскавтодор». А Александр Зырянов одновременно является директором двух предприятий — АО «Южуралмост» и ООО «ТехноПарк» (основной акционер — Геннадий Вильшенко).