В Челябинской области из-за коронавируса вводят QR-коды на посещение мероприятий в помещениях. Речь идет о театрах, кинотеатрах, концертных, выставочных и спортивных площадках. Не исключено, что в дальнейшем эту меру распространят на сферу общепита. «Зоны, свободные от коронавируса» внедряют в заведениях Екатеринбурга. Челябинские рестораторы считают, что у нас это добьет многих бизнесменов, которые пытались из последних сил оставаться на плаву. По их оценкам, привитых гостей чуть больше 10%.
«Выручка может упасть в 5–10 раз»
Директор по развитию сети кофеен «Миндаль» Кристина Карасева говорит: о том, как будут работать их заведения с возможным введением новых ограничений, еще не думали, но, скорее всего, придется непросто.
— Мы понимаем, что далеко не все привиты, и на нас это, конечно, скажется, — рассуждает Кристина Карасева. — Чисто технически проверять их наличие будет несложно, но сложно будет объяснять людям, что без QR-кода не пройти. Все же будут пытаться договариваться, люди всё равно хотят ходить в заведения. Придется аккуратно как-то отказывать.
Но у многих владельцев ресторанов вопросы вызывает то, как проверять сертификаты о прививке либо о недавно перенесенной болезни, к тому же санкции за нарушение режима пока не ясны.
— Мы предполагали, что у нас могут ввести QR-коды еще полгода назад, когда в Москве такое было, — говорит собственник ресторана «Птичка» Ринат Абдульмянов. — Но возникает много вопросов по организации: как их нам проверять, какова сама техника вопроса? Насколько я понимаю, QR-код можно подделать. Как быть в таком случае? Как мы поймем, что он ненастоящий? Конечно, хотелось бы, чтобы нас обошло это стороной, и так сейчас тяжело. Если не будет корпоративов новогодних, то это сильно по нам ударит, выручка может упасть в 5–10 раз. Декабрь считается самым хлебным месяцем. Если прикинуть, из пяти моих знакомых привито четверо, а если смотреть более молодое поколение, то там мало привитых, а это как раз та публика, которая активно посещает заведения.
«Мы тратились на другие вещи, а теперь новые ограничения...»
В развлекательном комплексе «Мегаполис» работает 8 точек общепита — пиццерии, бары, кофейни. В руководстве КРК считают, что QR-коды не помогут остановить пандемию, сейчас в ресторанах и так много делается, чтобы коронавирус не распространялся. Гендиректор холдинга «Мегаполис» Александр Одольский приводит тот же опыт Москвы и считает, что в столице жесткие ограничения не смогли в корне повлиять на ситуацию с заболеваемостью.
— В Москве фактически вводили QR-коды, но их не смогли контролировать, это всё были больше разговоры, — отмечает Александр Одольский. — И так посещаемость заведений упала с 2019 года на 20–30%, и на столько же доходность. Конечно, мы будем действовать согласно распоряжениям, но я плохо оцениваю новые требования. Считаю, что меры эти какие-то неэффективные — больше заморочек с контролем. Сейчас и так нет такого, чтобы была стопроцентная посадка в ресторанах. Люди и так приходят в масках, снимают их только за столом уже. В заведениях используются санитайзеры, чистится воздух, есть дистанция между столиками. Мы тратились на эти вещи, а теперь новые ограничения — введение QR-кодов.
Владелица Boris bar, Greenery Friends’ bar, ресторана ENVY и «Ресторана Живой Рыбы» в «Солнечной долине» Татьяна Мизюрина планирует закрывать какие-то проекты, если введут ограничения. По ее подсчетам, только 10% гостей сделали прививку, остальные не смогут посещать рестораны. Притом доставка еды в этом году вряд ли кому-то поможет остаться на плаву.
— Будет новая волна закрытий. Думаю, что привитых посетителей на самом деле очень мало — порядка 10%. И плохая новость в том, что люди не будут прививаться ради похода в ресторан. Это досуг, без которого можно прожить, — констатирует Татьяна Мизюрина. — Если будут ограничения в Новый год, то это очень негативно скажется на бизнесе — не будет корпоративов. На доставку я точно больше работать не буду: у нас были убытки по доставке, мне приходилось доплачивать из резервных средств. По сути, это была благотворительность, а не бизнес. В тот раз я четко понимала, что я это делаю, чтобы поддержать сотрудников, оплатить аренду, коммуналку, но в этот раз я так точно делать не буду. Я буду вынуждена ликвидировать дотационные проекты. Чтобы выжить и остаться хоть в каком-то присутствии на рынке, нужно будет оптимизироваться. Мы очень ждали Новый год, только начали потихонечку восстанавливаться, и тут снова ограничения. Сами понимаете, бизнес не должен быть в убыток, бизнес должен приносить удовольствие и прибыль.
QR-код набирает ход
Где взять QR-код? И сколько он действует? Отвечаем на самые актуальные вопросы после введения новой антиковидной меры.
Использование таких сертификатов в Челябинской области началось с болельщиков «Трактора». В руководстве клуба объяснили, для кого готовы сделать исключение.
1 октября о планируемом введении QR-кодов для посещения общественных мест заявил мэр Магнитогорска Сергей Бердников.
«Закодированными» первопроходцами стали Москва и Санкт-Петербург. Летом QR-код и паспорт требовали для входа в рестораны и кафе столицы. Аналогично при походе на мероприятия с участием более 500 человек. Как работала система, протестировали журналисты «Фонтанки».
Что с коронавирусом в Челябинской области
В Челябинской области резко выросло число госпитализированных с COVID-19 и разворачивают дополнительный ковидный госпиталь. Врачи констатируют, что в четвертую волну пациенты быстрее подхватывают вирус, а заболевшие быстрее «тяжелеют».
За сутки в регионе выявлено 392 новых случая заражения, в том числе у шестерых школьников. Всего с начала пандемии зарегистрировано 99 093 заболевших, сообщили в региональном Минздраве. За день выписаны 279 человек. Всего выздоровели 84 000 пациентов. Больных ковидом на данный момент — 10 287.
Умерли еще 27 человек: все — непосредственно от коронавируса.
К 4 октября с начала пандемии в Челябинской области скончались 4765 пациентов с COVID-19. Из них от осложнений ковида — 3504, еще 1261 — от других тяжелых заболеваний, инфекция у них была сопутствующей.