Руководитель Следственного комитета России Александр Бастрыкин часто комментирует громкие происшествия по всей стране, и нередко речь идет о Челябинске. Только в 2022 году таких упоминаний было 56. Внимание руководителя СКР привлекали преступления в отношении детей, коммунальные беды южноуральцев, резонансные ЧП. И тогда он просил доложить о ходе проверки или расследования, ставил дело на контроль. Причем если в начале года сообщения пресс-службы СКР были единичными, то в декабре счет шел уже на десятки. Мы проанализировали дела, которые комментировал Александр Бастрыкин, и решили взглянуть на Челябинск его глазами.
Почти половина упоминаний Челябинска информцентром СКР (аж 24) связана с несовершеннолетними. Дети гибли на пожарах, тонули, страдали из-за побоев, на них нападали собаки. В январе разбирались следователи и с отменой уроков из-за массовых сообщений о минировании школ.
Громким вышло дело Рамиза Асфандиярова из Троицка и его двухлетней дочери. В начале февраля мужчина, приревновав сожительницу, пригрозил ее убить и замахнулся ножом. На руках женщина держала девочку, и по ее ноге пришелся удар. От кровопотери малышка скончалась в больнице. Глава СКР тогда потребовал доложить ему о случившемся.
В августе история прогремела вновь. В Троицком суде Асфандиярову назначили всего полтора года колонии общего режима. После резонансно мягкого решения Бастрыкин потребовал доложить ему, как велось расследование и собирались доказательства, а прокуратура обжаловала приговор. Через два месяца областной суд отменил принятое в Троицке решение, резко ужесточил наказание, и ранее судимый Рамиз Асфандияров на 12 лет отправился в колонию строгого режима.
Иногда несовершеннолетними были и жертвы, и подозреваемые. В апреле стало известно об изнасиловании 12-летней девочки в школе-интернате. Подозревали в этом 14-летних подростков. Девочка несколько месяцев молчала о случившемся, боясь, что родные ее разлюбят. Первой о произошедшем взрослым рассказала подруга жертвы.
Летом было несколько происшествий с детьми в загородных лагерях. Сначала под Магнитогорском подростки сильно избили девочку и сняли это на видео.
Мама школьницы тогда требовала наказать воспитателей, даже не сообщивших о травле, а Бастрыкин брал дело на контроль.
Затем произошло массовое отравление в лагере. Помощь понадобилась 30 детям от 8 до 17 лет, и председатель СКР заинтересовался случившимся.
Осенью сразу несколько историй было связано с раздетыми детьми на морозе. Сначала в Южноуральске четырехлетнего мальчика привели босиком в отделение банка. А затем ситуация повторилась в Челябинске.
Тема детства не раз переплеталась с материнством и проблемами медицины. Дважды внимание Бастрыкина привлекали истории беременных. В сентябре он взял на контроль уголовное дело о халатности при оказании медпомощи Карине Акентьевой. Молодая мама ждала двойню, но на 30-й неделе беременности одна девочка умерла в утробе, вторая родилась глубоко недоношенной.
А к концу года глава СКР отреагировал на видеообращение матери 26-летней Дарьи Яговкиной, скончавшейся в роддоме вместе с неродившимся ребенком.
Точно так же — с помощью видеообращения — привлечь внимание главы СКР удалось Марии Грачевой. Ее сын умер после падения с велосипеда, и мама просит наказать врачей, просмотревших у ребенка ушиб сердца.
Медицина попала в топ-3 челябинских тем, которые комментировал в этом году Александр Бастрыкин (8 упоминаний). Жители жаловались главе Следственного комитета России на нехватку лекарств, работу стоматологов и травматологов, а одна из челябинок рассказала, как стала инвалидом после операции в Курганской области.
Чаще, чем на медицину, жаловались южноуральцы председателю СКР на коммунальные проблемы (18 сообщений) — проблемы с газом в микрорайоне Славино и Троицке, ветхие дома в Златоусте, Миассе, неработающий лифт в Челябинске, непригодные для жизни квартиры, выданные сиротам.
В декабре руководитель Следственного комитета России заинтересовался общежитием на улице Мира. Там полностью разобрали торцевую стену для укрепления каркаса здания, и провести работы почему-то решили в морозы.
Вмешиваться пришлось и в ситуацию с 91-летней жительницей Златоуста. Пожилую незрячую женщину без еды и воды закрыла дома на ключ собственная дочь. Спустя четыре дня вызволить ее из голодного плена удалось участковому. Александр Быстрыкин потребовал от челябинского следственного управления СК контролировать расследование уголовного дела, обеспечив его завершение в короткий срок.
А в Челябинске пенсионерка стала жертвой мошенников. Сначала она ввязалась в кредит за массажи в велнес-клубе «Эстетико», а затем для избавления от него отдала крупную сумму лжеследователю. От руководителя регионального управления СК Петра Решетникова потребовали еще раз (как и год назад) доложить Александру Бастрыкину о результатах проверки работы центра.
На контроль председатель Следственного комитета России брал и уголовное дело в отношении бойца ММА из Челябинской области. В марте Максима Новоселова обвинила в изнасиловании 18-летняя девушка. Они познакомились в ночном клубе, вместе уехали оттуда на автомобиле. Кадры отъезда Новоселова и девушки публиковали «Известия».
В декабре Новоселова приговорили к 5 годам колонии строгого режима.
Вносил Александр Бастрыкин и представление в Высшую квалификационную коллегию судей — о возбуждении второго уголовного дела в отношении судьи в отставке Сергея Югова. Ранее его уже обвиняли в растлении племянниц, теперь речь идет о причинении тяжкого вреда здоровью. По версии следствия, Югов склонял одну из девочек к употреблению алкоголя, в итоге у нее развилось психическое расстройство.
Без внимания не осталось и нападение осужденного за убийство на конвой МВД, в результате которого травмы получили два сотрудника полиции.
Бастрыкин потребовал доложить ему об обстоятельствах нападения.
Интерес к Челябинску у Александра Бастрыкина резко возрос к концу года. Если в первой половине года упоминаний могло быть от одного до четырех, то в ноябре их стало 10, а в декабре аж 21.