В середине лета жители микрорайона выступили против застройки рощи в районе Тополиной аллеи. На зеленом участке площадью около 30 гектаров планировали возводить жилые дома, спорткомплексы, детские сады и школы. По документам территория не считалась лесом, поэтому власти спокойно передавали земли застройщикам. Накануне представители мэрии объяснили: путаница началась еще в тот момент, когда формировались границы Челябинска, и статус многих участков был не ясен. В поднятых архивных картах отчетливо видна лесная зона рядом с Тополинкой. Теперь один из потенциальных объектов (каток УралГУФКа), ради которого пришлось бы вырубать деревья, встал под вопрос. Разбираемся, почему вместо зеленого массива хотели вести комплексную застройку, в какой момент передумали и что будет на соседних землях.
«Данные были засекречены»
Пролить свет на дремучую историю помогла проверка прокуратуры. Сотрудники ведомства после обращения жителей Тополиной аллеи и ЖК «Ньютон» провели проверку, в ходе которой удалось отыскать лес как в документах, так и в жизни.
— В ходе проверки были изучены договоры на земельные участки, запрашивались документы в администрации города. В результате чего в границах территории были выявлены городские леса, — пояснила помощник прокурора Челябинска Виктория Халисова. — Договор у УралГУФКа на этот участок истек, и в связи с тем, что там была установлена зона городских лесов, он не был продлен. В настоящее время КУИиЗО Челябинска (Комитет по управлению имуществом и земельным отношениям. — Прим. ред.) осуществляются кадастровые работы в отношении данного земельного участка, определяются границы для постановки на кадастровый учет и внесения изменений в правила землепользования и застройки.
По сути, рядом с Тополинкой и ЖК «Ньютон» визуально легко считывается большой лесной массив. Но до настоящего момента эта обширная территория, где растет березняк, в документах была обозначена как участок категории «Б.1», что означает «зона общественно-деловой застройки». И формально разместить там можно хоть жилой комплекс, хоть торгово-развлекательный центр, хоть стадион. Этим до недавнего времени и руководствовались чиновники. По документам, большой массив был попилен на участки, где планировалась застройка. Там начали возводить олимпийский центр по хоккею «Шайба», запланировали каток УралГУФКа, часть земель отдали на проектирование застройщику «ИКАР Групп» (девелопер White Group).
Вся правда о делянках вскрылась после изучения архивов Росреестра, объяснили в КУИиЗО.
— Действительно это были земли Кременкульского лесничества. Давно, когда устанавливались границы Челябинска, эта территория вошла в город и автоматически получила статус «земли населенных пунктов», — сообщила начальник управления земельных отношений КУИиЗО Ольга Долженкова. — Никакого официального документа о переводе их из лесов в «земли населенных пунктов» нет, они не были переданы официально. Эти данные вообще были засекречены в управлении Росреестра: они там были для служебного пользования, о них мы узнали только в конце 2020 года.
Впрочем, в Росреестре заверили, что никогда не скрывали информацию о лесах, все сведения предоставили по запросу.
— Информация государственного фонда данных в отношении запрашиваемой территории не относится и никогда не относилась к сведениям, составляющим гостайну, и доступна по запросу любого заинтересованного лица, — прокомментировали ситуацию в управлении Росреестра.
«Кусочек леса всё-таки нашелся»
Пока выявленная зона лесов — сравнительно небольшая: она находится там, где запроектирован каток УралГУФКа. Соседние участки пока официально не признали зеленым массивом. Чиновники объясняют: вместо точных координат в исторических бумагах оказались весьма условные очертания на карте из кальки.
— Документы эти — 1993–1998 годов. Они представляют собой топографическую съемку, где нет координат, есть только некое схематическое отображение выделов леса, — продолжила Ольга Долженкова. — Соответственно, чтобы соотнести данные 1993 года с тем, что есть сейчас, мы заключили муниципальный контракт. По нему геодезист выезжает на местность и устанавливает точные границы лесных насаждений. Но эта работа будет вестись долго. Мы начали с одного участка, далее будем заключать новые контракты. Процедура дорогостоящая, на сегодня мы не обладаем нужным бюджетом, он заложен на следующий год.
Чиновники пытались донести до активистов, что в своих решениях руководствовались юридическими документами. На что представитель инициативной группы жильцов Алена Кожева разводит руками, ситуация до смешного абсурдная: ей пришлось доказывать чиновникам очевидные вещи, что лес — это участок, заросший деревьями. А убедиться в этом легко: достаточно было бы выехать на место.
— Мы очень рады, что в лесу наконец-то нашли лес! Ведь за его сохранение жители выступают не первый год, однако на все обращения приходили официальные отписки, что на данной территории леса нет. И только после начала прокурорской проверки один кусочек леса всё-таки нашелся, — поделилась Алена.
Прошлым летом, когда в зеленой зоне у Тополинки решили разместить региональный олимпийский центр по хоккею «Шайба», жители выступили против вырубок, в итоге проект пересмотрели. Сам комплекс сдвинули: перенесли из гущи на перелески. Вместо целого кластера (изначально планировалось два катка, большой бассейн, стадион, медицинский центр и общежитие) ограничились одним зданием. Впрочем, победу жители близлежащих микрорайонов праздновали недолго: власти заявили, что на территории леса, перед «Шайбой», должен появиться каток УралГУФКа. А соседний участок, где сейчас также растут деревья, отдали на проектирование компании «ИКАР Групп» (девелопер White Group), которая занимается возведением жилых домов. Но девелопер пояснил, что там хотят разместить социальные объекты. Правда, какие именно, не смогли уточнить ни в городском управлении архитектуры, ни в самой строительной компании.
«30 миллионов безвозвратно потеряны»
Сейчас активисты намерены добиться того, чтобы вся зеленая зона от поселка Карповый пруд до микрорайонов «Ньютон» и «Парковый 2» была юридически признана лесом.
— Мы будем помогать чиновникам искать лес дальше, в том числе в суде, — заявила Алена Кожева. — Ведь если свериться с картой Кременкульского лесничества, рядом есть еще участки того самого пропавшего лесного квартала, в том числе на территории, которую сейчас планирует осваивать строительная компания «Икар».
При какой власти Кременкульский лес потерял свой неприкосновенный юридический статус, пока непонятно.
Впрочем, несмотря ни на что, отказываться от строительства катка в УралГУФКе не намерены, заверил ректор Сергей Сериков. Да и подыскивать другую землю не обязательно, считают в вузе.
— Сейчас решается вопрос о том, чтобы вновь заключить договор на тот же участок, но, возможно, сократив его границы, отсоединив те территории, где есть зеленые насаждения, — заявил Сергей Сериков. — Там есть определенная часть участка (четверть примерно), на которой можно строить, которая не относится к лесу, где не фундаментальные деревья, а кустарники. Тут ведь еще какая ситуация: были выделены федеральные деньги на проекто-изыскательские работы — около 30 миллионов рублей. Федеральные деньги израсходованы. И привязка конкретно была сделана к этому месту. Если дальше будет идти речь о переносе объекта на другой участок, то получится, что эти 30 миллионов безвозвратно потеряны. Эта ситуация, конечно, вносит определенную сложность в решение данного вопроса.
Правда, как построить на небольшом клочке спортобъект без вырубок, до конца не ясно.
«Мы хотим сохранить весь лес, а вы предлагаете — только кусочек»
Вопрос о «найденном» лесе накануне рассматривали на публичных слушаниях. Согласно документам на сайте городской администрации, участку, который отводили под каток УралГУФКа, хотят присвоить категорию не «Е» (зона лесопарков), а «А.1.4» (зоны парков, скверов, бульваров, набережных). Если первая не предполагает никакого вмешательства, то на второй вполне допустимо возведение спортивных зданий. К тому же загадкой для инициативных жителей остаются соседние зоны, которые на вид очень напоминают лес. Чтобы расставить все точки над «i» и выслушать мнение властей, 21 октября люди пришли в Дом архитектора. И хоть общественные обсуждения с начала пандемии проходят в заочном формате (из-за ограничений по коронавирусу предложения и замечания принимают по электронной почте, встречи в зале заседаний отменены), к визиту активистов там оказались готовы — сотрудники администрации провели очные разъяснения.
Заместитель главного архитектора города Павла Крутолапова Ольга Никитина подробно рассказала о планах администрации.
— У нас есть юридическое понятие «лес». Пока выявленный участок — это «зеленые насаждения». Их категория и границы сейчас нами определяются. То есть устанавливается территория, которую юридически по документам можно назвать лесом, ногами всё это обходится, — показала проект Ольга Никитина. — В связи с тем что работа по установлению границ затягивается во времени, мы вышли с инициативой отдельно обозначить пока один участок, потому что мы знаем, что в его границах точно есть лес. Грубо говоря, мы хотим для себя провести черту — «здесь озелененная территория», поэтому присваиваем ей категорию «А.1.4». Потом, когда будут четкие координаты границ леса, мы сможем подготовить проект участка леса и затем отправить его на согласование в Москву, в Рослесхоз. Только в Рослесхозе имеют право устанавливать зону «Е». Это решается не на публичных слушаниях, это решается на федеральном уровне в соответствии с лесным кодексом.
Впрочем, такие доводы не устроили пришедших жителей района:
— Пока вы ищете лес на одном участке, на соседнем всё уже вырубят, — перебил Ольгу возмущенный житель ЖК «Ньютон». — Мы хотим сохранить весь лес, а вы предлагаете только кусочек.
Ольга Никитина уточнила: в законе четко прописана процедура оформления леса через Рослесхоз, и отступать от нее чиновники просто не имеют права.
«Вместо зеленого массива — жилые микрорайоны»
При этом остается вопрос по новым дорогам. Ранее власти внесли в граддокументацию будущие магистрали: судя по картам, в зеленый массив хотят продлить проспект Героя России Родионова, улицы Академика Макеева и Академика Королева.
— Непонятно, зачем там строить дорогу, если с одной стороны — парк, с другой — лес, опять же упирается магистраль в березняк, — сетует Алена Кожева. — Пугает, что по кадастру в плане вместо зеленого массива — жилые микрорайоны. Хотя ранее в мэрии заявляли, что Челябинск больше не будет прирастать окраинами и обещали не расширяться в эту сторону.
И действительно, если посмотреть на публичную кадастровую карту, то несложно заметить, что территория леса изрезана участками под застройку. В их назначении указано: «для многоэтажного жилищного строительства», «для строительства магазина», «под школу». Жилые кварталы размечены вплоть до микрорайона «Парковый 2». Именно ради этого закладывают продление дорог, уверена Алена Кожева. Вырубки будут колоссальные, чтобы не допустить их, необходимо всю размеченную на кадастре территорию официально признать лесами.
В мэрии заверили, что дорожные работы не начнут, пока не определятся с границами лесами. Сотрудники администрации не исключают, что пересмотрят планы по продлению улиц.
— Границы участка озелененной территории по итогам кадастровых работ переводятся в зону А1.4 из зоны деловой застройки (Б1) и части зон улично-дорожной сети (К.3.2, К3.1), — сообщили в городской администрации. — Вопрос изменения улично-дорожной сети будет решаться после уточнения границ городских лесов с последующей разработкой документации по планировке территории. Именно в рамках планировки территории устанавливаются и отменяются красные линии улиц.
Сроки, в которые удастся очертить границы лесного массива, пока даже приблизительно не известны. Работа геодезистов может занять больше года, уточнили представители мэрии.
Как всё начиналось
О проблеме уничтожения леса в районе Тополиной аллеи говорят давно. Особую остроту ситуация приняла в 2020 году, когда там начали строить региональный хоккейный центр. Выбор площадки под строительство возмутил общественников. Губернатор Алексей Текслер заявил, что горожанам необходимо предложить понятный проект благоустройства окружающей территории. После этого инициативная группа озвучила, каким хочет видеть парк на северо-западе. Позже появился проект застройки других участков леса. Мэрия пыталась успокоить недовольных горожан: чиновники объясняли, что планируют размещать в этом месте только соцобъекты. Но люди настаивали: необходимо сохранить рощу в первозданном виде, поэтому они обратились в прокуратуру.
В августе 2021 года в преддверии визита Владимира Путина на Южный Урал челябинцы записали для него видеообращение. Жители Тополинки и ЖК «Ньютон» просили не допустить вырубку леса рядом с их домами.
Людей взволновало и то, что потенциальные объекты могут разместить вплотную к мемориальному комплексу «Золотая гора», где захоронены расстрелянные в советские годы репрессированные южноуральцы. Рассказ о мрачных тайнах «Золотой горы» читайте в нашем репортаже.