Челябинцы запомнили, что запуск метротрама запланирован на конец 2024 года. На дворе разгар строительного сезона 2023-го, и вполне логичны вопросы, как продвигается стройка самого амбициозного транспортного проекта в Челябинске. Ведь, если его действительно запустят в обозримом будущем, работы должны идти полным ходом. В пяти карточках расскажем, что нам удалось узнать о продвижении этой стройки века.
- Что происходит сейчас?
- А срок до 2024 года реален?
- В Красноярске тоже строят метро. Какая там ситуация?
- Так будет ли у Челябинска метротрам?
- Что сделают в 2023 году?
Что происходит сейчас?
Мы направили развернутый запрос из 11 пунктов в правительство Челябинской области и через некоторое время получили комментарий регионального Министерства дорожного хозяйства и транспорта, который приводим дословно:
— Строительство линий скоростного транспорта в городе Челябинске осуществляется в рамках инфраструктурного проекта «Метротрамвай с интеграцией в трамвайную сеть в городе Челябинске». Все работы идут в плановом режиме.
С учетом дефицита официальной информации остается уповать на собственные органолептические методы оценки. Так, мы видим, что на улице Овчинникова идут инженерно-геологические изыскания: субподрядчик компании «Моспроект-3» (она отвечает за стройку метротрама) берет пробы грунта с глубин до 35 метров в месте, где должна будет заканчиваться подземная часть ветки «Север-Юг» метротрама. Аналогичные работы мы видели год назад на других участках.
Исследование грунта необходимо для разработки документации — проекта метротрама и сметы расходов на его создание.
Из других заметных работ — масштабная замена рельсов на трамвайных путях. К слову, на этот раз ремонт начали своевременно, тогда как прошлые волны проходили под занавес года. Правда, из обновляемых участков в схему метротрама, насколько мы можем судить, попадает лишь один — Свердловский проспект (от Блюхера до проспекта Ленина). На проспекте Победы, например, работы проводят на участке от Болейко до Кирова, который в анонсированную схему метротрама не входит.
А срок до 2024 года реален?
Откуда вообще возник пресловутый 2024 год запуска метротрама? Два года назад во время послания Федеральному собранию президент РФ Владимир Путин анонсировал проект реанимации челябинского метро, но сроков не называл. Метротрам появился в повестке месяц спустя, в мае 2021 года, когда губернатор Челябинской области Алексей Текслер поставил задачу запустить его к концу 2024 года. Как мы понимаем, упрощение проекта (то есть переход от полноценного метро к метротрамваю) позволило анонсировать достаточно амбициозные сроки, выполнение которых сразу вызывало скепсис.
Сомнения усилились после начала СВО, которая добавила неопределенности. В марте 2022 года вице-премьер Марат Хуснуллин допустил смещение сроков проекта, но подчеркнул, что он будет продолжен. После этого был определен основной подрядчик — АО «Моспроект-3», что вроде бы добавило веса затее, поскольку компания имеет большой опыт аналогичных работ в столице и других городах России. Но строительных работ «Моспроект-3» пока не начал, метротрам существует скорее пока на бумаге.
Путаница со сроками была изначально. Например, в техзадании на строительство метротрама образца 2021 года фигурировали годы активной работы с 2022-го по 2026-й. В прошлом году, когда к проекту подключился «Моспроект-3», даты строительства приходились на 2022–2025 годы.
Поэтому говорить о запуске метротрама в 2024 году вряд ли возможно: даже начало строительства в 2022 году не подразумевало запуска метротрама в 2024 году, а проект, похоже, уже отстает от графика. Например, строительство станции метро «Площадь Революции» должно было начаться в 2023 году, но о подобных работах на данный момент нам неизвестно.
Судя по всему, 2023 год посвятят созданию проектно-сметной документации. Опрошенные нами инсайдеры считают, что более вероятным является завершение строительства к 2025 году, но даже этот сценарий выглядит излишне оптимистичным.
В Красноярске тоже строят метро. Какая там ситуация?
Красноярск стал побратимом Челябинска, поскольку здесь также строят метротрамвай, призванный заместить недостроенное метро, а подрядчиком выступает тот же «Моспроект-3». Наша редакция в регионе регулярно освещает ход работ.
Проект красноярского метротрама анонсировали позже, чем в Челябинске, в 2022 году, а датой завершения сразу называли 2026 год. Проект также идет неспешно и связан с рядом коррупционных скандалов, возникших еще в шлейфе работы над красноярским метро.
Строительство должно было стартовать в 2022 году, но пока, насколько можно судить, ситуация напоминает челябинскую — ведутся инженерно-геологические изыскания и подготовительные работы, например, перенос рынка. Продолжаются дебаты о конфигурации метротрама, а из реальных достижений: прохождение госэкспертизы одной из станций.
В целом складывается впечатление, что красноярский проект идет чуть бодрее и уложиться в анонсированный срок (2026 год) ему будет проще.
Так будет ли у Челябинска метротрам?
Риски, что дорогой и сложный проект забросят, остаются. Однако выводы делать рано: власти всех уровней неоднократно подчеркивали (и продолжают подчеркивать), что в настоящий момент проект идет по плану, хотя сами планы корректируются под новые реалии. Но точку невозврата проект еще не прошел: наиболее сложные и дорогостоящие работы не начаты, а значит, остановка (или приостановка) будет сравнительно безболезненной.
Пока нет и ясности с финансированием проекта: изначально его оценивали в 46 млрд рублей, которые планировалось взять в виде инфраструктурного кредита. Впоследствии называли и другие суммы, а точное значение станет ясно после согласования проектно-сметной документации, по оценкам участников проекта, — не ранее осени 2023 года. Получит ли Челябинск необходимую сумму, мы узнаем позже.
Что сделают в 2023 году?
Если посмотреть шире, то 2023–2024 годы вполне могут стать прорывными для общественного транспорта Челябинска. Наиболее ожидаемый проект — это запуск новых концессионных троллейбусов, которые уже протестировали наши журналисты.
Ожидается закупка новых автобусов, идет запуск дополнительных маршрутов.
А помимо ремонта трамвайных путей планируется обновление их пересечений с дорогами: застарелая боль Челябинска.