Бизнес Экономика Кризис-2024 подробности Скандальный дорожный подрядчик «Южуралмост» начал ликвидацию. Чем это грозит мэрии и экс-партнерам

Скандальный дорожный подрядчик «Южуралмост» начал ликвидацию. Чем это грозит мэрии и экс-партнерам

Участник громкого сговора на торгах с экс-губернатором Дубровским — фигурант 12 дел в Арбитражном суде

Долгие годы «Южуралмост» был дорожным монополистом в Челябинской области

Крупнейший до недавнего времени дорожный подрядчик региона — «Южуралмост» — принял решение о ликвидации. Заявление об этом зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ). Компания признана участником громкого сговора на торгах с экс-губернатором Дубровским и Миндортрансом. Сейчас в Арбитражном суде рассматривается несколько дел с участием организации, в том числе она требует с администрации Челябинска 182 миллиона рублей. Смотрим, какой шлейф тянется за бывшим дорожным монополистом и чем ликвидация грозит партнерам «Южуралмоста».

Что происходит


Компания «Южуралмост», которой в 2015–2018 годах доставались, по данным ФАС России, более 95% госконтрактов на ремонт и строительство автодорог в Челябинской области, приняла решение о ликвидации. Заявление об этом 25 марта зарегистрировано в ЕГРЮЛ, ликвидатором назначен временный управляющий Георгий Васильев.

В последние годы «Южуралмост» потерял крупные госзаказы и доходы. Выручка в 2019 и 2020 годах снизилась, по данным сервиса «Контур.Фокус», на 58% и 61% соответственно. По итогам 2020 года вместо прибыли компания получила убыток более 335 миллионов рублей.

Только по госзакупкам «Южуралмост» получил 40 миллиардов рублей

Ранее компания осваивала десятки миллиардов на госконтрактах. По данным «Контур.Фокуса», «Южуралмост» признан победителем в 90 госзакупках и заключил контракты на 40 миллиардов рублей. Последняя победа на торгах датируется мартом 2019 года — за две недели до ухода в отставку губернатора Бориса Дубровского. Тогда «Южуралмосту» достался контракт на реконструкцию автодороги в районе Аргаяша на 695 миллионов рублей.

Учредителями «Южуралмоста», по данным сервиса «Контур.Фокус», выступали ООО «Уралтрасс-Сервис» (70%) и ЗАО «Южуралавтобан» (30%). Компания «Уралтрасс-Сервис» ликвидирована в октябре 2011 года в связи с завершением конкурсного производства. ЗАО «Южуралавтобан» находится в стадии ликвидации — признано банкротом, в августе 2018 года в отношении него открыто конкурсное производство, а в штате остался один человек. В ЕГРЮЛ сведения об акционерах «Южуралмоста» не раскрываются.

В марте 2019 года ФАС России признала тогда еще действующего губернатора Бориса Дубровского, региональное Министерство дорожного хозяйства и транспорта и компанию «Южуралмост» участниками сговора на торгах по ремонту дорог. Антимонопольное ведомство обнаружило нарушения в ходе 29 аукционов по ремонту дорог на общую сумму более 8 миллиардов рублей. Правда, антиконкурентное соглашение удалось доказать только по 10 аукционам на 2,4 миллиарда рублей. Именно это дело о дорожном сговоре на 2,4 миллиарда рублей фактически привело к отставке бывшего губернатора и чуть было не увенчалось уголовным преследованием Бориса Дубровского.

В июне 2019 года в Арбитражный суд Москвы поступил иск от бывшего губернатора. Он просил признать незаконными решения и действия Федеральной антимонопольной службы России. Позже суд объединил иски экс-главы региона и «Южуралмоста» в одно дело. Суды длятся до сих пор. Последнее решение было в январе этого года — арбитраж Московского округа отказал в удовлетворении кассационных жалоб экс-главы региона и «Южуралмоста». В конце марта Борис Дубровский подал кассационную жалобу в Верховный суд.

Судебные перспективы

Сейчас в арбитражном суде рассматривается 12 дел, в которых заявлены требования на 192 миллиона рублей. АО «Южуралмост» выступает как истцом, так и ответчиком в судебных спорах. Одно из крупных дел — иск «Южуралмоста» к администрации Челябинска. Компания требует от мэрии 182 миллиона рублей. Иск принят к производству, заседание отложено до 28 апреля.

Еще одна солидная сумма — 75 миллионов — указана в деле, где ответчик — сам «Южуралмост». В феврале этого года «Урал-Сервис-Групп» подал в суд на ликвидируемую компанию, с которой у него был заключен договор подряда.

После громкого дела о дорожном сговоре «Южуралмост» постепенно сходил со сцены

Кредиторам ликвидируемой компании стоит внимательно следить за процедурой, чтобы не пропустить сроки заявления требований, напомнил юрист.

— После принятия решения о ликвидации АО «Южуралмост» сообщение об этом должно быть опубликовано в «Вестнике государственной регистрации». Также ликвидатор должен направить уведомление о ликвидации всем кредиторам компании. После чего кредиторы должны заявить свои требования, — описал процедуру старший юрист фирмы «Арбитраж.ру» Артем Комсюков. — Срок для заявления кредиторами своих требований — минимум два месяца с момента публикации. Заявление пишется в произвольной форме, но должно содержать суть обязательства, основания его возникновения, подробный и понятный расчет требуемой суммы. Также необходимо приложить копии документов, подтверждающих возникновение обязательства.

Если кредитор не заявит свои требования в указанный срок, долг перед ним может быть оставлен без погашения, добавил юрист Артем Комсюков.

А есть ли шансы взыскать что-то с бывшего дорожного монополиста? По мнению юристов, пока нет банкротства, нет запрета на взыскание, всё реально. Но решение будет принимать суд.

Кто стоит за «Южуралмостом»

Компания «Южуралмост» создана в 2001 году в Магнитогорске. В 2015–2018 годах она стала крупнейшим дорожным подрядчиком Челябинской области. За время работы заключила 90 контрактов на 40 миллиардов рублей. К 2018 году, по данным регионального УФАС, набрала 95-процентную долю на рынке услуг по содержанию и ремонту дорог в Челябинской области.

Два года назад в ходе разбирательств налоговиков с дорожниками в суде обнародованы документы о том, что акционером АО «Южуралмост» с долей в 75%, по крайней мере, в 2016–2017 годах, был бизнесмен Сергей Вильшенко. Это сын бывшего первого секретаря горкома КПСС Златоуста, а затем экс-руководителя отдела УФСБ по Златоусту Геннадия Вильшенко.

Семья Вильшенко связана с десятками дорожных компаний. В 2014 году Сергей Вильшенко продал нерудную компанию «Бердяуш» (сейчас «ПНК-Урал») Артему Чайке — сыну бывшего генпрокурора Юрия Чайки. В августе 2019 года Тверской суд Москвы заочно арестовал Сергея Вильшенко по обвинению в хищении 1,3 миллиарда рублей у ОАО «РЖД». По данным правоохранительных органов, Сергей Вильшенко находится за пределами России, его разыскивает Интерпол.

В 2019 году Арбитражный суд признал ЗАО «Южуралавтобан» и АО «Южуралмост» зависимыми организациями и удовлетворил требование налоговиков взыскать 1,3 миллиарда рублей — долг обанкротившегося «Южуралавтобана» — с «Южуралмоста».

По данным ЕГРЮЛ, в 2019 году штат «Южуралмоста» насчитывал 3375 человек, на 1 января 2021 года — всего 43 сотрудника. При этом, по озвученным в суде данным Федеральной налоговой службы, «Южуралмост» переводил бизнес на другую структуру — «Урал-Сервис-Групп». Одновременно с сокращением количества сотрудников «Южуралмоста» разрастался штат нового дорожного подрядчика — компании «Урал-Сервис-Групп».

Так, в 2019 году на момент участия «Урал-Сервис-Групп» в конкурсе на строительство набережной на реке Миасс за полмиллиарда рублей в компании числился всего один сотрудник. А через несколько месяцев — уже 2925 человек. Любопытное совпадение — бывший директор по строительству и эксплуатации дорог АО «Южуралмост» Алексей Струговец оказался в числе топ-менеджеров «Урал-Сервис-Групп». Именно его летом отчитывал губернатор за срыв строительства набережной.

По данным сервиса «Контур.Фокус», с августа 2020 года владельцами компании ООО «Урал-Сервис-Групп» являются АО «Ойкумена» (75,1%, собственники — Михаил Семенов и Андрей Бурцев), Александр Зырянов (12,5%) и Александр Шутов (12,4%). Несколько лет назад Александр Шутов работал директором областного ГУП «Челябинскавтодор». А Александр Зырянов одновременно является директором двух предприятий — АО «Южуралмост» и ООО «ТехноПарк» (основной акционер — Геннадий Вильшенко).

Интересно, что «Урал-Сервис-Групп» собирались включить в черный список подрядчиков, но не получилось. Компания продолжает и дальше выигрывать торги по дорожным контрактам. Так, осенью прошлого года «Урал-Сервис-Групп» ремонтировала трамвайные пути на улице Цвиллинга — не обошлось без переноса сроков. Она же занялась расширением проезжей части на улице Дарвина. Также «Урал-Сервис-Групп» достался крупный подряд на строительство дороги на улице Академика Макеева — на 125 миллионов.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
48
ТОП 5
Мнение
Жизнь без прописки и график уборки туалета. Эксперт — о главных рисках при покупке апартаментов и долей в квартирах
Анонимное мнение
Мнение
«Питаться в кафе дешевле, чем дома». Как россиянка живет в «городе пенсионеров» во Вьетнаме
Анонимное мнение
Мнение
«Если он делает маникюр, почему я не могу быть инженером?»: колонка россиянки о сексизме на вахте
Анонимное мнение
Мнение
Джек Воробей на минималках: почему фильм «Огниво» совсем не огонь
Анонимное мнение
Мнение
«Ипотеки нет»: какие остались способы купить квартиру при новой ставке ЦБ
Анонимное мнение
Рекомендуем
Объявления