Крупнейший до недавнего времени дорожный подрядчик региона — «Южуралмост» — принял решение о ликвидации. Заявление об этом зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ). Компания признана участником громкого сговора на торгах с экс-губернатором Дубровским и Миндортрансом. Сейчас в Арбитражном суде рассматривается несколько дел с участием организации, в том числе она требует с администрации Челябинска 182 миллиона рублей. Смотрим, какой шлейф тянется за бывшим дорожным монополистом и чем ликвидация грозит партнерам «Южуралмоста».
Что происходит
Компания «Южуралмост», которой в 2015–2018 годах доставались, по данным ФАС России, более 95% госконтрактов на ремонт и строительство автодорог в Челябинской области, приняла решение о ликвидации. Заявление об этом 25 марта зарегистрировано в ЕГРЮЛ, ликвидатором назначен временный управляющий Георгий Васильев.
В последние годы «Южуралмост» потерял крупные госзаказы и доходы. Выручка в 2019 и 2020 годах снизилась, по данным сервиса «Контур.Фокус», на 58% и 61% соответственно. По итогам 2020 года вместо прибыли компания получила убыток более 335 миллионов рублей.
Ранее компания осваивала десятки миллиардов на госконтрактах. По данным «Контур.Фокуса», «Южуралмост» признан победителем в 90 госзакупках и заключил контракты на 40 миллиардов рублей. Последняя победа на торгах датируется мартом 2019 года — за две недели до ухода в отставку губернатора Бориса Дубровского. Тогда «Южуралмосту» достался контракт на реконструкцию автодороги в районе Аргаяша на 695 миллионов рублей.
Учредителями «Южуралмоста», по данным сервиса «Контур.Фокус», выступали ООО «Уралтрасс-Сервис» (70%) и ЗАО «Южуралавтобан» (30%). Компания «Уралтрасс-Сервис» ликвидирована в октябре 2011 года в связи с завершением конкурсного производства. ЗАО «Южуралавтобан» находится в стадии ликвидации — признано банкротом, в августе 2018 года в отношении него открыто конкурсное производство, а в штате остался один человек. В ЕГРЮЛ сведения об акционерах «Южуралмоста» не раскрываются.
В марте 2019 года ФАС России признала тогда еще действующего губернатора Бориса Дубровского, региональное Министерство дорожного хозяйства и транспорта и компанию «Южуралмост» участниками сговора на торгах по ремонту дорог. Антимонопольное ведомство обнаружило нарушения в ходе 29 аукционов по ремонту дорог на общую сумму более 8 миллиардов рублей. Правда, антиконкурентное соглашение удалось доказать только по 10 аукционам на 2,4 миллиарда рублей. Именно это дело о дорожном сговоре на 2,4 миллиарда рублей фактически привело к отставке бывшего губернатора и чуть было не увенчалось уголовным преследованием Бориса Дубровского.
В июне 2019 года в Арбитражный суд Москвы поступил иск от бывшего губернатора. Он просил признать незаконными решения и действия Федеральной антимонопольной службы России. Позже суд объединил иски экс-главы региона и «Южуралмоста» в одно дело. Суды длятся до сих пор. Последнее решение было в январе этого года — арбитраж Московского округа отказал в удовлетворении кассационных жалоб экс-главы региона и «Южуралмоста». В конце марта Борис Дубровский подал кассационную жалобу в Верховный суд.
Судебные перспективы
Сейчас в арбитражном суде рассматривается 12 дел, в которых заявлены требования на 192 миллиона рублей. АО «Южуралмост» выступает как истцом, так и ответчиком в судебных спорах. Одно из крупных дел — иск «Южуралмоста» к администрации Челябинска. Компания требует от мэрии 182 миллиона рублей. Иск принят к производству, заседание отложено до 28 апреля.
Еще одна солидная сумма — 75 миллионов — указана в деле, где ответчик — сам «Южуралмост». В феврале этого года «Урал-Сервис-Групп» подал в суд на ликвидируемую компанию, с которой у него был заключен договор подряда.
Кредиторам ликвидируемой компании стоит внимательно следить за процедурой, чтобы не пропустить сроки заявления требований, напомнил юрист.
— После принятия решения о ликвидации АО «Южуралмост» сообщение об этом должно быть опубликовано в «Вестнике государственной регистрации». Также ликвидатор должен направить уведомление о ликвидации всем кредиторам компании. После чего кредиторы должны заявить свои требования, — описал процедуру старший юрист фирмы «Арбитраж.ру» Артем Комсюков. — Срок для заявления кредиторами своих требований — минимум два месяца с момента публикации. Заявление пишется в произвольной форме, но должно содержать суть обязательства, основания его возникновения, подробный и понятный расчет требуемой суммы. Также необходимо приложить копии документов, подтверждающих возникновение обязательства.
Если кредитор не заявит свои требования в указанный срок, долг перед ним может быть оставлен без погашения, добавил юрист Артем Комсюков.
А есть ли шансы взыскать что-то с бывшего дорожного монополиста? По мнению юристов, пока нет банкротства, нет запрета на взыскание, всё реально. Но решение будет принимать суд.
Кто стоит за «Южуралмостом»
Компания «Южуралмост» создана в 2001 году в Магнитогорске. В 2015–2018 годах она стала крупнейшим дорожным подрядчиком Челябинской области. За время работы заключила 90 контрактов на 40 миллиардов рублей. К 2018 году, по данным регионального УФАС, набрала 95-процентную долю на рынке услуг по содержанию и ремонту дорог в Челябинской области.
Два года назад в ходе разбирательств налоговиков с дорожниками в суде обнародованы документы о том, что акционером АО «Южуралмост» с долей в 75%, по крайней мере, в 2016–2017 годах, был бизнесмен Сергей Вильшенко. Это сын бывшего первого секретаря горкома КПСС Златоуста, а затем экс-руководителя отдела УФСБ по Златоусту Геннадия Вильшенко.
Семья Вильшенко связана с десятками дорожных компаний. В 2014 году Сергей Вильшенко продал нерудную компанию «Бердяуш» (сейчас «ПНК-Урал») Артему Чайке — сыну бывшего генпрокурора Юрия Чайки. В августе 2019 года Тверской суд Москвы заочно арестовал Сергея Вильшенко по обвинению в хищении 1,3 миллиарда рублей у ОАО «РЖД». По данным правоохранительных органов, Сергей Вильшенко находится за пределами России, его разыскивает Интерпол.
В 2019 году Арбитражный суд признал ЗАО «Южуралавтобан» и АО «Южуралмост» зависимыми организациями и удовлетворил требование налоговиков взыскать 1,3 миллиарда рублей — долг обанкротившегося «Южуралавтобана» — с «Южуралмоста».
По данным ЕГРЮЛ, в 2019 году штат «Южуралмоста» насчитывал 3375 человек, на 1 января 2021 года — всего 43 сотрудника. При этом, по озвученным в суде данным Федеральной налоговой службы, «Южуралмост» переводил бизнес на другую структуру — «Урал-Сервис-Групп». Одновременно с сокращением количества сотрудников «Южуралмоста» разрастался штат нового дорожного подрядчика — компании «Урал-Сервис-Групп».
Так, в 2019 году на момент участия «Урал-Сервис-Групп» в конкурсе на строительство набережной на реке Миасс за полмиллиарда рублей в компании числился всего один сотрудник. А через несколько месяцев — уже 2925 человек. Любопытное совпадение — бывший директор по строительству и эксплуатации дорог АО «Южуралмост» Алексей Струговец оказался в числе топ-менеджеров «Урал-Сервис-Групп». Именно его летом отчитывал губернатор за срыв строительства набережной.
По данным сервиса «Контур.Фокус», с августа 2020 года владельцами компании ООО «Урал-Сервис-Групп» являются АО «Ойкумена» (75,1%, собственники — Михаил Семенов и Андрей Бурцев), Александр Зырянов (12,5%) и Александр Шутов (12,4%). Несколько лет назад Александр Шутов работал директором областного ГУП «Челябинскавтодор». А Александр Зырянов одновременно является директором двух предприятий — АО «Южуралмост» и ООО «ТехноПарк» (основной акционер — Геннадий Вильшенко).
Интересно, что «Урал-Сервис-Групп» собирались включить в черный список подрядчиков, но не получилось. Компания продолжает и дальше выигрывать торги по дорожным контрактам. Так, осенью прошлого года «Урал-Сервис-Групп» ремонтировала трамвайные пути на улице Цвиллинга — не обошлось без переноса сроков. Она же занялась расширением проезжей части на улице Дарвина. Также «Урал-Сервис-Групп» достался крупный подряд на строительство дороги на улице Академика Макеева — на 125 миллионов.