На фоне жестких западных санкций перед российской экономикой встает ряд острых вопросов. Сможем ли мы прокормить себя? Есть ли риск продуктового дефицита? Не повторится ли дикая ситуация конца 80-х с талонами и очередями в продуктовые?
Мы подготовили серию публикаций о том, что ждет разные отрасли сельского хозяйства. И ранее уже рассказали, с какими проблемами аграрии могут столкнуться во время посевной. В этом материале речь пойдет о мясе, молоке, овощах и фруктах. Наш собеседник — бывший замминистра сельского хозяйства и продовольствия, доктор экономических наук Леонид Холод.
Молоко: договоримся по-соседски с Белоруссией?
По словам экономиста, молока в России производят меньше, чем нужно по нашим потребностям. Дефицит закрывался поставками сухого молока, а также импортом из Белоруссии и стран дальнего зарубежья. Вопрос роста цен пока остается открытым.
— Возможно, договорятся по-соседски. В Белоруссии и России собственные масштабы цен, и можно не так строго следить за валютным курсом, можно аккуратно повышать стоимость. То есть при договоренностях подорожания не ожидается. Поставки из дальнего зарубежья будут привязаны к валютному курсу, — объясняет Леонид Холод.
Мясо: главная проблема в ценах
В отрасли животноводства мы зависим от поставок из-за рубежа кормовых добавок — премиксов. Преимущественно они европейского производства. Эти добавки улучшают качество мяса, а еще влияют на его количество, это называется конверсией.
— Пока никаких ограничений по кормовым добавкам ни на ввоз, ни на вывоз нет и, судя по всему, не будет, — говорит ученый. — Всё, что ввозилось, ввозится, никто не запрещал, но вопрос в деньгах. Подорожание будет значительным. Тут нужно смотреть, что будет выгоднее: закупать или перейти на бездобавочную технологию.
Также, по словам эксперта, есть еще одна проблема для нашего животноводства — зависимость от поставок племенного материала.
— В птицеводстве это племенное яйцо, на некоторые птицефабрики даже завозят цыплят. Для свиноводства — поставка племенных поросят. Для крупного рогатого скота — примерно такие же проблемы, — объясняет экономист. — На сегодняшний день основные поставщики мяса для нас — Белоруссия и дальнее зарубежье (Бразилия, Аргентина). И если в случае с Белоруссией есть возможность договориться о ценах, то мясо из других стран будет переоцениваться по новому курсу.
«Кроме того, с дальним зарубежьем могут возникнуть вопросы по транспортировке, связанные с бойкотами транспортных компаний и проблемами с платежами»
При этом наш собеседник считает, что проблем с рыночной доступностью мяса быть не должно и дефицита не будет. Но цены на него будут расти.
— Думаю, даже если доходы населения аккуратно будут следовать за ростом цен или более-менее коррелировать, спрос на говядину теперь будет не такой высокий, в отличие от молока, — считает Леонид Холод.
Фрукты и овощи: где взять семена?
В этой отрасли мы зависим от химических препаратов по обработке от вредителей. Эти препараты производят у нас, но действующее вещество делают за рубежом: в странах Европы и Китае. На данный момент, к нынешнему урожаю, они уже завезены.
Еще одна проблема зависимости — семена и посадочный материал.
— У нас есть институты, которые создают хорошие сорта и гибриды плодовых культур. Но пока отсутствует звено, которое занималось бы тиражированием этих образцов, которые производят в семеноводческих институтах, поэтому мы зависим и от поставки семян, и от поставки саженцев, причем очень сильно, — поясняет наш собеседник. — Большие промышленные сады, к сожалению, в основном покупают импортные саженцы. Эти саженцы никто не запрещал поставлять, но есть проблема цены: насколько она сейчас поднимется для покупателей. Тем не менее те сады, которые уже заложены, будут плодоносить. Яблоки будут и на продажу, и для соков. Цена будет расти сообразно инфляции и спросу.
Что касается помидоров и огурцов, то на доставку семян для открытого грунта на ближайшее время уже заключены контракты.
— Для такой доставки не надо заказывать огромные контейнеры, можно обойтись авиапартиями, грузовиками, контейнерами поменьше. Надеюсь, бойкот крупных морских компаний на этом деле не скажется, а вот с доставкой импортных плодов и овощей ситуация хуже, — говорит Леонид Холод. — Они поставлялись из Северной Африки, Израиля, Латинской Америки — например, нектарины, груши. Есть проблемы логистики и денежных расчетов (из-за санкций в отношении банков).
«Компании, которым принадлежат корабли-сухогрузы с рефрижераторными контейнерами, отказываются работать с Россией»
При этом у нас остаются хорошо налаженные каналы по поставкам фруктов и овощей из Центральной Азии, того же Узбекистана.
— Прошлым летом и осенью узбекские товары были представлены великолепно и были хорошего качества: сливы, виноград, персики, нектарины. Было изобилие, в итоге и цены даже слегка сбили. Конечно, вопрос инфляции остается. Также очень многое зависит от нашего платежеспособного спроса. Инфляция не может быть лишь инфляцией цен, она должна сопровождаться ростом доходов. В ином случае будет обнищание и полная ломка ассортимента. Какие овощи, если денег будет хватать лишь на хлеб и крупы? — задается вопросом экономист.
А вот что говорят волгоградские аграрии по поводу повышения цен на овощи. Также прочитайте колонку уральского историка о самых тяжелых годах дефицита в СССР. Он объясняет, почему сейчас такая ситуация невозможна.
Что еще почитать об экономической ситуации
смотрим в одной картинке, как за 10 лет подорожала Lada Granta;
в Leroy Merlin и Castorama изменили условия покупки товаров;
разбираемся с экспертами, что теперь делать ипотечным заемщикам;
детское питание резко подорожало, как получить смеси и каши бесплатно;
во что будем одеваться после массового ухода зарубежных брендов из страны;
крупные алкогольные бренды заявили об уходе с российского рынка;
в магазинах начинается постоянный мониторинг наличия продуктов и их цен;