Необычная инсталляция с фотографиями убитых женщин появилась на стене подземного перехода на площади Революции накануне. Её установили участники местного сообщества феминисток. Так они решили привлечь внимание к проблеме домашнего насилия. На импровизированной стене памяти семь историй смерти, рядом поставили лампады и возложили цветы.
— Эти убийства как раз были совершены в период, когда домашнее насилие было декриминализовано. Некоторые из них обращались в полицию, но им не была оказана должная помощь, — рассказали организаторы акции памяти. — В данный момент в Российской Федерации нет работающей системы, которая бы оказывала помощь жертвам домашнего насилия. У нас декриминализовано домашнее насилие, отсутствуют охранные ордера для жертв, а также нет никакой профилактики, которая бы позволила работать с семьями и предотвращать убийства и судебные разбирательства. Также отсутствуют государственные убежища для пострадавших, они существуют, но принадлежат некоммерческим организациям, и их очень мало. Мы надеемся, что эта акция не оставит никого равнодушным, и кто-то из других регионов захочет провести нечто подобное.
На стене памяти — семь фотографий женщин, годы их жизни и их истории. Все они, как утверждают организаторы акции, жертвы домашнего насилия из Челябинской области. 74.RU ранее рассказывал о них. Почему для акции памяти выбрали именно их, организаторы не уточняют.
История Дарьи Рубцовой из Магнитогорска получила огласку в 2017 году. Женщина стала инвалидом после того, как её избил муж. Страшные фотографии из больницы шокировали всю страну. Их показали в программе «Пусть говорят» на Первом канале. В эфире Дарья рассказала, что муж не раз бил её, но заявление она не писала. Это женщина сделала только после поездки в Москву, но никакого дела возбуждено не было. В июле 2019-го года Дарья умерла. Её 26-летний супруг не понесёт за это ответственности, так как молодая мать двоих детей сама забрала заявление о побоях из полиции.
36-летнюю заведующую детсадом в Троицком районе Оксану Садыкову подкараулил в подъезде и зарезал пьяный муж, с которым мать троих детей находилась в процессе развода. Знакомые заявляли, что убийство произошло на глазах у детей. Следователи информацию об этом не подтверждали. В феврале суд Троицка огласил 37-летнему Тимуру Садыкову приговор.
32-летняя мать троих детей Айгуль Галяева из Кропачево, избитая до комы, скончалась в январе. Изначально следствие рассматривало версию, что её во время посиделок избила ревнивая подруга. Позже удалось установить, что это сделал сожитель Айгуль. Уголовное дело в отношении 27-летнего Вадима Латыпова в настоящее время рассматривается в башкирском суде. Его обвиняют по части 4 статьи 111 Уголовного кодекса в причинении тяжких телесных повреждений, повлёкших смерть потерпевшего.
Также на стене памяти оказались 34-летняя сотрудница страховой компании из Озёрска Анна Фелемазова, застреленная мужем из охотничьего ружья, 41-летняя крановщица Наталья Мельникова из Магнитогорска, которую задушил супруг, 32-летняя Елена Зарипова из посёлка Локомотивный, застреленная мужем-депутатом Азатом Зариповым во время ссоры.
По каким-то причинам на стене памяти оказалась и 21-летняя студентка ЮУрГУ, с которой в октябре 2018-го года во время ссоры жестоко расправился её брат-школьник. Юношу признали невменяемым, весной 2019-го суд отправил его на принудительное лечение.
Также организаторы рассказали на стене памяти историю 30-летней Оксаны Алексеевой, жестоко зарезанной её супругом на глазах детей на трассе в Саткинском районе.
— Оксана жила в Челябинске, растила двоих детей, была единственной кормилицей в семье, так как муж не работал. Он убил её на глазах у детей, так как та отказалась разблокировать свой телефон. Бывшую жену он тоже пытался убить, а Оксану неоднократно избивал. Она уходила от него к родителям, но под конец вернулась, — написано на импровизированном мемориале.
На самом деле, Оксана родилась и выросла в Башкирии, там же познакомилась с мужем. Они жили в селе Соколки. 31 июля суд арестовал 31-летнего Александра Алексеева на два месяца, ему предъявлено обвинение по пункту «д» части 2 статьи 105 (убийство, совершённое с особой жестокостью). Как удалось узнать 74.RU, Алексеева ранее уже судили за угрозу убийством, но ответственности он избежал, так как уголовное дело прекратили за примирением сторон.
Многие жертвы, истории которых также вызвали большой резонанс, по каким-то причинам не попали на стену памяти, сделанную челябинскими феминистками. Среди них 22-летняя Ольга Рыбалко, которую в подъезде зарезал бывший 26-летний бойфренд Антон Коновалов после отказа выйти за него замуж.
Или 43-летняя Наталья Анциферова, которая умерла в экипировочном центре при спортивной школе олимпийского резерва по тхэквондо, получив полсотни ножевых ранений от своего бывшего 43-летнего мужа Ивана Коптеева. Мама убитой рассказала 74.RU, что Наталья с маленькой дочкой долгое время были жертвами домашнего насилия.
Не попала на стену памяти и юная возлюбленная 21-летнего Дмитрия Возного из Магнитогорска, с которой он жестоко расправился в подъезде.
Нет и 44-летней жертвы Владислава Брылина, зарезанной им в подъезде на Северо-Западе Челябинска во время выяснения отношений. В мае суд признал его виновным в убийстве и приговорил к девяти годам лишения свободы в колонии строгого режима. Также он должен будет выплатить миллион рублей сыну убитой, которого она воспитывала одна.
Как вам такая акция?
Стали свидетелем необычных акций в Челябинске? Или хотите рассказать истории конкретных жертв домашнего насилия? Ждём ваши сообщения, фото и видео на почту редакции 74@rugion.ru, в нашу группу во «ВКонтакте», а также в WhatsApp, Viber или Telegram по номеру +7–93–23–0000–74. Телефон службы новостей 7–0000–74.