Главным дорожным проектом минувшего года стоит признать расширение улицы Худякова: он и масштабный, и уж точно самый обсуждаемый. Идея оформилась весной, очень быстро ее согласовали на всех уровнях, в июле стартовали работы, а уже к концу года шестиполосная проезжая часть была готова. Оправданы ли жертвы, ведь для проведения работ пришлось снести несколько десятков деревьев на самой границе городского бора? Мы проехались по улице в разгар предновогодних пробок сами, но главное — хотим услышать ваше мнение, поэтому примите участие в опросах ниже.
Улучшилась ли ситуация на участке Худякова от Лесопарковой до плотины после расширения в 2022 году?
Проблемы «лесного» участка улицы Худякова чувствовались много лет и обострились в начале 2022 года. В часы пик движение здесь ежедневно регулировали инспекторы ДПС, а пробки закупоривали примыкающую улицу Лесопарковую, Университетскую Набережную и плотину. Проблема участка заключалась в неравномерной ширине: со стороны плотины идет слияние восьми полос (в обе стороны), со стороны Лесопарковой улица Худякова имеет шесть полос. Сам же перегон вдоль городского бора был четырехполосным, поэтому пробка собиралась в сужающейся части улицы со стороны центра, из-за чего блокировалась улица Лесопарковая. Похожей была ситуация в обратном направлении.
Проблемы при расширении Худякова создавала близость деревьев к проезжей части, поэтому идею много раз отправляли на полку. Но прошлой весной власти всё же решились на расширение. Из нескольких проектов выбрали тот, что предполагал минимальный ущерб деревьям. Проезжую часть нарастили с обеих сторон, и в сумме ее ширина прибавила 4,8 метра. Это позволило разметить участок с шестью полосами, из которых крайние имеют ширину 3,75 метра под автобусы, а средние — 3,25 метра. Стоимость работ составила 314 миллионов рублей.
А что же бор? До его границы с южной стороны оставалось 6,2 метра, с северной — 16,2 метра, то есть увеличение проезжей части с каждой стороны на 2,4 метра позволило не трогать землю особо охраняемых территорий. Но всё равно пришлось снести несколько десятков деревьев, а корни многих были повреждены при прокладке коммуникаций. Власти обещали компенсировать ущерб за счет новых деревьев, и первые 77 из 139 сосен высадили в конце года. По официальной информации, во время работ снесли 22 дерева (вот как это было).
Мы проехали по обновленному участку в предновогодние часы пик, и, по первым впечатлениям, он движется бодрее, хотя более показательными будут результаты вашего голосования. Утром, например, пробка набухает на Университетской Набережной перед мостом в районе Благодатово, но после пересечения с Худякова движение становится рабочим. Пропускной способности хватает и дальше, где Худякова вливается в улицу Доватора. Похожая ситуация наблюдается с обратной стороны.
Были проведены и другие работы: например, изменили регулировку светофоров, а летом обновили асфальт на плотине. В ближайших планах — превращение кругового перекрестка за плотиной в Т-образный с рукавами для поворота направо и отдельным выездом со стороны улицы Прибрежной.
Из более глобальных планов: новая дорога от поселка Северный до Новоградского тракта, которая, по замыслу, позволит жителям западных поселков отправляться в северную часть города без заезда на плотину.
Еще интереснее проект продления улицы Братьев Кашириных до ее слияния с дорогами, ведущими в направлении западных поселков. Работы пока в стадии планирования: улица пройдет вблизи коттеджных поселков, что, вероятно, потребует множества согласований.
От идеи велопешеходного моста в районе Обкомовской дороги (идет через бор) власти отказались, посчитав его слишком дорогим. Не будет на Худякова и реверсивного движения, о котором говорили несколько лет назад: по словам авторов нынешнего проекта, реверсивные полосы требовали слишком большой ширины проезжей части.
Пока неясно, надолго ли хватит эффекта от расширения Худякова, поскольку западный берег Шершней продолжает застраиваться, и в 2021 году здесь заложили жилой массив общей площадью 500 тысяч квадратных метров. Очередной проект был анонсирован в начале 2022 года. В мэрии говорили, что расширение Худякова увеличило пропускную способность на 17% — с 3600 до 4200 автомобилей в час. При этом, по нашим оценкам, только в ближайшие годы на западном берегу поселятся до 8000 новых автомобилистов. И даже если они не будут ездить в час пик одновременно, часть позитивного эффекта может быть нивелирована.
Власти города считают, что компенсировать эти явления должны новые проекты, включая продление улицы Братьев Кашириных. Кроме того, при движении от западных поселков узким местом является четырехполосная плотина, которая как бы защищает расширенную Худякова от избыточной нагрузки. Отдельные вопросы связны с общественным транспортом: в течение прошлого года власти корректировали маршруты, а в перспективе правый ряд улицы Худякова может быть отдан под выделенные полосы для автобусов.
Был ли оправдан снос деревьев для расширения улицы Худякова?
Помимо транспортной доступности, жители западных поселков жалуются на серьезный энергодефицит, из-за чего напряжение в их домах составляет 120–170 В против нормальных 220–230 В. Проблема касается практически всего Сосновского района, например части поселка Терема. Дефицит электроэнергии обострен отсутствием полноценной газификации многих поселков, и губернатор Алексей Текслер заявил, что принципиально вопрос с газом решен, осталось лишь дождаться исполнения.
А у защитников городского бора есть как минимум еще одна болевая точка: территория около спорткомплекса «Полет», которую огородили забором. В 2020 году о строительстве на этих землях заговорили в очередной раз. Это вылилось в скандал, общественники пытались оспорить проект в суде, но им отказали.