Челябинские торгово-развлекательные комплексы заметно опустели из-за массового исхода западных брендов на фоне спецоперации на Украине. О временном закрытии магазинов в России на этой неделе объявили сотни международных компаний. Мы спросили представителей крупных ТРК и экспертов, как это сказалось на трафике и работе торговых предприятий, будет ли меняться наполнение комплексов и чего ждать в будущем.
«Что прогнозировать, когда доллар — 120 рублей?»
Пустые прилавки и коридоры, одинокие манекены и закрытые дверные жалюзи — в крупных челябинских ТРК один за другим прекращают работу магазины известных международных брендов. Уже закрылись магазины H&M, Mango, Massimo Dutti, Pull & Bear, Uterqüe, Oysho, Zara, Stradivarius, Bershka, Reserved, Adidas и многие другие.
С таким массовым исходом популярных брендов ни ритейлеры, ни покупатели еще не сталкивались. Управляющие челябинскими ТРК не видят смысла строить прогнозы даже на ближайшее будущее.
— Бесполезно что-то прогнозировать, очень много факторов ежедневно и ежечасно влияют на ситуацию, трафик, оборот и так далее, — отмахиваются они.
Руководство крупнейших торгово-развлекательных комплексов Челябинска — «Родник» и «Алмаз» — отказалось от подробных комментариев.
— Конкретики мало, — ответили 74.RU в управляющей компании «Родник» (развивает ТРК «Алмаз», «Родник» и «Урал». — Прим. ред.).
Существенных изменений пока не произошло, сообщили в торгово-развлекательном комплексе «Горки».
— Среди наших арендаторов всего две компании, которые приостановили работу. Это H&M и Mango, — отметил представитель ТРК «Горки». — Пока рано строить какие-то прогнозы о том, что будет дальше.
В ТК «Космос» и «Кольцо» сообщили, что у них пока нет арендаторов, уведомивших о приостановке работы, сокращении или уходе. За исключением «Бургер Кинга», который по всей стране заявил об ограничении корпоративной поддержки франчайзинговой программы. При этом все точки общепита продолжают работать.
Но общее настроение у всех представителей ритейла остается тревожным.
«Что можно прогнозировать, когда цены у всех арендаторов поднялись минимум на 30–40%?»
— Ситуация плачевная. Что я могу прогнозировать при курсе доллара 120 рублей, и еще неизвестно, что будет дальше? — задается риторическими вопросами директор ТРК «Космос» и «Кольцо» Андрей Алексеев. — Не видим ничего позитивного. Следим за новостями, ужасаемся — а что еще остается?
Как дела с посещаемостью?
При первых же известиях об уходе модных брендов и переписывании ценников из-за подорожания доллара народ бросился в магазины. Во всех ТРК города шла стихийная спецоперация под лозунгом «Купи айфон или любимые джинсы в последний раз!».
Представители «Родника» отметили стабильный трафик в торговых комплексах.
— Поведение потребителя ровное. Потрясений в этом направлении нет, — добавили в УК «Родник».
В ТРК «Космос» и «Кольцо» зафиксировали наплыв покупателей, но кратковременный — лишь в первые дни после падения рубля.
По итогам 8–9-й недель 2022 года Mall Index (отражает количество посетителей на единицу площади торговых центров. — Прим. ред.) по Уральскому федеральному округу снизился на 8,1% по сравнению с аналогичным периодом 2021 года и на 26,4% — по сравнению с 2019-м. Об этом 74.RU сообщили в компании Focus (разработчик IT-продуктов для анализа трафика и продаж).
— Это в целом сопоставимо с динамикой предшествующих недель 2022 года. Иными словами, общее количество посетителей ТЦ пока близко к типичному для уровня «обычных периодов». Дело в том, что на протяжении последнего времени наблюдались разнонаправленные тренды, компенсирующие друг друга, — объяснил руководитель направления исследований и консалтинга компании Focus Михаил Васильев. — С одной стороны, росла активность потребителей, связанная с ожиданием роста цен и закрытия ряда объектов сетевого ритейла. С другой стороны, собственно закрытие ряда объектов розницы, генерирующих посещаемость, а также переход потребителей в сберегательную модель поведения на фоне снижения покупательной способности.
Всё это привело в итоге к стагнации общих показателей посещаемости, добавил Михаил Васильев.
Иностранцы выжидают
Эксперты обращают внимание, что несмотря на агрессивную риторику в СМИ, иностранные компании пока осторожны в своих решениях.
Региональный директор департамента торговой недвижимости Knight Frank Евгения Хакбердиева обращает внимание на то, что сейчас речь идет о приостановке работы ритейлеров.
«Пока иностранные компании занимают выжидательную позицию»
— В целом пандемия привела к тому, что многие бренды испытывали сложности с поставкой товаров в магазины. Теперь процесс стал еще сложнее, поэтому многие приостановили работу, в том числе в связи с ограниченным количеством продукции, — рассказала Евгения Хакбердиева. — Из всего числа компаний, объявивших о временном закрытии, только небольшая часть делает это с полными складами. Те, у кого бесперебойные поставки и поставщики из России, продолжают работать без ограничений.
В том, что уход зарубежных компаний негативно скажется на работе ТРК, сходятся все опрошенные нами эксперты.
— В большинстве эти компании были точками, формирующими трафик покупателей, где-то — якорными арендаторами. Трафик снизится, хотя саму динамику оценивать не возьмусь, это индивидуально и зависит от конкретного ТРК и торговой марки, — отметила партнер агентства M. A. Research, руководитель направления «Ритейл» Анна Синявская. — В текущей ситуации владельцы торговых центров, скорее всего, подождут какое-то время, поскольку зарубежные компании в большинстве своем объявили о временном прекращении работы в России. Но параллельно начнут или уже начали поиск новых арендаторов среди российских компаний или зарубежных из стран, не присоединившихся к санкциям.
Сейчас зачастую слышны «шапкозакидательские» выкрики, мол, пусть валят — никто не расстроится. Но на самом деле наличие трафикообразующих арендаторов влияет на продажи всех арендаторов ТРК, указала аналитик финансовой группы «Финам» Анна Буйлакова.
«Размещение магазинов в непосредственной близости от конкурентов и прочих розничных ритейлеров создает синергетический эффект для арендаторов»
— Магазины получают доступ не только ко своей целевой аудитории, которая генерирует для фирм основную часть выручки, или тех, кто целенаправленно пришел в магазин с определенным списком покупок, но и к «залетным» покупателям. Ритейлер мог бы их пропустить, будь он отдельно стоящей торговой точкой. При длительном отсутствии знакомых на слух крупных ритейлеров в торговых центрах продажи оставшихся арендаторов могут снизиться, — объяснила Анна Буйлакова.
В итоге владельцам, возможно, придется пересмотреть ставку аренды в сторону снижения, отмечают эксперты.
— Снижение трафика и продаж ритейлеров может поставить под удар стабильность внесения арендных платежей. Далее падение спроса на аренду торговых точек в ТК может привести к снижению арендных плат, что также негативно скажется на финансовых показателях управляющих компаний, — добавила аналитик финансовой группы «Финам».
Шопоголиков станет меньше
Падение посещаемости заставит владельцев торговых комплексов менять товарные категории и функционал объектов, а также снижать требования к арендаторам, указывают эксперты.
«Будущее ТРК довольно туманно. Западные арендодатели уходят, а чтобы пришли на смену отечественные, нужен рост покупательной способности россиян»
— С этим проблемы — большинство экономистов считают, что экономика России в этом году снизится примерно на 8%. Луч надежды состоит в том, что многие современные ТРК могут легко пройти перепрофилирование. К примеру, в Москве во время вспышки COVID-19 в 2020 году многие ТРК были перепрофилированы в госпитали. Как правило, в современных ТРК есть много помещений, не связанных с классическим ритейлом. Например, фитнес-центры, автомойки, химчистки и большой развлекательный сегмент. Подобные ТРК, расположенные в центральных локациях, в случае ухода ритейл-арендодателей легко перепрофилировать, — объяснил руководитель департамента инвестиционного анализа и обучения ИК «УНИВЕР Капитал» Андрей Верников.
А вот судьба торговых комплексов на окраинах гораздо хуже, считает эксперт.
— Шопоголиков в ближайшие два года больше явно не станет. Примерно 30% ТРК в стране морально устарели и не интересны арендодателям, их придется перестраивать, — добавил Артем Верников.
В четверг, 10 марта, Российский совет торговых центров обратился к правительству и Центробанку с просьбой расширить меры господдержки для ТЦ и арендаторов. Речь идет о снижении коммуналки, отмены налога на имущество и земельного налога для торговых центров во всех регионах до конца года, заморозке процентных ставок по текущим кредитам для компаний — собственников торговой недвижимости. Но, по словам представителей торговых комплексов, особых иллюзий по этому поводу они не питают.
— Мы много таких писем писали во время пандемии. И все они остались без ответа. Так что надежда на то, что сейчас как-то отреагируют, призрачна, — заключил Андрей Алексеев.
Мы составили список брендов, которые объявили о приостановке своей деятельности, и будем обновлять его по мере поступления новой информации.
Что еще почитать об экономической ситуации
Смотрим в одной картинке, как за 10 лет подорожала Lada Granta;
в Leroy Merlin и Castorama изменили условия покупки товаров;
разбираемся с экспертами, что теперь делать ипотечным заемщикам;
детское питание резко подорожало, как получить смеси и каши бесплатно;
во что будем одеваться после массового ухода зарубежных брендов из страны;
крупные алкогольные бренды заявили об уходе с российского рынка;
в магазинах начинается постоянный мониторинг наличия продуктов и их цен;
Дорогие читатели, мы вынуждены закрыть комментарии в материалах, касающихся темы спецоперации на Украине и ее последствий. Это мера вынужденная, но надеемся, что временная. Спасибо за понимание!