![Кошмарный сон шопоголика: что будет с ТРК Челябинска после ухода западных брендов Коридоры торговых комплексов пустеют, как в пандемию коронавируса | Источник: Илья Бархатов](https://n1s1.hsmedia.ru/67/b4/cd/67b4cd75ce82b68f5d8862b5df734178/656x438_1:5723_7de37dfb6d8ae74d4c9ea862b16116d8@1920x1280_0xnkBPZzAM_9268767990478301206.jpg.webp)
Челябинские торгово-развлекательные комплексы заметно опустели из-за массового исхода западных брендов на фоне спецоперации на Украине. О временном закрытии магазинов в России на этой неделе объявили сотни международных компаний. Мы спросили представителей крупных ТРК и экспертов, как это сказалось на трафике и работе торговых предприятий, будет ли меняться наполнение комплексов и чего ждать в будущем.
«Что прогнозировать, когда доллар — 120 рублей?»
Пустые прилавки и коридоры, одинокие манекены и закрытые дверные жалюзи — в крупных челябинских ТРК один за другим прекращают работу магазины известных международных брендов. Уже закрылись магазины H&M, Mango, Massimo Dutti, Pull & Bear, Uterqüe, Oysho, Zara, Stradivarius, Bershka, Reserved, Adidas и многие другие.
С таким массовым исходом популярных брендов ни ритейлеры, ни покупатели еще не сталкивались. Управляющие челябинскими ТРК не видят смысла строить прогнозы даже на ближайшее будущее.
— Бесполезно что-то прогнозировать, очень много факторов ежедневно и ежечасно влияют на ситуацию, трафик, оборот и так далее, — отмахиваются они.
![Каждый день появляются сообщения о приостановке работы того или иного модного магазина | Источник: Леонид Меньшенин](https://n1s1.hsmedia.ru/9d/85/96/9d8596c586c5d9ff175dd18e05e73a01/656x438_1:5723_87fdfdb836baffd98f1f7504aded43b5@1776x1184_0x5ov773Xp_0599612355778173186.jpg.webp)
Руководство крупнейших торгово-развлекательных комплексов Челябинска — «Родник» и «Алмаз» — отказалось от подробных комментариев.
— Конкретики мало, — ответили 74.RU в управляющей компании «Родник» (развивает ТРК «Алмаз», «Родник» и «Урал». — Прим. ред.).
![Популярные у молодежи магазины H&M работали в «Горках» — с 2013 года и «Алмазе» — с 2015-го | Источник: Илья Бархатов](https://n1s1.hsmedia.ru/53/20/5c/53205c509ee2c352abc48a7a20774755/656x438_1:5723_9d4201e524135a4d071687591183d9ee@1920x1280_0x7R9JqMn6_8385446631957018073.jpg.webp)
Существенных изменений пока не произошло, сообщили в торгово-развлекательном комплексе «Горки».
— Среди наших арендаторов всего две компании, которые приостановили работу. Это H&M и Mango, — отметил представитель ТРК «Горки». — Пока рано строить какие-то прогнозы о том, что будет дальше.
![Многие челябинцы надеются, что это действительно временное закрытие | Источник: Леонид Меньшенин](https://n1s1.hsmedia.ru/84/66/69/846669550f2cbf25f6cb8fd6aff226f5/656x438_1:5723_4446ec39651190ff99c526ed91d89b81@1724x1149_0xCHtZ0RzQ_9297702054977263430.jpg.webp)
В ТК «Космос» и «Кольцо» сообщили, что у них пока нет арендаторов, уведомивших о приостановке работы, сокращении или уходе. За исключением «Бургер Кинга», который по всей стране заявил об ограничении корпоративной поддержки франчайзинговой программы. При этом все точки общепита продолжают работать.
Но общее настроение у всех представителей ритейла остается тревожным.
«Что можно прогнозировать, когда цены у всех арендаторов поднялись минимум на 30–40%?»
— Ситуация плачевная. Что я могу прогнозировать при курсе доллара 120 рублей, и еще неизвестно, что будет дальше? — задается риторическими вопросами директор ТРК «Космос» и «Кольцо» Андрей Алексеев. — Не видим ничего позитивного. Следим за новостями, ужасаемся — а что еще остается?
Как дела с посещаемостью?
При первых же известиях об уходе модных брендов и переписывании ценников из-за подорожания доллара народ бросился в магазины. Во всех ТРК города шла стихийная спецоперация под лозунгом «Купи айфон или любимые джинсы в последний раз!».
Представители «Родника» отметили стабильный трафик в торговых комплексах.
— Поведение потребителя ровное. Потрясений в этом направлении нет, — добавили в УК «Родник».
![Но на всякий случай все побежали за нарядами, пока отделы еще были открыты | Источник: Леонид Меньшенин](https://n1s1.hsmedia.ru/0c/ed/e2/0cede23c56a8c2b585f62e06f3fa2f93/656x438_1:5723_88edf23521959f05e83825ce753a9349@1776x1184_0xL0iYTfbg_2717186599661272725.jpg.webp)
В ТРК «Космос» и «Кольцо» зафиксировали наплыв покупателей, но кратковременный — лишь в первые дни после падения рубля.
По итогам 8–9-й недель 2022 года Mall Index (отражает количество посетителей на единицу площади торговых центров. — Прим. ред.) по Уральскому федеральному округу снизился на 8,1% по сравнению с аналогичным периодом 2021 года и на 26,4% — по сравнению с 2019-м. Об этом 74.RU сообщили в компании Focus (разработчик IT-продуктов для анализа трафика и продаж).
![Магазины техники Apple вновь распахнули двери, но большинство посетителей теперь только поглядывает на айфоны | Источник: Илья Бархатов](https://n1s1.hsmedia.ru/f7/49/3e/f7493e7f99ba946b205c3376159d1e02/656x438_1:5723_4768b680da7d35bae79efc2b910fec12@1920x1280_0xzSwrOZVX_7039291776782193902.jpg.webp)
— Это в целом сопоставимо с динамикой предшествующих недель 2022 года. Иными словами, общее количество посетителей ТЦ пока близко к типичному для уровня «обычных периодов». Дело в том, что на протяжении последнего времени наблюдались разнонаправленные тренды, компенсирующие друг друга, — объяснил руководитель направления исследований и консалтинга компании Focus Михаил Васильев. — С одной стороны, росла активность потребителей, связанная с ожиданием роста цен и закрытия ряда объектов сетевого ритейла. С другой стороны, собственно закрытие ряда объектов розницы, генерирующих посещаемость, а также переход потребителей в сберегательную модель поведения на фоне снижения покупательной способности.
Всё это привело в итоге к стагнации общих показателей посещаемости, добавил Михаил Васильев.
Иностранцы выжидают
Эксперты обращают внимание, что несмотря на агрессивную риторику в СМИ, иностранные компании пока осторожны в своих решениях.
![Об окончательном уходе из России бренды пока предпочитают не говорить | Источник: Илья Бархатов](https://n1s1.hsmedia.ru/2d/8e/6c/2d8e6cec6c68203da6c11355656a6fd8/656x438_1:5723_65048a6a10d540fcbcaf4e1d7619bfba@1920x1280_0xr0ekbQyX_9390765704538207280.jpg.webp)
Региональный директор департамента торговой недвижимости Knight Frank Евгения Хакбердиева обращает внимание на то, что сейчас речь идет о приостановке работы ритейлеров.
«Пока иностранные компании занимают выжидательную позицию»
— В целом пандемия привела к тому, что многие бренды испытывали сложности с поставкой товаров в магазины. Теперь процесс стал еще сложнее, поэтому многие приостановили работу, в том числе в связи с ограниченным количеством продукции, — рассказала Евгения Хакбердиева. — Из всего числа компаний, объявивших о временном закрытии, только небольшая часть делает это с полными складами. Те, у кого бесперебойные поставки и поставщики из России, продолжают работать без ограничений.
![Самолеты за границу не летают, импортных брендов все меньше | Источник: Илья Бархатов](https://n1s1.hsmedia.ru/99/37/7b/99377b0eac7a6efc589090fbd4adbd40/656x438_1:5723_7a5030a3c816d6236343fd4e202a5554@1920x1280_0xJRyIqBYi_7692543842441433506.jpg.webp)
В том, что уход зарубежных компаний негативно скажется на работе ТРК, сходятся все опрошенные нами эксперты.
— В большинстве эти компании были точками, формирующими трафик покупателей, где-то — якорными арендаторами. Трафик снизится, хотя саму динамику оценивать не возьмусь, это индивидуально и зависит от конкретного ТРК и торговой марки, — отметила партнер агентства M. A. Research, руководитель направления «Ритейл» Анна Синявская. — В текущей ситуации владельцы торговых центров, скорее всего, подождут какое-то время, поскольку зарубежные компании в большинстве своем объявили о временном прекращении работы в России. Но параллельно начнут или уже начали поиск новых арендаторов среди российских компаний или зарубежных из стран, не присоединившихся к санкциям.
Сейчас зачастую слышны «шапкозакидательские» выкрики, мол, пусть валят — никто не расстроится. Но на самом деле наличие трафикообразующих арендаторов влияет на продажи всех арендаторов ТРК, указала аналитик финансовой группы «Финам» Анна Буйлакова.
«Размещение магазинов в непосредственной близости от конкурентов и прочих розничных ритейлеров создает синергетический эффект для арендаторов»
— Магазины получают доступ не только ко своей целевой аудитории, которая генерирует для фирм основную часть выручки, или тех, кто целенаправленно пришел в магазин с определенным списком покупок, но и к «залетным» покупателям. Ритейлер мог бы их пропустить, будь он отдельно стоящей торговой точкой. При длительном отсутствии знакомых на слух крупных ритейлеров в торговых центрах продажи оставшихся арендаторов могут снизиться, — объяснила Анна Буйлакова.
![Удастся ли заместить популярные европейские бренды на равноценные — сложный вопрос | Источник: Дарья Пона](https://n1s1.hsmedia.ru/6c/72/1d/6c721d2daae5b6dc367c2f3d4c2435d5/656x438_1:5723_3c3cec6f2d821ffaf60646c23eec2514@1920x1280_0xNf98grr0_8016301845748488116.jpg.webp)
В итоге владельцам, возможно, придется пересмотреть ставку аренды в сторону снижения, отмечают эксперты.
— Снижение трафика и продаж ритейлеров может поставить под удар стабильность внесения арендных платежей. Далее падение спроса на аренду торговых точек в ТК может привести к снижению арендных плат, что также негативно скажется на финансовых показателях управляющих компаний, — добавила аналитик финансовой группы «Финам».
Шопоголиков станет меньше
Падение посещаемости заставит владельцев торговых комплексов менять товарные категории и функционал объектов, а также снижать требования к арендаторам, указывают эксперты.
«Будущее ТРК довольно туманно. Западные арендодатели уходят, а чтобы пришли на смену отечественные, нужен рост покупательной способности россиян»
— С этим проблемы — большинство экономистов считают, что экономика России в этом году снизится примерно на 8%. Луч надежды состоит в том, что многие современные ТРК могут легко пройти перепрофилирование. К примеру, в Москве во время вспышки COVID-19 в 2020 году многие ТРК были перепрофилированы в госпитали. Как правило, в современных ТРК есть много помещений, не связанных с классическим ритейлом. Например, фитнес-центры, автомойки, химчистки и большой развлекательный сегмент. Подобные ТРК, расположенные в центральных локациях, в случае ухода ритейл-арендодателей легко перепрофилировать, — объяснил руководитель департамента инвестиционного анализа и обучения ИК «УНИВЕР Капитал» Андрей Верников.
![Торговым комплексам в отдаленных районах выжить будет труднее | Источник: Илья Бархатов](https://n1s1.hsmedia.ru/7a/46/93/7a4693d6134a11635d7a3a923dd100fe/656x438_1:5723_4665c17e398723e65b377dabd3f2a906@1920x1280_0xGeBwLWNO_5615864843433793347.jpg.webp)
А вот судьба торговых комплексов на окраинах гораздо хуже, считает эксперт.
— Шопоголиков в ближайшие два года больше явно не станет. Примерно 30% ТРК в стране морально устарели и не интересны арендодателям, их придется перестраивать, — добавил Артем Верников.
В четверг, 10 марта, Российский совет торговых центров обратился к правительству и Центробанку с просьбой расширить меры господдержки для ТЦ и арендаторов. Речь идет о снижении коммуналки, отмены налога на имущество и земельного налога для торговых центров во всех регионах до конца года, заморозке процентных ставок по текущим кредитам для компаний — собственников торговой недвижимости. Но, по словам представителей торговых комплексов, особых иллюзий по этому поводу они не питают.
— Мы много таких писем писали во время пандемии. И все они остались без ответа. Так что надежда на то, что сейчас как-то отреагируют, призрачна, — заключил Андрей Алексеев.
Мы составили список брендов, которые объявили о приостановке своей деятельности, и будем обновлять его по мере поступления новой информации.
Что еще почитать об экономической ситуации
Смотрим в одной картинке, как за 10 лет подорожала Lada Granta;
в Leroy Merlin и Castorama изменили условия покупки товаров;
разбираемся с экспертами, что теперь делать ипотечным заемщикам;
детское питание резко подорожало, как получить смеси и каши бесплатно;
во что будем одеваться после массового ухода зарубежных брендов из страны;
крупные алкогольные бренды заявили об уходе с российского рынка;
в магазинах начинается постоянный мониторинг наличия продуктов и их цен;
Дорогие читатели, мы вынуждены закрыть комментарии в материалах, касающихся темы спецоперации на Украине и ее последствий. Это мера вынужденная, но надеемся, что временная. Спасибо за понимание!