Редактор проекта «Авто» Артем Краснов регулярно пишет на тему дорожного строительства и отслеживает обратную связь читателей, которая, по его словам, в этом году стала особенно токсичной. И на это есть причины.
Читатели в гневе. Я всё чаще получаю письма с риторическим вопросом: кто ответит за транспортный хаос в городе? Читатели недовольны пробками и просят посадить кого-нибудь на кол, а лучше на тот оранжевый столбик, которым обособляют трамвайные пути. Они считают, что Челябинск целенаправленно уродуют, лишая его последних достоинств, к коим относилась неплохая приспособленность для автомобилистов. Справедливы ли претензии? Лишь отчасти.
Раньше говорили: не дай бог вам жить в эпоху перемен. А мы как раз в нее живем, и Челябинск переходит от концепции асфальтового мегаполиса для автомобилистов к более модной сейчас идеологии города равных возможностей, где частные машины являются важным, но не единственным способом перемещения. Тенденция разумна, потому что даже сейчас, при относительно низкой (в сравнении с Европой) автомобилизации, Челябинск ощущает перегруз. На днях я заехал на Краснопольский проспект и поразился парковочным гнойникам, наросшим вокруг каждого дома. Впрочем, у меня во дворе немногим лучше.
Дальнейшая автомобилизация не принесет городу счастья, а кроме того, вы видели цены на машины?
Поэтому сама по себе транспортная концепция, зафиксированная в документе с корявым названием КСОДД-2021, не так уж плоха. Она смещает баланс от автомобилей в пользу общественного транспорта, велосипедов и пешего хода, а это давняя боль Челябинска. И если город не готов поставить на себе крест уже сейчас, нужно думать наперед.
А теперь три причины, почему мы, челябинцы, видим больше хаоса, чем положительных изменений. Не только потому, что мы по жизни сварливые. Есть и объективные трудности.
Как вы оцениваете транспортную реформу Челябинска?
Коммуникационный провал
Власти не умеют объяснить горожанам красоту и грандиозность своих планов, поэтому для нас любое новшество выглядит лишь конвульсивной попыткой залатать очередную дыру.
Самый очевидный пример — ремонт Комсомольского проспекта. Гипертрофированная волна гнева возникла, потому что посреди дорожной глади накатали островки безопасности шириной в две полосы, что выглядело натуральной диверсией. Вместо того чтобы показать схему обновленного проспекта, городские власти целый месяц играли в молчанку, за которую впоследствии поплатился вице-мэр Максим Куляшов.
И это не исключение. Сейчас автомобилисты возмущаются обособлением трамвайных путей: из-за этого исчезает место для маневра, а в снежную погоду сужается проезжая часть. Когда я слушаю заместителя министра транспорта Александра Егорова о необходимости разогнать челябинский трамвай, соглашаюсь: это не дело, когда он ездит на скорости ишака и его унижает любой «Матиз». Водители трамваев, кстати, аплодируют последним изменениям, включая и ремонт путей на Цвиллинга, и Первой Пятилетки. Но в общественном сознании эти работы существуют в отрыве от общей концепции, и никто толком не понимает, каким будет челябинский трамвай, скажем, в 2024 году. Неудобства чувствуют уже сейчас, а перспективы туманны — отсюда негатив.
Тратя миллиарды на дорожное строительство, мэрия почему-то не может сделать нормальный набор слайдов или видеоролик, который объяснял бы концепцию нового Челябинска, причем в максимально конкретном ключе. Это осложняет работу и нам, журналистам: попробуйте ради интереса изучить файлы КСОДД-2021, не сломав глаза. А помимо него есть еще новый генплан города, есть идея метротрама и много других инициатив: например, загадочный дублер трассы М-5 от Челябинска до Казани, похожий на прожект.
Плохое исполнение годных замыслов
Хорошими намерениями вымощена дорога в ад, в том числе автомобильный, и в Челябинске это чувствуется в каждой мелочи. По одной из версий, в городе просто не осталось толковых проектировщиков дорог, способных просчитывать ситуацию на пару шагов вперед.
Так, за все годы дорожных революций в Челябинске не научились рисовать прямые автомобильные полосы. На половине перекрестков они идут хитрыми диагоналями, поэтому в Челябинске невозможно просто ехать в полосе: нужно всё время вертеть головой и опасаться машины, которая выскочит внезапно из-под мышки.
Другой пример — обновленный Комсомольский проспект проектировали под две магистральные полосы, по которым автомобили могут беспрепятственно ехать прямо (повороты и развороты — через дополнительные полосы или карманы). Но хорошую идею зачем-то испохабили перекрестком с Красного Урала, разрешив поворот из левой полосы и тем самым спровоцировав чехарду и пробки.
Стоит ли вспоминать про двухгодичную эпопею с ремонтом дюжины трамвайных переездов? Про аварийный перекресток на Дарвина около нового моста через Троицкий? Про ремонт трамвайных путей второпях под Новый год?
Недавно на проспекте Победы появились адаптивные светофоры — те самые, с загадочной зеленой кнопкой для пешеходов. Идея выглядит классной и современной, но почему-то после активации светофоров проспект и окружающие улицы встали в нетипичных пробках и коснулось это даже трамваев, которым вроде бы обеспечили зеленую волну. Будем надеяться, что это трудности переходного периода.
Когда транспортный цех отстает
Новая концепция состоит из двух пластов: с одной стороны, власти хотят поджать автомобилистов, с другой — предоставить им альтернативу в виде скоростного общественного транспорта. Но первая задача сильно опережает вторую и получается как в песне: ты покинул берег свой родной, а к другому так и не пристал.
Выделенки оправданы, когда есть техника, способная использовать их преимущество. Пока же средний автомобилист видит все те же дрифтующие трамваи, понурые троллейбусы и надоевшие маршрутки, а отсюда резонный вопрос — ну, и какую альтернативу вы предложили взамен придушенным дорогам?
На самом деле прогресс есть: автобусный парк Челябинска постепенно обновляется, и в этом году, например, на эти цели потрачено 1,3 миллиарда. Развитием троллейбусов займется компания миллиардера Пумпянского, запланирован масштабный апгрейд трамваев.
В теории, эффект должен проявиться в ближайшие годы. Но если количество не успеет перейти в качество, Челябинск рискует из двух зол выбрать оба, когда любое перемещение по нему будет вызывать лишь зубовный скрежет и мысли, как оно было при Юревиче. Я лично надеюсь, что мы успеем достичь той «несгораемой суммы», после которой возврат к маршруточной проказе 90-х будет уже немыслим.
Скепсиса добавляет и увлеченность властей спорной идеей метротрама, который якобы заработает уже через три года. Проект выглядит дорогим и громоздким, а главное, морально устаревшим, потому что подземные ветки метротрама проходят совсем не там, где городу грозит транспортное удушье.
Челябинск меняется, и само по себе это хорошо, а трудности переходного периода бывают всегда. Главный вопрос лишь в том, приведет ли это к зримым изменениям или опять пошуршат и бросят. Но если хотите моего финального мнения, то в этом вопросе я сдержанный оптимист. А вы?
Согласны с автором?