О временной остановке работы старожил городского общепита объявил в своих соцсетях и объявлении на дверях заведения в районе железнодорожного вокзала. Среди возможных причин закрытия эксперты называют устаревший формат и последствия пандемии коронавируса. Но это еще не всё. Подробности — в нашем материале.
Временно или навсегда?
В разгар дня двери заведения, расположенного недалеко от Привокзальной площади, на замке, крыльцо занесено снегом.
— Сначала пиццерия сократила время работы — до 20 часов, а теперь, похоже, совсем накрылась, — предположили наши читатели.
— Извините, у нас временно закрыто, — такое объявление появилось в аккаунтах пиццерии в соцсетях на прошлой неделе. А если подойти поближе ко входу заведения, расположенного на улице Степана Разина, 2, можно разглядеть объявление с аналогичным содержанием.
«Пиццбург» — один из старожилов общественного питания в Челябинске. Пиццерия на Привокзальной площади открылась в сентябре 2004 года. Заведение вмещало 60–70 гостей. Основателем «Пиццбурга» был предприниматель Леонид Варданян, а управляла заведением его жена Ирина. Поначалу основной акцент делали на пиццу, причем «Пиццбург» славился сытностью предлагаемых блюд. Представители заведения всегда подчеркивали, что готовят пиццу в дровяной печи, как в Италии. Пиццерия пользовалась популярностью. Поэтому появился филиал «Пиццбурга» в Тракторозаводском районе — на улице Комарова, 127а. Кстати, территория здесь была побольше — 58 мест в основном зале и 36 мест в кальянной зоне.
После смены собственников в 2015 году начались эксперименты с европейской и даже вегетарианской кухней. Ассортимент постоянно расширялся — от бургеров, роллов, кебабов и наггетсов до пасты, фахитос, пирогов и десертов. Средний чек составлял 500–700 рублей. Три года назад в меню появились бизнес-ланчи, а также организовали доставку горячих обедов в офисы. А второе заведение на ЧТЗ то закрывали, то снова открывали. Последний раз пиццерия на Комарова распахнула двери накануне пандемии — в конце февраля 2020 года. Но по понятным причинам проработала недолго.
Компания ООО «Пиццбург-Урал» (управляет пиццерией «Пиццбург») создана в июне 2015 года. Основное направление — деятельность ресторанов и услуги по доставке продуктов питания. В штате числится 10 сотрудников. По данным сервиса «Контур.Фокус», основным владельцем (90% уставного капитала) является Евгений Гудилин, еще 10% — доля ООО «Пиццбург-Урал». Евгений Гудилин выступает совладельцем ООО «Пиццбург» (78,5714%) и ООО ЧОП «Смерш» (25%), а также директором «дочки» ММК — компании «Промсырье», которая занимается обработкой отходов и лома черных металлов.
«Освободите помещение»
Руководители пиццерии, одного из старожилов рынка общепита в Челябинске, не ответили на звонки и запросы 74.RU. По всем телефонам звучала одна и та же фраза: «Абонент временно недоступен». На сообщения в соцсетях никто не ответил.
Между тем, судя по данным арбитража, наиболее вероятной причиной закрытия пиццерии мог послужить конфликт между арендатором — ООО «Пиццбург-Урал» и арендодателем — АО «Железнодорожная торговая компания». Сейчас в Арбитражном суде Оренбургской области рассматривается сразу несколько встречных исков.
В апреле «Пиццбург-Урал» подал иск в Арбитражный суд Оренбургской области к АО «Железнодорожная торговая компания» — о понуждении арендодателя заключить дополнительное соглашение об отсрочке уплаты арендной платы за 2020 год. В августе владельцы пиццерии обжаловали односторонний отказ АО «Железнодорожная торговая компания» от исполнения договора аренды. В конце сентября арендодатель потребовал в суде обязать «Пиццбург-Урал» освободить незаконно занимаемое помещение и взыскать задолженность по аренде 2,8 миллиона рублей. Суд принял иски к производству, объединил их в одно дело и назначил предварительное судебное заседание на 21 декабря.
74.RU попросил представителей АО «Железнодорожная транспортная компания» прокомментировать, в чём суть дополнительного соглашения к договору по аренде, которое предлагали подписать ООО «Пиццбург-Урал». А также с чем связано требование к арендатору освободить занимаемые площади — долгом за аренду или планами по продаже помещения.
На момент публикации материала АО «Железнодорожная транспортная компания» не ответило на запрос. Мы опубликуем ответ, как только получим.
«Жалеть не о чем»
Среди возможных причин закрытия эксперты называют устаревший формат и последствия пандемии.
— Общее впечатление — «закрылись и закрылись». На самом деле формат этого заведения устарел если не при открытии, то очень быстро после этого. Пицца там была, на мой взгляд, так себе — «обнять и простить». Очень провинциальный формат — жалеть тут не о чем, — категорично заявил гендиректор консалтинговой компании в сфере общепита Артур Андреев. — В Челябинске есть более сильные игроки, они делают действительно похожую на итальянскую пиццу. Это и «Подди-Пицца», и Mariage в «Роднике», еще несколько заведений. Вот если они закроются, тогда будет жалко.
Главным залогом долгожительства «Пиццбурга», по словам эксперта, было местоположение. Пиццерия располагалась напротив железнодорожного вокзала города-миллионника. Это обеспечивало хороший трафик не очень требовательных посетителей.
— Но в нынешних условиях, похоже, уже и этих факторов мало, — добавил Артур Андреев. — Конечно же, тут наверняка наложились кризисные условия из-за коронавирусных ограничений.
Из-за локдауна выручка челябинских рестораторов упала на 40–50 процентов, сообщили на прошлой неделе в региональном Минэкономразвития. При этом власти отказались отменять запрет на работу ресторанов после 23 часов. А с 1 декабря в общепит пустят только с QR-кодом. Ограничение будет действовать как минимум до 9 января.
Пиццерии считаются одним из развивающихся сегментов быстрого питания. В Челябинске, по данным 2ГИС, действует 130 заведений, в меню которых есть пицца.
— Затраты в этом секторе относительно невелики, спрос стабилен, а доходы находятся на приемлемом уровне даже в кризисные периоды. Срок выхода на окупаемость пиццерии оценивается в 3–6 лет. Сейчас особенно востребованы пиццерии, работающие только на доставку. Такие компании обходятся лишь кухней и курьерами, экономя на отсутствии затрат на зал и обслуживание посетителей, — отметил аналитик компании «Финам» Алексей Коренев.
В то же время низкая стоимость входа приводит к большой конкуренции в этой сфере. Поэтому рынок постоянно в движении — уходят старые игроки, появляются новые. И ничего удивительного в этом нет, добавил эксперт.
Что происходит с рынком общепита в Челябинске
Эксперты подсчитали, что доходность заведений за время коронакризиса упала на 20–30%. На ресторанном рынке Челябинска наблюдается бум продаж и закрытий.
Кроме того, челябинские владельцы точек общепита считают, что в скором времени в заведениях могут ввести QR-коды. По их мнению, это добьет многих бизнесменов, которые пытались из последних сил оставаться на плаву. Ранее в регионе из-за коронавируса ввели электронные сертификаты на посещение мероприятий в помещениях.
В январе с ресторанной карты исчез один из старожилов — TITANIC. Потом закрылась легендарная кофейня «Апельсин». Рынок покинули представители пиццерии Domino`s Pizza.
Первое заведение паназиатской кухни в Челябинске — ресторан Karma — также объявило о грядущем уходе с рынка.
Признана банкротом старейшая пивоварня «Крист». Другой пивной ресторан — «Дабл Эль» — выставили на продажу. Следом начали искать покупателей для бара «Шишка».
Но, как ни страшен ковид и связанные с ним ограничения, в Челябинске продолжают открываться новые заведения. В этом году в центре города запустили сразу два заведения с акцентом на русскую кухню: в апреле заработал ресторан «Буфет на Большой», а чуть позже на первом этаже «Челябинск-Сити» появилось заведение «Легенда». Напротив областного правительства открылся гастробар.
В июне запустили ресторан грузинской кухни «Манана Мама», он занял место ресторана TITANIC.
В августе по франшизе заработал грузинский ресторан «Хачапури тетушки Марико». Он разместился в помещении бывшего узбекского Bazar, закрытого в пандемию.
Кроме того, интересным явлением лета-2021 стало освоение двориков, прилегающих к пешеходной Кировке.
Ранее 74.RU подсчитал, сколько заведений не пережили коронакризис, подробности — в нашем обзоре.